о признании незаконным распоряжения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Вышинской Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ананьевой Ольги Александровны о признании незаконным распоряжение администрации Советского района г. Красноярска об отказе в принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах и признании имеющей достаточные доходы,

УСТАНОВИЛ:

Ананьева О.А. обратилась в суд с заявлением, требуя признать незаконным распоряжение администрации Советского района г. Красноярская № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ее молодой семье для участия в целевых жилищных программах и признании имеющими достаточные доходы, обязать администрацию Советского района г. Красноярска поставить Ананьеву О.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о принятии на учет ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в городской целевой программе «Молодой красноярской семье- доступное жилье» на 2009-2011 годы, к заявлению были приложены все необходимые документы для постановки на вышеуказанный учет, однако, распоряжением администрации Советского района г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 54 ЖК РФ. При обращении в администрацию Советского района г. Красноярска ей было разъяснено, что основанием для отказа в постановке на учет послужило то, что супруг заявительницы до 2010г. проживал и состоял на регистрационном учете в квартире своего отца, по адресу: <адрес>, не являлся нуждающимся в жилом помещении, с заявлением о постановке на учет заявительница обратилась в 2011г., в связи с чем, пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, не прошел.

В судебном заседании заявительница, ее представитель- Тулупов А.П., участвующий в деле по устному ходатайству, заявленные требования поддержали.

Представители заинтересованных лиц- администрации г. Красноярска, администрации Советского района г. Красноярска, Ананьев В.А. в суд не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается расписками судебных повесток; с согласия заявительницы, ее представителя, дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно частям 3, 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 54 ГК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статья 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. № 18-4751 «О прядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным частью первой ст. 51 ЖК РФ.

Постановлением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Городская целевая программа «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 года.

В соответствии с п. 1.2.1 постановления Главы г. Красноярска от 16.07.2009г. № 258 «О порядке реализации городской целевой программы "Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2009 - 2011 годы», под молодой семьей понимается молодая семья, выразившая желание участвовать в государственных жилищных программах (молодая и (или) многодетная семья, выразившая желание участвовать в муниципальной жилищной программе), соответствующая критериям, установленным федеральными и (или) краевыми нормативными правовыми актами и (или) правовыми актами города по реализации жилищных программ, в том числе настоящим Положением, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой соответствующей социальной выплаты (далее - достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах).

Как установлено в судебном заседании, Ананьева О.А. (до регистрации брака- Грачева) и Ананьев В.А. зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ, от брака имеют несовершеннолетнюю дочь АМВ, ДД.ММ.ГГГГг.р., что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданными ТО агентства ЗАГС Красноярского края по Советскому району г. Красноярска.

ДД.ММ.ГГГГ Ананьева О.А. обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о принятии на учет ее молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства; к заявлению были приложены следующие документы: копии паспортов, свидетельство о браке, копия выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета, договор на передачу жилого помещения в собственность, справки из БТИ и регистрационной палаты, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о рождении ребенка.

Распоряжением администрации Советского района г. Красноярска о принятии молодых семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах и признании имеющими достаточные доходы, отказе в принятии на учет от ДД.ММ.ГГГГ, молодой семье Ананьевой О.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 54 ЖК РФ.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по договору на передачу жилого помещения граждан, Грачевой О.А. (после регистрации брака- Ананьева), передана в собственность <адрес>, общей площадью 13,60 кв.м., в том числе жилой- 12,50 кв.м.; ДД.ММ.ГГГГ Ананьева О.А. зарегистрировала право собственности на указанную квартиру в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ ИП СДА, рыночная стоимость <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> составляет 782 000 руб.

По справке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> на регистрационном учете состоят: Ананьева О.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Ананьев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, АМВ, ДД.ММ.ГГГГг.р. с ДД.ММ.ГГГГ; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по квартплате отсутствует, что подтверждается также квитанциями об оплате жилищно-коммунальный услуг.

По сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, права Ананьева В.А., АМВ, ДД.ММ.ГГГГг.р., на объекты недвижимого имущества в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

Как следует из справок Красноярского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, за Грачевой О.А., Ананьевым В.А. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности в г. Красноярске не зарегистрированы.

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, Ананьев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на регистрационном учете в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 65,9 кв.м., в том числе жилой- 44,8 кв.м.

