О ВОЗЛОЖЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ПОДПИСАНИЮ СВОБОДНОГО НАРЯДА



Дело № 2- 769/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2012г. г.Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Колывановой О.Ю.,

при секретаре Кирилюк О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее ОАО «КПАТП») об оспаривании действий Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «КПАТП» обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «КПАТП» поступил сводный наряд в двух экземплярах с требованием один экземпляр подписать и отправить в адрес Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска, на запрос ОАО «КПАТП» от ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ, а так же новое требование о подписании сводного наряда. Данными действиями Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска на заявителя незаконно возложена обязанность по подписанию сводного наряда, которая не предусмотрена нормами действующего законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя Соколкин Д.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представители Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска Можаровская О.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) и Борисова Е.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против заявленных требований возражали.

Представитель заинтересованного лица-Администрации Советского района г.Красноярска (привлеченный к участию в деле ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явился, уведомлен должным образом.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление ОАО «КПАТП» не подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

«Положением о военных комиссариатах», утвержденным Указом Президента РФ № 11 32 от 01.09.2007г. (в редакции от 22.06.2009г.), определено, что одной из основных задач военных комиссариатов является организация учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, специальным формированиям по соответствующим перечням, утверждаемым Министерством обороны РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Отделом военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска было направлено письмо генеральному директору ОАО «КПАТП» с приложением двух экземпляров сводного наряда, двух экземпляров списков машин и водителей, документов по сводному наряду, в котором было предложено подписать, скрепить печатью и выслать адресату.

ДД.ММ.ГГГГ начальнику Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам <адрес> ОАО «КПАТП» было направлено письмо из которого следует, что для подписания сводного наряда необходимо дать разъяснения: является ли сводный наряд мобилизационным заданием, если является, то имеется необходимость заключения договора на мобилизационное задание (с указанием условий финансирования), такой договор в ОАО «КПАТП» не направлен.

ДД.ММ.ГГГГ руководителю ОАО «КПАТП» Отделом военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска направлено письмо, в котором со ссылкой на положения «Закона об обороне», ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» даны разъяснения о необходимости и порядке исполнения военно-транспортной обязанности организациями.

Отделом военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя было направлено письмо , в котором указывалось на обязанность представить подписанные сводный наряд, список машин и водителей, и другие документы по оповещению, сбору и поставке техники на пункты сбора.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Советского района г.Красноярска вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «КПАТП» по ст. 19.25 КоАП РФ –неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей.

В судебном заседании представитель заявителя, настаивая на заявленных требованиях, суду пояснил, что мероприятия, связанные с учетом транспортных средств, выполняются организациями путем согласования с военным комиссариатом государственной регистрации транспортных средств при изменении регистрационных данных, снятии с учета транспортных средств, предоставляемых войскам. Обязанности выполнения иных мероприятий могут возникнуть только на основании мобилизационного задания. А мобилизационное задание должно выполняться на основании договора на его выполнение. Поскольку сводный наряд мобилизационным заданием не является, отдел военного комиссариата не вправе навязывать предприятию его подписание, обязывать предприятие предоставлять какую-либо отчетность. Представитель заявителя так же подвергал сомнению саму форму документа в виде сводного наряда, как не предусмотренную законом.

Представитель заинтересованного лица Можаровская О.Н. возражая против заявленных требований, суду пояснила, что на основании ст. 13 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» установлена военно-транспортная обязанность, исполняя которую предприятия обязаны предоставлять для нужд обороны транспортные средства. В содержание мобилизационной подготовки входят учет, заблаговременная подготовка и предоставление транспортных средств, предназначенных для мобилизации вооруженных сил. Согласно пункта 5 «Положения о военно-транспортной обязанности» военно-транспортная обязанность исполняется в мирное время путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а так же заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых предприятиями войскам, формированиям, органами обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационным заданием. В ДД.ММ.ГГГГ. заявителем исполнено требование, подписан сводный наряд и предоставлены все необходимые документы, в ДД.ММ.ГГГГ. заявителем предоставлены сведения о наличии техники, на основании данной информации был составлен новый сводный наряд и направлен для подписания, поскольку состав транспортных средств изменился. Для учета техники передаваемой войскам, сводным нарядом предприятие уведомляется о том, какая техника требуется в войска, если не будет подписан сводный наряд, информации о наличии техники, поставляемой войскам, не будет.

