О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО Р-НА Г. КРАСНОЯРСКА ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЗНАНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ НУЖДАЮЩЕЙСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2012 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Холостовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хромовой Аллы Васильевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО12 о признании незаконным бездействие администрации Советского района г. Красноярска, выразившееся в непринятии решения о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах в тридцатидневный срок с момента обращения с заявлением, признании незаконными действий администрации Советского района г. Красноярска, выразившиеся в истребовании дополнительных документов, не связанных с решением вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах, обязании администрацию Советского района г. Красноярска признать нуждающейся в улучшении жилищных условий молодую семью с учетом даты обращения с заявлением,

УСТАНОВИЛ:

Хромова А.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГг.р., обратилась в суд с заявлением (с учетом поданных уточнений) о признании незаконными бездействия администрации Советского района г. Красноярска, выраженные в не принятии решения о признании молодой семьи в составе ФИО2 (матери), ФИО2 (сына) нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах в тридцатидневный срок с момента обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренного законом, признании незаконными действий администрации Советского района г. Красноярска в истребовании дополнительных документов, не связанных с решением вопроса о признании молодой семьи Хромовых нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах, обязании администрацию Советского района г. Красноярска признать нуждающейся в улучшении жилищных условий молодую семью Хромовых с учетом даты обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением о признании их молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 16.07.2009г. № 258 «О порядке реализации городской целевой программы «Молодой красноярской семье- доступное жилье» на 2009-2011 годы. К заявлению был приложен полный пакет документов, необходимых и подтверждающих право молодой семьи заявителей быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, для дальнейшего участия в жилищных программах.

Однако, орган местного самоуправления предоставил необоснованный и неправомерный ответ в форме письменного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, препятствующий в реализации прав и законных интересов заявителей, гарантированных ст. 35 Конституции РФ, что по мнению заявителей нарушает их права, гарантированные законом.

В указанном ответе отсутствует правовое обоснование, кроме того, администрация Советского района г. Красноярска указывает на не целесообразность в принятии данного решения, ссылаясь на отсутствие каких- либо правовых последствий, а также документов, подтверждающих достаточный доход семьи для дальнейшего участия в жилищных программах, тогда как заявители в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ выразили желание на реализацию своих прав и законных интересов только в части признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Также заявители указывают, что при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о признании молодой семьи заявителей нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация Советского района г. Красноярска исказила порядок, предусмотренный действующим законодательством о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для дальнейшего участия в жилищных программах, полагала, что решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и решение о признании молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для дальнейшего участия в жилищных программах должно составлять одно решение и рассматриваться совместно, что не соответствует закону.

В судебное заседание Хромова А.В. не явилась, уведомлена своевременно и надлежащим образом.

Представитель заявителей- Ильин А.С. (по доверенности, в том числе, с правом представления интересов несовершеннолетнего ФИО2), заявление поддержал, пояснил, что семья Хромовых жилья не имеет, проживает в жилом помещении, где на каждого проживающего приходится менее 5 кв.м.

Представитель администрации Советского района г. Красноярска- Масловский А.Е. (по доверенности), возражая об удовлетворении требований пояснил, что решение об отказе в признании молодой семьи Хромовых нуждающейся в улучшении жилищных условий не принималось в связи с тем, что заявителями не были представлены сведения о месте жительства за последние пять лет, а также не представлены документы для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, при этом решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах принимает орган местного самоуправления по месту постоянного жительства граждан, оформляется данное решение в виде единого распорядительного акта администрации района после проверки представленных документов; в письме администрации района заявителям от ДД.ММ.ГГГГ было указано о представлении данных документов, а также документов, подтверждающих доходы или иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой субсидии для молодой семьи.

Представитель заявителей- Ильин А.С., возражая на пояснения, указал, что к своему сопроводительному письму в администрацию района от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) он приложил соглашение о проживании и дополнительное соглашение, согласно которым молодая семья Хромовых последние пять лет проживает по адресу: <адрес>, указывая на то, что доводы в част предоставления недостающих документов о наличии у молодой семьи доходов, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой субсидии, являются необоснованными, поскольку молодая семья Хромовых с требованием о признании имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах в администрацию Советского района г. Красноярска не обращалась.