Материалами дела подтверждается, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, предоставлена ААА на основании договора социального найма жилого помещения в дому государственного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справок ООО «Крастехинвентаризация», ААА, АТА в приватизации не участвовали.

В судебном заседании заявительница пояснила, что с апреля 2008г. она и ее супруг, Ананьев В.А., проживают совместно одной семьей в <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, от брака имеют несовершеннолетнюю дочь АМВ, ДД.ММ.ГГГГг.р., ведут общее хозяйство и бюджет, воспитывают дочь; пояснила, что с апреля 2008г. оплата жилищно- коммунальных платежей производится с учетом супруга, Ананьева В.А., просила удовлетворить заявленные требования, обязать администрацию Советского района г. Красноярска поставить Ананьеву О.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах.

Свидетель ИВО, сосед по квартире, пояснил, что с 2008г. Ананьев В.А. постоянно проживает в <адрес>, где также проживают также его жена и несовершеннолетняя дочь.

Свидетель ААА пояснил, что Ананьев В.А. его сын, с 1997г. по март 2008г. сын проживал с ним в <адрес> по адресу: <адрес>, которая была предоставлена ему (ААА) на основании договора социального найма жилого помещения, до настоящего времени квартира не приватизирована; с апреля 2008 г. Ананьев В.А. постоянно проживает вместе со своей семьей в <адрес>, с октября 2010г. зарегистрирован по месту жительства.

Оценивая доказательства по делу, суд учитывает, что в соответствии с п. 3 постановления администрации г. Красноярска от 11.10.2011г. N 408 «Об утверждении городской целевой программы «Молодой красноярской семье - доступное жилье» на 2012 - 2015 годы», право на участие в настоящей программе с целью получения муниципальной социальной выплаты имеют молодые семьи, заключившие брак в установленном законом порядке (далее - семья - участник программы), отвечающие следующим критериям: члены молодой семьи являются гражданами РФ; члены молодой семьи имеют регистрацию по месту постоянного жительства на территории города Красноярска; молодая семья имеет доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой муниципальной социальной выплаты; молодая семья принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г. или принята на учет с 01.03.2005г. в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии со статьями 51, 52 ЖК РФ; члены молодой семьи на момент обращения с заявлением на участие в настоящей программе не являются участниками других целевых жилищных программ по обеспечению жильем молодых семей, полностью или частично финансируемых из средств бюджета города.

Материалами дела установлено, что Ананьева О.А. и Ананьев В.А. являются гражданами РФ, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, от брака имеют несовершеннолетнюю дочь АМВ, ДД.ММ.ГГГГг.р., состоят на регистрационном учете по месту постоянного жительства в <адрес>Б <адрес>, принадлежащей АМВ на праве собственности, не являются участниками других целевых жилищных программ по обеспечению жильем, о чем заявительница пояснила в судебном заседании.

Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ ИП СДА, рыночная стоимость <адрес> составляет 782 000 руб.

Суд учитывает, что в соответствии с п. 2.1.1 постановления Главы г. Красноярска от 16.07.2009г. № 258 «О порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье - доступное жилье» на 2009 - 2011 годы», в целях признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах Заявитель обращается в администрацию района в городе Красноярске по месту своего постоянного жительства либо по месту постоянного жительства молодой семьи (в случае, если все члены молодой семьи зарегистрированы по одному адресу) с соответствующим заявлением, к которому прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена молодой семьи;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между членами молодой семьи (свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка либо документы, подтверждающие усыновление (удочерение) ребенка, либо судебный акт);

в) копии документов о наличии (отсутствии) на праве собственности жилых помещений на всех членов молодой семьи, включая несовершеннолетних детей, из органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и организаций технической инвентаризации;

г) копии документов, подтверждающих право собственности либо право пользования жилым помещением (помещениями), находящимся (находящимися) в собственности или в пользовании членов молодой семьи (свидетельство о праве собственности, договор найма, договор социального найма, поднайма, договор безвозмездного пользования и т.п.);

д) выписка из домовой книги и (или) финансово-лицевой счет по месту жительства всех членов молодой семьи в городе Красноярске.

