о признании права собственности на жилое помещение



Дело № 2-9732/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года.

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Мороз С.В.,

при секретаре Клопотовской Ю.В.,

с участием представителя третьего лица – Третьего арбитражного апелляционного суда – Красильниковой С.М., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова Григория Николаевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Борисов Г.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 67,4 кв.м., мотивируя заявленные исковые требования тем, что Указом Президента РФ от 09.04.2008 года он назначен на должность заместителя председателя Третьего арбитражного апелляционного суда. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Третьего арбитражного апелляционного суда был включен в список нуждающихся в предоставлении жилой площади. По результатам проведения аукциона Третьим арбитражным апелляционным судом был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение в собственность Российской Федерации объекта недвижимого имущества жилого назначения общей площадью 77,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. По акту от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира, находящаяся в собственности Российской Федерации, передана в оперативное управление Третьему арбитражному апелляционному суду. Распоряжением председателя Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ -О на основании ст.92 ЖК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 года №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям) Третьего арбитражного апелляционного суда. На основании решения жилищной комиссии Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира предоставлена истцу по договору найма служебного помещения, заключенного между ним и Третьим арбитражным апелляционным судом ДД.ММ.ГГГГ-О. Вместе с тем, истец, являясь судьей, в соответствии с действующим законодательством имеет на бесплатное ее получение в собственность, в чем ему отказано, что явилось основанием для его обращения в суд.

В судебное заседание истец Борисов Г.Н. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом, письменным ходатайством просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, свои возражения против иска и доказательства в их обоснование суду не представил.

В судебном заседании представитель третьего лица – Третьего арбитражного апелляционного суда – Красильникова С.М. не возражала против удовлетворения заявленных Борисовым Г.Н. требований, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, подтвердив изложенные истцом в исковом заявлении доводы, а также обстоятельства предоставления ему принадлежащего Российской Федерации спорного жилого помещения, находящегося в оперативном управлении третьего лица.

Суд, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит исковые требования Борисова Г.Н. подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Как установлено судом, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ Борисов Г.Н. назначен на должность заместителя председателя Третьего арбитражного апелляционного суда. Как следует из протокола заседания жилищной комиссии Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель председателя Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н. включен в список судей Третьего арбитражного апелляционного суда, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (л.д. 19-20).

Согласно государственному контракту -О купли-продажи объекта недвижимого имущества жилого назначения от ДД.ММ.ГГГГ Третьим арбитражным апелляционным судом приобретена у ООО «Монолитинвест плюс» в собственность Российской Федерации квартира, расположенная на 6 этаже в 10-этажном здании по адресу: <адрес>, кв.м. 134, общей площадью, 67,4 кв.м., за 3 000 000 рублей с последующим закреплением жилого помещения в оперативное управление Третьего арбитражного апелляционного суда, договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, квартира по вышеназванному адресу передана Третьему арбитражному апелляционному суду по акту приема-сдачи объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-15).

Как следует из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, на основании государственного контракта купли-продажи объекта недвижимого имущества жилого назначения от ДД.ММ.ГГГГ за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на квартиру, общей площадью 67,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и право оперативного управления в отношении вышеуказанной квартиры за Третьим арбитражным апелляционным судом (л.д. 16, 17).

Распоряжением Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, <адрес>, находящееся в оперативном управлении Третьего арбитражного апелляционного суда, отнесена к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям) Третьего арбитражного апелляционного суда, с предоставлением указанного служебного жилого помещения в соответствии с решением жилищной комиссии Третьего арбитражного апелляционного суда судье, имеющему право на ее получение с заключением договора найма служебного жилого помещения (л.д. 18).

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Третьего арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией принято решение о предоставлении по договору найма служебного помещения - трехкомнатной квартиры, общей площадью 67,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> приобретенную по результатам открытого конкурса на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ Борисову Г.Н., на семью из трех человек: Борисов Г.Н. – заявитель, ФИО6 – жена, ФИО7 – дочь (л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ между Третьим арбитражным апелляционным судом (наймодатель) и Борисовым Г.Н. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения № ВН-Д-32/11-О, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении, состоящее из трехкомнатной квартиры, общей площадью 67,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем (л.д. 23-25).