Представители администрации г. Красноярска, управления учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска в суд не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается материалами дела; с согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п. 5,6 постановления Правительства РФ от 13.05.2006г. «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы, участником подпрограммы может стать молодая семья, в том числе, неполная молодая семья, состоящая из одного родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства, нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, одним из условий участия молодых семей в жилищных программах является признание их органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах не требуется в случае, если молодая семья на момент обращения в управление учета и реализации жилищной политики с заявлением об участии в жилищных программах признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах и заключила ипотечный кредитный договор (договор займа) на приобретение или строительство жилья (п. 2.2 постановления администрации г. Красноярска № 258 от 16.07.2009г.

Как установлено в судебном заседании, заявитель Хромова А.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска с заявлением (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы, предоставив полный пакет документов в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 2.1.3 постановления администрации г. Красноярска № 258 от 16.07.2009г., администрация района в городе Красноярске принимает решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах (либо об отказе в принятии нуждающейся), о чем заявителю направляется письменное уведомление в течение 7 дней со дня принятия указанного решения, но не позднее 30 дней с момента обращения с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся.

Из письма администрации района заявителям от ДД.ММ.ГГГГ было указано о представлении сведений о месте жительства семьи за последние пять лет, а также документов, подтверждающих доходы или иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой субсидии для молодой семьи.

Суд учитывает, что в силу ч. 2 ст. 54 ЖК РФ, решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий должно содержать основание такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1ст. 54 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек срок, предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, в нарушение названных положений закона, администрация Советского района г. Красноярска, не приняла решение по заявлению Хромовой А.В. о постановке на учет молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в целевых жилищных программах, не указала правового основания не принятия данного решения, а также то, какие конкретно документы не были представлены заявителями, тогда как из пояснений представителя администрации Советского района г. Красноярска следует, что заявителями в последствии были предоставлены все предусмотренные законом документы.

При таких обстоятельствах, администрацией Советского района г. Красноярска не была определена нуждаемость молодой семьи Хромовых в улучшении жилищных условий, решение на основании экспертизы поданных заявительницей документов по существу не принято.

По сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», за Хромовой А.В., ФИО2, объектов недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрировано.

Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО7, в квартиру <адрес>, общей площадью 22,80 кв.м., в том числе жилой- 18,30 кв.м., были также вселены супруга ФИО8, дочери ФИО9, Хромова А.В. По выписке из домовой книги, в указанной квартире зарегистрированы ФИО8, ФИО10 (дочь), ФИО10 (внучка), Хромова А.В. (дочь), ФИО2 (внук), финансово- лицевой счет открыт на 5 человек.

Из изложенного следует, что на каждого проживающего в данной квартире приходится по 4,56 кв.м. общей площади.

Вместе с тем, суд учитывает, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 1 постановления администрации г. Красноярска от 14.04.2005г. № 192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска», установлена учетная норма площади жилого помещения (исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Красноярске) в размере 12 кв. м. на человека.

Материалами дела установлено, что заявителями поданы соответствующие документы в подтверждении нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, законом не предусмотрен порядок одновременного рассмотрения заявления о нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для участия в жилищных программах.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые действия (бездействие) администрации Советского района г. Красноярска не соответствуют требованиям закона, нарушают права заявителей на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», суд полагает об удовлетворении заявленных требований о признании незаконными бездействия администрации Советского района г. Красноярска, выраженные в не принятии решения о признании молодой семьи в составе ФИО13. (матери), ФИО2 (сына) нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах в тридцатидневный срок с момента обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренного законом, признании незаконными действий администрации Советского района г. Красноярска в истребовании дополнительных документов, не связанных с решением вопроса о признании молодой семьи Хромовых нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах, обязании администрацию Советского района г. Красноярска признать нуждающейся в улучшении жилищных условий молодую семью Хромовых с учетом даты обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Хромовой Аллы Васильевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Советского района г. Красноярска, выразившееся в непринятии решения о признании молодой семьи ФИО11 нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах в тридцатидневный срок с момента обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ и в истребовании дополнительных документов, не связанных с решением вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищных программах.

Обязать администрацию Советского района г. Красноярска признать молодую семью Хромовых нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом даты обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                Т.И. Петроченко