В случае если в период, не превышающий пяти лет, предшествующих дате обращения с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся, кто-либо из членов молодой семьи проживал в другом жилом помещении на территории г. Красноярска, выписка из домовой книги и (или) финансово-лицевой счет представляются также с предыдущего места жительства.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ананьева О.А. обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о принятии на учет ее молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства; к заявлению были приложены следующие документы: копии паспортов, свидетельство о браке, копия выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета, договор на передачу жилого помещения в собственность, справки из БТИ и регистрационной палаты, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о рождении ребенка.

Распоряжением администрации Советского района г. Красноярска о принятии молодых семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах и признании имеющими достаточные доходы, отказе в принятии на учет от ДД.ММ.ГГГГ, молодой семье Ананьевой О.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Ранее, в судебном заседании, возражая об удовлетворении заявленных требований, представитель администрации Советского района г. Красноярска пояснил, что основанием для отказа в постановке семьи заявительницы на учет нуждающихся послужило то, что ее супруг Ананьев В.А. до 2010г. проживал и состоял на регистрационном учете в <адрес>, не являлся нуждающимся в жилом помещении, полагал, что Ананьев В.А. намеренно ухудшил свои жилищные условия, для того, чтобы встать на учет нуждающихся по целевой программе «Молодой красноярской семье- доступное жилье» на 2009-2011 годы, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок с момента снятия супруга заявительницы с регистрационного учета по вышеуказанной квартире и регистрации в <адрес>, не прошел.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд учитывает, что согласно выписок из домовых книг, имеющихся в материалах дела, Ананьев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете в <адрес>.

Вместе с тем, материалами дела установлено, что Ананьев В.А. с апреля 2008г. постоянно проживает в <адрес> вместе со своей супругой Ананьевой О.А., брак между ними зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, от брака Ананьевы имеют несовершеннолетнюю дочь АМВ, ДД.ММ.ГГГГг.р., супруги ведут общий бюджет, воспитывают дочь, оплата жилищно- коммунальных услуг с 2008г. производится с учетом Ананьева В.А., что подтверждается квитанциями, представленными истицей, пояснениями свидетелей ИВО, ААА, не доверять которым у суда нет оснований, поскольку они согласуются с материалами дела и не противоречат фактическим обстоятельствам, учитывая положения Семейного кодекса РФ о совместном проживании супругов, их несовершеннолетних детей, суд полагает, что Ананьев В.А. приобрел право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>, тогда как регистрационный учет является административной мерой по учету граждан в Российской Федерации и не влияет на права граждан относительно жилых помещений.

Доказательств намеренного ухудшения Ананьевым В.А. своих жилищных условий в суд не представлено.

Суд принимает во внимание, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 1 постановления администрации г. Красноярска от 14.04.2005г. № 192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска», установлена учетная норма площади жилого помещения (исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Красноярске) в размере 12 кв. м. на человека.

Из материалов дела следует, что Ананьева О.А. является собственником <адрес>, общая площадь которой составляет общей площадью 13,60 кв.м., в том числе жилой- 12,50 кв.м.; на регистрационном учете в указанной квартире состоят: Ананьева О.А., Ананьев В.А., АМВ Таким образом, на каждого из членов семьи приходится по 4,53 кв.м. (13,60 кв.м.:3), что менее установленной учетной нормы 12,50 кв.м., утвержденной вышеуказанным постановлением администрации г. Красноярска № 192 от 14.04.2005г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для постановки на учет семьи Ананьевых в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, а также Положением «О порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2009-2011 годы», наличии у молодой семьи достаточных средств (дохода) для участия в указанной жилищной программе.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

При таких обстоятельствах, суд полагает требования Ананьевой О.А. удовлетворить, признать незаконным распоряжение администрации Советского района г. Красноярская № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семье Ананьевой О.А. для участия в целевых жилищных программах и признании имеющими достаточные доходы, обязать администрацию Советского района г. Красноярска поставить Ананьеву О.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Ананьевой Ольги Александровны удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение администрации Советского района г. Красноярская № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодой семье Ананьевой Ольги Александровны для участия в целевых жилищных программах и признании имеющими достаточные доходы.

Обязать администрацию Советского района г. Красноярска поставить Ананьеву Ольгу Александровну и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в целевых жилищных программах.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение десяти дней.

Судья                                Т.И. Петроченко