Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2012 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Акимовой И.В.,
при секретаре Жутиной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюняна Анатолия Арменаковича к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Арутюнян А.А. обратился в суд с иском к Правительству РФ в лице УФК по <адрес> о возмещении морального вреда, мотивируя тем, что родился в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ проживал вместе с матерью АЕД в ссылке по политическим мотивам в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ его родной отец ААО, 1926 г.р., был осужден судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Армянской ССР к 5 годам лишения свободы. По отбытию наказания был отправлен в ссылку на поселение в <адрес>, которую отбывал в Казачинском и <адрес>х с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мать АЕД осуждена ДД.ММ.ГГГГ особым Совещанием при НКВД СССР по политическим мотивам к 8 годам лишения свободы, по отбытию наказания направлена в ссылку на поселение в <адрес>, которую отбывала в Казачинском и <адрес>х со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании справок о реабилитации <адрес>, отец ДД.ММ.ГГГГ был реабилитирован прокуратурой <адрес> по репрессии от ДД.ММ.ГГГГ, мать реабилитирована прокуратурой <адрес> по репрессии от ДД.ММ.ГГГГ На основании справки о реабилитации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец вместе с матерью по заключению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ реабилитирован. Считает, что является сыном, необоснованно репрессированных по политическим мотивам отца и матери. Истец считает, что в соответствии с Законом №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в его конституционно-правовом толковании, данном в Определении Конституционного суда РФ от 15.05.2007 г. № 383-О-П, в соответствии с ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации устанавливают, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России, а так же на основании Решения Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от 02.02.2010 г., имеет право на возмещение морального вреда, причиненного истцу политическими репрессиями Советского периода. Будучи реабилитированной жертвой политических репрессии, испытывает моральный вред, и имеет право претендовать на возмещение Правительством РФ морального вреда в размере 4 000 евро, причиненного состоянием неопределенности и разочарования, которое истец переживает на протяжении нескольких лет по причине отсутствия возможности отстаивать свои права. Практика Европейского Суда по правам человека свидетельствует о том, что при установлении факта длительного неисполнения решений суда в отношении публичного должника взыскивается компенсация морального вреда. Европейский суд по правам человека по аналогичным делам постановил выплатить жертвам политических репрессий компенсацию в размере 4000 евро. Считает, что отсутствие в российском законодательстве положений, прямо предусматривающих возможность компенсации вреда, причиненного неисполнением судебных решений, вынесенных по искам к государству и иным публично-правовым образованиям, является пробелом в законодательстве. Просит суд взыскать моральный вред, причиненный ему политическими репрессиями, в размере 160 000 рублей, что эквивалентно 4 000 евро, как лицу, реабилитированному по заключению <адрес>.
В судебном заседании истец Арутюнян А.А., его представитель Полковников А.А., по устному ходатайству, исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали.
Представитель ответчика Жидкова Н.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Арутюнян А.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
В соответствии со ст. 12 Закона, Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.
Статья 16 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий» (в редакции Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004) предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки.
В своем Определении № 1496-О-О Конституционный Суд РФ от 17.11.2009 указывает, что целью Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно абз. 3 его преамбулы, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений ст.ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства.
Как установлено в судебном заседании, Арутюнян А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно справке о реабилитации № № 13-21-01, выданной <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Арутюнян А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, в соответствии со ст. 11 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», как лицо, находившееся вместе с родителями с матерью – АЕД в ссылке по политическим мотивам в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ освобождена ДД.ММ.ГГГГ Реабилитирована прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ По заключению прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ реабилитирован.
Как следует из справок о реабилитации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 13-21-01, Арутюнян (Мнацаканян) А (Арменак) ААО, 1926 года рождения, уроженец <адрес> (Пиртикан) <адрес> Армянской ССР, осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Армянской ССР к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован постановлением Президиума Верховного Суда Армянской ССР ДД.ММ.ГГГГ.
