об оспаривании распоряжения



                          Дело №2-5831/11

            

Р Е Ш Е Н И Е (ЗАОЧНОЕ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011 года Советский районный суд г. Красноярска

в составе: председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,

при секретаре Валехматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустина Ивана Евгеньевича, Вороновой Екатерины Ивановны к Администрации Советского района г.Красноярска об оспаривании распоряжения и понуждении в совершении действий по постановке на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах,

У С Т А Н О В И Л:

Капустин И.Е. обратился в суд с иском к Администрации Советского района г.Красноярска об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о понуждении Администрации Советского района г.Красноярска в признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся. Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Администрацию Советского района г.Красноярска о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в удовлетворении вышеназванных требований по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, т.е. в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право граждан состоять на учете. Полагает данный отказ необоснованным, поскольку с момента заключения брака он с семьей проживает в арендованной квартире, иных помещений для проживания у них нет, считает свою семью нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные исковые требования - Воронова Е.И. (супруга Капустина И.Е.) также обратилась в суд с требованиями об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о понуждении Администрации Советского района г.Красноярска в постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в целевых жилищных программах по аналогичным основаниям.

В судебном заседании Капустин И.Е., в также Воронова Е.И. поддержали вышеназванные исковые требования, просили признать незаконным распоряжение Администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке их семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ; обязать Администрацию Советского района г. Красноярска признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить на учет для участия в целевой жилищной программе «Обеспечение жильем молодых семей».

Третьи лица - Капустина И.Н поддержали требования истцов, пояснив, что она является собственником квартиры в доме по <адрес> в г. Красноярске; в настоящее время она указанную квартиру продает, так как по состоянию здоровья имеет намерения выехать для постоянного проживания в среднюю полосу России.

Представитель ответчика - Администрации Советского района г. Красноярска, третье лицо Карнатовская Т.Л. в суд не явились, о рассмотрении данных требований были извещены своевременно и надлежащим образом; об уважительности неявки суду не было сообщено; истцы не возражали против рассмотрения дела в отсутствии представителя ответчика, в порядке заочного судопроизводства.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, считает требования Капустина И.Е., Вороновой Е.И. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с п/п.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7).

Согласно ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно положению ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 г. №258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края «О прядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» от 23.05.2006 года №18-4751, правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным частью первой ст. 51 ЖК РФ.

Постановлением Администрации г.Красноярска №46-а от 11.12.2008 года была утверждена Городская целевая программа «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 года.

Во исполнение указанного постановления и в соответствии с п.1.2.1 Положения о порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы ( утв. постановлением Администрацией г.Красноярска от 16.07.2009 года за № 258, в ред. от 27.01.2010 года за № 30, действовавшей на момент вынесения оспариваемого распоряжения) было установлено, что молодая семья, выразившая желание участвовать в государственных жилищных программах (молодая и (или) многодетная семья, выразившая желание участвовать в муниципальной жилищной программе), соответствующая критериям, установленным федеральными и (или) краевыми нормативными правовыми актами и (или) правовыми актами города по реализации жилищных программ, в том числе настоящим положением, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой соответствующей социальной выплаты. Реестр молодых семей формируется управлением учета и реализации жилищной политики администрации города.

Исходя из п.2.1.1 указанного Положения, в целях признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах Заявитель обращается в администрацию района в городе Красноярске по месту своего постоянного жительства либо по месту постоянного жительства молодой семьи (в случае, если все члены молодой семьи зарегистрированы по одному адресу) с соответствующим заявлением, к которому прилагаются копии истребуемых документов ( согласно перечня п/п. А-Д). При этом, в случае, если в период, не превышающий пяти лет, предшествующих дате обращения с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся, кто-либо из членов молодой семьи проживал в другом жилом помещении на территории города Красноярска либо в другом населенном пункте, выписка из домовой книги и (или) финансово-лицевой счет представляются также с предыдущего места жительства.

Администрация района в г.Красноярске осуществляет признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах в соответствии с нормами федеральных, краевых нормативных правовых актов и правовых актов города, в том числе настоящего Положения, регламентирующих реализацию жилищных программ, а также признание граждан нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ ( п.2.1.2).

Необходимым условием для участия молодых семей в жилищных программах является наличие у молодой семьи достаточных доходов или средств для участия в жилищных программах (п.2.2).

Судом установлено, что Капустин И.Е. и Воронова Е.И. состоят в зарегистрированном браке с 27.11.2009 года, что подтверждено свидетельством о заключении брака 1-БА №777537.

ДД.ММ.ГГГГ Капустин И.Е. обратился с заявлением в Администрацию Советского района г.Красноярска о принятии на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении. К заявлению были приложены документы, в том числе: выписка из домовой книги на квартиру по <адрес> в г.Красноярске и квартиру по ул. <адрес> в г.Красноярске; договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; договор на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ; отказ Капустина И.Е. от участия в приватизации квартиры по <адрес> в г.Красноярске.

Из оспариваемого распоряжения Администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.35) следует, что Капустину И.Е., на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ ( т.е. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях),было отказано в постановке молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах.

Постановлением Администрации г.Красноярска от 14.04.2005 №192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска» установлена учетная норма площади жилого помещения (исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Красноярске) в размере 12 кв. м. на человека.