Согласно ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года № 63, Территориальное управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по управлению федеральным имуществом, в том числе по приватизации объектов недвижимости. В реестре федерального имущества учитывается квартира № 134, расположенная по адресу: <адрес>. Указанная квартира приобретена в собственность Российской Федерации по государственному контракту купли-продажи объекта от ДД.ММ.ГГГГ -О, передана в оперативное управление Третьего арбитражного апелляционного суда. Право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Третьего арбитражного апелляционного суда зарегистрированы в установленном законом порядке. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» указанная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду. Согласно п. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению; допускается передача таких помещений по договорам найма, указанным в нормах раздела IV Кодекса. Учитывая изложенное, Территориальное управление не вправе выдать согласие на передачу в собственность Борисова Г.Н. квартиры , расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 28-29).

Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд принимает во внимание, что истец Борисов Г.Н. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя председателя Третьего арбитражного апелляционного суда, в установленном законом порядке признан нуждающимся в предоставлении жилья, ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии Третьего арбитражного апелляционного суда был включен в список нуждающихся в предоставлении жилой площади, в отношении спорной квартиры, которая является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении Третьего арбитражного апелляционного суда, с Борисовым Г.Н. заключен договор найма служебного помещения, вместе с тем, истец имеет право на бесплатное получение жилого помещения в собственность бесплатно по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст.14 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.19 Закона РФ от 26.06.1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был внесен ряд изменений. В частности, пунктом 3 данной статьи в новой редакции предусматривается, что судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008 года № 2-П положение п.2 ст.14 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и, тем самым, снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. При этом Конституционный Суд исходил из того, что конституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования. По смыслу положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», прежде всего его ст. 5, Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе. Эти вопросы не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению. Однако в данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого Правительство Российской Федерации могло бы реализовать соответствующее полномочие. В связи с чем, предоставление Борисову Г.Н. жилого помещения по договору найма служебного помещения с учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации не соответствует установленным законодательством гарантиям независимости судей, связанным с их материальным обеспечением. Пункт 3 ст.19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до вступления в законную силу изменений, внесенных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, предусматривал бесплатную передачу жилого помещения в собственность судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120,121, 122 и 124), с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 ст.5 которого во взаимосвязи с его ст. 11, в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий. В соответствии с приведенным правовым регулированием статуса судей в Российской Федерации, предусматривающим невозможность снижения законодательно установленных гарантий независимости судей, в том числе связанных с обеспечением благоустроенным жилым помещением нуждающихся в улучшении жилищных условий судей.

Третий арбитражный апелляционный суд и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае отказали истцу в передаче ему в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 года № 2-П определение Правительством Российской Федерации правового режима предоставляемых судьям жилых помещений в качестве специализированного жилого фонда (служебных жилых помещений) определено без установленных федеральным законодателем критериев, поэтому постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 года №192, на которое ссылаются в обоснование своего отказа третье лицо и ответчик, не подлежит применению при решении вопроса о предоставлении судье благоустроенного жилого помещения. Поскольку в установленном порядке истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена ему в порядке очередности, потому спорная квартира подлежит передаче ему в собственность бесплатно. Заключение с истцом договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на период работы в связи с назначением на должность заместителя председателя Третьего арбитражного апелляционного суда противоречит требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Борисова Г.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании права собственности на жилое помещение подлежат удовлетворению. Суд полагает необходимым признать за Борисовым Г.Н. право собственности на жилое помещение – трехкомнатную квартиру, расположенную на 6 этаже 10-этажного жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 67,4 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисова Григория Николаевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать за Борисовым Григорием Николаевичем право собственности на жилое помещение – трехкомнатную квартиру, расположенную на 6 этаже 10-этажного жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 67,4 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней.

Дата изготовления судом мотивированного решения – 21.12.2011 года.

Судья С.В. Мороз