По отбытии наказания Арутюнян (Мнацаканян) А.О. по наряду отдела «А» МГБ СССР от ДД.ММ.ГГГГ по политическим мотивам направлен в ссылку на поселение в <адрес>, которую отбывал в Казачинском и <адрес>х с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что Арутюнян (Мнацаканян) А.О. по репрессии от ДД.ММ.ГГГГ реабилитирован, другого преступления не совершал, в ссылку направлен за преступление, наказание за которое отбыл, в соответствии с п.п. «б», «е» ст. 3 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» он ДД.ММ.ГГГГ реабилитирован прокуратурой <адрес> по репрессии от ДД.ММ.ГГГГ
ДЕД, 1919 года рождения, уроженка д. <адрес>, осуждена ДД.ММ.ГГГГ Особым Совещанием при НКВД СССР по политическим мотивам к 8 годам лишения свободы. Реабилитирована военным трибуналом Воронежского военного округа ДД.ММ.ГГГГ. По отбытии наказания ДЕД по наряду отдела «А» СССР от ДД.ММ.ГГГГ по политическим мотивам направлена в ссылку на Деление в <адрес>, которую отбывала в Казачинском и <адрес>х с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что по репрессии от ДД.ММ.ГГГГ ДЕД реабилитирована, другого преступления не совершала, в ссылку направлена за преступление, наказание за которое отбыла, в соответствии с п.п. «б», «е» ст. 3 юна Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» она ДД.ММ.ГГГГ реабилитирована прокуратурой <адрес> по репрессии от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца Полковников А.А., поддерживая исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, суду пояснил, что принятием ФЗ №122 от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» исключена компенсация морального вреда жертвам политических репрессий, таким образом, ограничено право реабилитированных жертв. Меры социальной поддержки перешли на региональный уровень, однако Закон Красноярского края фактически не действует, меры социальной поддержки в размере 300 рублей малы, из–за чего истец испытывает физические и нравственные страдания.
Представитель ответчика Жидкова Н.В., возражая против удовлетворения исковых требований в полном объеме поддержала доводы возражений, изложенные в письменном отзыве. Указывая, что Закон о реабилитации установил процедуры восстановления прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям, это получение ими определенных льгот и компенсаций. Нормы Закона о реабилитации, определяющие правовые последствия реабилитации жертв политических репрессий, не могут быть отнесены к гражданско-правовому институту возмещения вреда. Законодатель при установлении порядка и последствий реабилитации жертв политических репрессий создал специальное законодательство. В данный момент компенсация морального вреда, как категория, исключена из закона. На территории Красноярского края, данные меры предоставляются в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 г. №12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
Оценивая представленные и исследованные судом доказательства, исходя из анализа правовых норм, регулирующих спорные правовые отношения, в частности Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», суд приходит к выводу о том, что данный Закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона № 1761-1, однако регулирует вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Учитывая, что Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы ст.ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации. Установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечения социальной защищенности, данные льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда.
Кроме того, законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от 27.12.2005г. № 527-О, 17.10.2006г. № 397-О, от 15.05.2007г. № 383-О-П и др.), сохраняющих свою силу, и, следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации.
По смыслу действующих правовых норм, вытекающих из Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007г. № 373-О-П, Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1«О реабилитации жертв политических репрессий», суд приходит к выводу о том, что Российской Федерацией в рамках взятых на себя публично-правовых обязательств истцу возмещается вред, причиненный в результате политических репрессий, выразившийся в восстановлении прав репрессированных, направленный, в том числе на возмещение морального вреда, поскольку в связи с примененными к семье истца репрессиями, он вправе пользоваться всеми предусмотренными государством льготами, согласно Закона Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», в связи с изложенным суд находит несостоятельным доводы стороны истца, изложенные в обоснование требований.
Довод стороны истца о применении правовой позиции, изложенной в Постановлении Европейского Суда по правам Человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузин» от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает не состоятельным, поскольку данное Постановление не затрагивает права и свободы граждан Российской Федерации, признанных пострадавшими от политических репрессий и было вынесено по результатам обращения в Европейский Суд по права человека граждан Грузии, и не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения, поскольку Российская Федерация не являлась стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства судом не установлено законных, правовых оснований для возмещения истцу Арутюняну А.А. компенсации морального вреда, поскольку Закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», в связи, с чем полагает, в удовлетворении исковых требований Арутюняну А.А. к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда в размере 160 000 рублей – эквивалент 4 000 евро единовременно, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Арутюняну Анатолию Арменаковичу к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда в размере 160 000 рублей – эквивалент 4 000 евро единовременно, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения – с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Акимова И.В.