Согласно представленной выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире (общей площадью 40,50 кв.м, в том числе жилой – 18,90 кв.м), по <адрес> в г.Красноярске зарегистрировано 5 человек: Корнатовская Т.Л. (собственник), ФИО11 (мать), ФИО12 (дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р.), с ДД.ММ.ГГГГ - Воронова Е.И. (племянница), с ДД.ММ.ГГГГ - Капустин И.Е. (родственник). Собственником указанной квартиры на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является Корнатовская Т.Л. (третье лицо по данному делу), которая по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставила указанное жилое помещение в срочное возмездное пользование Капустину И.Е.

Согласно представленной выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в четырехкомнатной квартире ( общей площадью 78,2 кв.м, в том числе жилой – 54,60 кв.м) по <адрес> в г.Красноярске зарегистрировано 2 человека: Капустина И.Н. (собственник), ФИО13(дочь). Истец был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ; Воронова Е.И. была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Собственником указанной квартиры на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является Капустина И.Н. Из предоставленных документов о приватизации квартиры, Капустин И.Е. добровольно отказался от участия в приватизации (согласие от ДД.ММ.ГГГГ).

По справке ФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, информации Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, КГУП «Забайкальское БТИ», Управления Росреестра по <адрес>, за Капустиным И.Е., Вороновой Е.И. сведения о правах указанных лиц на объекты жилого недвижимого имущества отсутствуют.

В судебном заседании истцы указывали на то, что они представили весь необходимый пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающейся их молодой семьи в жилом помещении. Доводы администрации о том, что они намеренно ухудшил свои жилищные условии, являются необоснованными, поскольку они не имели ничего в собственности, в настоящее время создана новая семья, которой требуется свое жилье. Кроме того, Сберегательным банком РФ было принято решение о предоставлении Капустину И.Е. кредита «Ипотеный» ( созаемщик Воронова Е.И.) в сумме 650 000 руб., о чем свидетельствует предоставленные им сведения ( на л.д.9).

Ранее представитель Администрации Советского района г.Красноярска в своих возражениях указывал на то, что в ходе изучения документов было установлено, что в 2009 году истец отказался от участия в приватизации четырехкомнатной квартиры по <адрес> в г. Красноярске; следовательно ухудшил свои жилищные условия. Закон Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории края» говорит о том, что граждане не могут быть поставлены на учет, если они в течение 5 лет ухудшили свои жилищные права, фактически истец был прописан в квартире <адрес>; площадь данной квартиры позволяла проживать в ней. Администрация Советского района г.Красноярска посчитала, что было принято решение о намеренном ухудшении своих жилищных прав, в связи с чем, в постановке на учет было отказано.

Третье лицо Капустина И.Н. пояснила, что она является собственником квартиры <адрес> в г. Красноярске. В настоящее время в квартире проживает 4 человека: она, сын, дочь и ее гражданский муж. Иван с Катей раньше занимали проходную комнату, но это было очень неудобно, поэтому они в настоящее время вынуждены снимать жилье. Поскольку она продает принадлежащую ей квартиру, в связи с выездом за пределы г. Красноярска; часть вырученных средств от продажи квартиры она намерена отдать Капустину И.Е. ( сыну), в связи с чем, поддерживает требования детей.

Из определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года №258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» отметил, что по своему смыслу ст.53 ЖК РФ сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан; ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая вышеизложенное, предоставленные сторонами доказательства, суд учитывает то, что ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь; при этом, косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из представленных истцами документов следует, что брак между Капустиным И.Е. и Вороновой Е.И. заключен в ноябре 2009 года, тогда как, отказ Капустина И.Е. от участия в приватизации зафиксирован еще в 2008 году, т.е. задолго до создания молодой семьи, что свидетельствует о том, что ухудшение жилищных условий произошло не намеренно с целью постановки на учет; в настоящее время собственник квартиры <адрес> в г. Красноярске продает данную квартиру ( о чем дополнительно свидетельствует договор от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с выездом на другое место жительство за пределы г. Красноярска по состоянию здоровья ( что следует из мед. документов), истцы жилья для постоянного проживания не имеют, суд полагает необходимым удовлетворить требования Капустина И.Е., Вороновой Е.И., признав их нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязав Администрацию Советского района г.Красноярска поставить Капустина И.Е., Воронову Е.И. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия.

В то же время, суд полагает возможным оставить без удовлетворения требования Капустина И.Е., Вороновой Е.И. о признании незаконным распоряжения Администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, которым Капустину И.Е. было отказано в постановке молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку из предоставленных истцом документов в Администрацию Советского района г. Красноярска, усматривались основания для отказа ему в постановке на учет по пп.3 п.1 ст.54, ст. 53 ЖК РФ; однако, устанавливать намеренность действий по ухудшению жилищных условий не входит в компетенцию жилищной комиссии Администрации района, в связи с чем, Капустину И.Е. ДД.ММ.ГГГГ правомерно было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Советского района г.Красноярска поставить Капустина Ивана Евгеньевича, Воронову Екатерину Ивановну на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для участия в целевых жилищных программах, в удовлетворении остальной части требований отказать.

Ответчик вправе в семидневный срок с момента получения копии решения обратиться в Советский районный суд г.Красноярска с заявлением о его отмене.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок; мотивированное решение будет изготовлено 26.12.2011 года.

Председательствующий:                         А.Л. Елисеева

<данные изъяты>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>