В обоснование доводов представитель Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска ссылалась на документы, которые представила в материалы дела: Приложение к организационно-методическим указаниям военного комиссариата Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , выписка из сборника образцов и документов к Наставлению по мобилизации вооруженных сил РФ, выписку из приказа Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Наставления по мобилизации Вооруженных Сил РФ». Пунктом 157 приказа установлено: «задания на поставку техники, в том числе и составе автомобильных колонн войскового типа, до руководителей организаций доводится путем вручения в мирное время сводных нарядов с указанием в них количества поставляемой техники по типам и маркам с учетом процентной надбавки на выбраковку машин по техническому состоянию, а при мобилизации- нарядов на каждую партию машин».

Суд учитывает, что при направлении заявителю сводного наряда Отдел военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска руководствовался нормами действующего законодательства, а именно:

В силу ч.1, 2 ст. 13 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» № 31-ФЗ от 26.02.1997г. для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время, в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность, которая распространяется в том числе и на организации, обеспечивающие работу транспортных средств.

Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации ( ч.4).

В соответствии с п.п. 2,3 «Положения о военно-транспортной обязанности», утвержденного Указом Президента РФ от 2.10.1998 года N 1175, военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Согласно п.5 «Положения» военно-транспортная обязанность исполняется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в мирное время - путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями.

Согласно п.12 «Положения» подготовка и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, осуществляется в том числе и организациями и включает в себя выполнение мероприятий и обязательных требований по обеспечению мобилизационной готовности указанных транспортных средств в соответствии с настоящим «Положением» и другими нормативными правовыми актами РФ по вопросам военно-транспортной обязанности.

В силу п. 14 «Положения» для обеспечения мобилизационной готовности транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, организации обязаны осуществлять, в частности:

содержание транспортных средств в состоянии готовности к предоставлению войскам, формированиям и органам;

подготовительные мероприятия для установки на транспортных средствах специального оборудования, накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущества в соответствии с мобилизационными заданиями;

проведение других мероприятий по мобилизационной подготовке транспортных средств, определяемых нормативными правовыми актами РФ по вопросам военно-транспортной обязанности.

Согласно п. 18 «Положения» доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаций.

Из приведенных норм в их взаимной связи следует, что оспариваемые заявителем действия Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска осуществлены в рамках действующих вышеназванных законов, суд приходит к выводу, что военно-транспортная обязанность организаций независимо от форм собственности установлена в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что позволяет ограничивать федеральным законом их гражданские права, в том числе право собственности и распоряжения транспортными средствами при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке транспортных средств. Этот вывод полностью распространяется на заявителя - ОАО «КПАТП». Как видно из материалов дела (представленный сводный наряд, подписанный заявителем за ДД.ММ.ГГГГ.), ОАО «КПАТП» является организацией, обеспечивающей работу транспортных средств, владеет на праве собственности транспортными средствами, то есть, относится к организациям, на которые распространяется военно-транспортная обязанность. Из представленных суду документов следует, что исполнение военно-транспортной обязанности путем подписания сводного наряда предусмотрено Наставлением по мобилизации, приказом Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, данный документ (как образец) указан в Приложении к организационно-методическим указаниям военного комиссариата Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ . Доводы представителя заявителя, подвергавшего сомнению саму форму документа в виде сводного наряда, как не предусмотренную законом, суд полагает не основательными, исходя из того, что название документа, которым устанавливается военно-транспортная обязанность предприятия (как часть мобилизационной подготовки), правового значения не имеет, и кроме того, установлена Приложением к организационно-методическим указаниям военного комиссариата Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , а так же другими вышеназванными документами.

Принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих, что оспариваемыми действиями ущемлены права и законные интересы заявителя, суду не представлено, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ОАО «КПАТП» и полагает необходимым его заявление оставить без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Открытого акционерного общества «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие об оспаривании действий Отдела военного комиссариата Красноярского края по Советскому и Центральному районам г.Красноярска оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, т.е., 02.03.2012 года.

Председательствующий О.Ю.Колыванова