О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ



    

Дело № 2-1535/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2012 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Турановой Н.В.,

при секретаре – Крупельницкой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Энграф Тамары Иосифовны к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате политических репрессий,

У С Т А Н О В И Л:

Энграф Т.И. обратилась в суд с иском к Правительству РФ, требуя взыскать с последнего в счет компенсации морального вреда единовременно денежную сумму в размере 160 000 рублей, что эквивалентно 4 000 евро, мотивируя свои требования тем, что проживала на спецпоселении с родителями, реабилитирована. Полагая, что она имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ей политическими репрессиями, ссылаясь на Закон № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в его конституционно-правовом толковании, просит взыскать моральный вред, причиненный ей политическими репрессиями, в размере 160 000 рублей, что эквивалентно 4 000 евро, как реабилитированному лицу.

В судебном заседании истец Энграф Т.И. иск поддержала. Представитель ответчика Правительства РФ, в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ, представители третьих лиц Управления федерального казначейства по Красноярскому краю, Министерства финансов РФ в зал суда не явились, о дне и месте слушания дела извещались своевременно, должным образом. Представитель ответчика Правительство РФ, в лице Министерства здравоохранения и социального развития РФ, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования Энграф Т.И. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии со ст. 12 Закона, реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

Статья 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий» предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки.

В своем Определении № 1496-О-О Конституционный Суд РФ от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что целью Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно абз. 3 его преамбулы, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений ст.ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства.

Как установлено в судебном заседании, Энграф Т.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно справке о реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником <данные изъяты> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> был выселен в сентября ДД.ММ.ГГГГ года органами <данные изъяты> <адрес> в <адрес>; на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» ФИО4 реабилитирован. Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Энграф Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, выселена в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года органами <данные изъяты> <адрес>, на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ находилась на спецпоселении с родителями по ДД.ММ.ГГГГ; на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» и ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ Энграф Т.И. реабилитирована.

В судебном заседании истица суду пояснила, что ее отец был необоснованно репрессирован в ДД.ММ.ГГГГ году, сослан с семьей из <адрес> в <адрес>, впоследствии реабилитирован. Она была репрессирована с детства, впоследствии реабилитирована. На протяжении всего периода репрессии она испытывала нравственные страдания, поскольку ее считали врагом народа, были трудности общения в школе и на работе. Ссылаясь на Закон №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Конституцию РФ, полагая, что она имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ей политическими репрессиями, просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 160 000 рублей, что эквивалентно 4 000 евро.

Оценивая представленные и исследованные судом доказательства, исходя из анализа правовых норм, регулирующих спорные правовые отношения, в частности Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», суд приходит к выводу о том, что данный Закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона № 1761-1, однако регулирует вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам. Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы ст.ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации. Установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечения социальной защищенности, данные льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда.

Кроме того, законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ № 527-О, ДД.ММ.ГГГГ № 397-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 383-О-П и др.), сохраняющих свою силу, и, следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации.

Таким образом, Российская Федерация, в рамках взятых на себя публично-правовых обязательств, возмещает истцу вред, причиненный в результате политических репрессий, выразившийся в восстановлении прав репрессированных, направленный, в том числе на возмещение морального вреда, поскольку в связи с примененными к семье истца репрессиями, он вправе пользоваться всеми предусмотренными государством льготами, согласно Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», в связи с изложенным, суд находит несостоятельным доводы стороны истца, изложенные в обоснование требований.

Довод истца о применении правовой позиции, изложенной в Постановлении Европейского Суда по правам Человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузин» от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает не состоятельным, поскольку данное Постановление не затрагивает права и свободы граждан Российской Федерации, признанных пострадавшими от политических репрессий и было вынесено по результатам обращения в Европейский Суд по права человека граждан Грузии, и не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения, поскольку Российская Федерация не являлась стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что законных, правовых оснований для возмещения истице Энграф Т.И. компенсации морального вреда, в связи, с чем полагает, что в удовлетворении исковых требований Энграф Т.И. к Правительству Российской Федерации о возмещении морального вреда надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Энграф Тамаре Иосифовне к Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 06.02.2012 года.

Председательствующий     Н.В. Туранова