О принании незаконным бездействия УФМС России по Красноярскому краю и обязании устранить допущеные нарушения



№ 2-3303/2012

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красноярск                             11 мая 2012 года

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бубаковой С.Н.,

при секретаре Фабер А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акобджаняна Ю.А., действующего в интересах несовершеннолетнего Акобджаняна Н.Ю. о признании незаконным бездействия УФМС России по Красноярскому краю и обязании устранить допущенное нарушение прав и свобод

У С Т А Н О В И Л:

Акобджанян Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия УФМС России по Красноярскому краю, выразившегося в непринятии решения по его заявлению о приеме его несовершеннолетнего сына Акобджаняна Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод и препятствие к их осуществлению путем принятия решения по его заявлению, мотивируя свои требования тем, что 03.08.2011 года заявитель обратился в УФМС по Красноярскому фаю с заявлением о приёме его несовершеннолетнего ребёнка в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, приложив к нему предусмотренные пунктом 18 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» утверждённого Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325, документы. По истечении 5 месяцев 15 дней должностные лица УФМС по Красноярскому краю 18.01.2012 года вернули заявителю квитанцию об уплате госпошлины и нотариальную копию свидетельства о рождении ребёнка, объяснив, что нужно предоставить паспорт ребёнка гражданина Армении, а не свидетельство о рождении. Вместе с тем, в соответствии с требованием абз. 1 п. 18 названного «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляется свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии). Поскольку несовершеннолетний ребёнок не получал паспорт гражданина Армении, о чём было указано в заявлении о приёме в гражданство РФ в упрощенном порядке, вместе с заявлением было представлено свидетельство о рождении ребёнка. С учётом того, что наличие паспорта гражданина Армении не являлось и не является препятствием для оформления гражданства России, у заявителя не имеется мотив скрытия этого документа. При принятии от заявителя заявления о приеме его несовершеннолетнего ребёнка в гражданство России должностные лица УФМС по Красноярскому краю это знали, поэтому и приняли от него заявление и приложенные к нему документы, а не вернули в соответствии с пунктом 9 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Таким образом, возвращение должностными лицами УФМС по Красноярскому краю заявителю квитанции об уплате госпошлины за гражданство несовершеннолетнего ребёнка и их требование представления паспорта гражданина Армении на ребёнка противоречат предписанию абз. 1 п. 18 названного «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», поскольку названное законоположение представление паспорта несовершеннолетнего ребёнка вместе с заявлением о приёме в гражданство в упрощённом порядке предусматривает не в обязательном порядке, а при его наличии, а непринятие в установленном законом порядке и сроки письменного решения - положениями пунктов 4 и 5 статьи 35 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», поскольку в соответствии с абз. 1 п. 8 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» заявление заявителя УФМС по Красноярскому краю было принято к рассмотрению.

В судебном заседании заявитель Акобджанян Ю.А., представитель заявителя Садыгов Д.Л.о., действующий на основании доверенности от 09.02.2012 года, заявление поддержали, привели изложенные в нем доводы.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Красноярскому краю Винокурова Е.А., действующая на основании доверенности от 01.09.2011 года №58/2011, против удовлетворения заявления возражала, суду пояснила, что 03.08.2011 г. ФИО1 (мать Акобджаняна Н.Ю.) обратилась в отдел УФМС России по Красноярскому краю в Советском районе г. Красноярска с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации своего сына - Акобджаняна Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в соответствии с пунктом «а» ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с международными нормативно-правовыми актами, заключенными между Российской Федерацией и Республикой Армения, для въезда, выезда, следования транзитом, передвижения и пребывания несовершеннолетнего гражданина Республики Армения на территории Российской Федерации необходимо наличие паспорта Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах). ФИО1 вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ не представила паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах) Акобджанян Н.Ю. В соответствии с п. 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325, заявление о приеме в гражданство РФ и документы, оформленные ненадлежащим образом, возвращаются заявителю. 18.01.2012 г. заявление ФИО1 и материалы о приеме в гражданство РФ ее несовершеннолетнего сына Акобджанян Н.Ю. были возвращены без рассмотрения. 20.01.2012 г. ФИО1 была ознакомлена с причинами возврата. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление Акобджаняна Ю.А. подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п. «а» ч. 6 ст.14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г. №62-ФЗ, в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325, заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Заявление об изменении гражданства составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации (приложения N 1 - 6). Заявление об оформлении наличия гражданства Российской Федерации по рождению или при усыновлении (удочерении) составляется в одном экземпляре на бланке (приложение N 7).

Согласно п. 18 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляются: свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии)

В силу п.9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю.

В соответствии с соглашением в форме обмена Нотами между Правительством Российской Федерации и Правительства Республики Армения о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25 сентября 2000 года, перечень документов граждан Республики Армения для въезда, выезда, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации содержит: паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах); дипломатический паспорт; Свидетельство на возвращение в Республику Армения (только для въезда в Республику Армения); Свидетельство о рождении (для детей до 16 лет, только для выезда из Российской Федерации в Республику Армения) – действует в течение 6 месяцев с даты начала временного применения настоящих перечней.

В силу п. 9.2. Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64, государственная функция исполняется в следующие сроки: по заявлениям об изменении гражданства, рассматриваемым в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, ч.3 ст.19 и ч. 3 ст. 26 Федерального закона - в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Как установлено судом, 03.08.2011 года, ФИО1, гражданка Российской Федерации, обратилась в отдел УФМС России по Красноярскому краю в Советском районе г. Красноярска с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации своего сына Акобджаняна Н.Ю., <данные изъяты> года рождения в соответствии с п. «а» ч.6 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». ФИО1 заполнен бланк заявления по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации. В качестве другого родителя в заявлении указан гражданин Российской Федерации Акобджанян Акобджанян Ю.А. В пункте 7 бланка заявления «Паспорт (при его наличии)» заявителем указано «не имеет». Заявление принято к рассмотрению 03.08.2011 года. Правильность заполнения заявления и наличие необходимых документов проверено, что подтверждается подписью должностного лица и гербовой печатью территориального органа ФМС Российской Федерации.

Согласно письму УФМС России по Красноярскому краю от 18.01.2012 года заявление и материалы о приеме в гражданство Российской Федерации в отношении Акобджаняна Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения возвращены ввиду того, что в материалах дела отсутствует паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах).

В соответствии с письмом отдела УФМС России по Красноярскому краю в Советском районе г. Красноярска от 27.01.2012 года, гражданка Манукян Г.Д. в письменной форме 20.01.2012 года ознакомлена с причинами возврата заявления и материалов о приеме в гражданство Российской Федерации в отношении её несовершеннолетних детей; Акобджаняна Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Акобджанян Н.Ю., 19.04.2001 года рождения. ФИО1 разъяснен порядок приема гражданства РФ в отношении её несовершеннолетних детей, а так же перечень документов, необходимых для приема гражданства РФ по п. «а» ч.6 т.14 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Представитель заявителя Садыгов Д.Л.О. в судебном заседании пояснил, что при принятии заявления 03.08.2011 года должностное лицо УФМС России по Красноярскому краю не требовало представить паспорт несовершеннолетнего Акобджаняна Н.Ю., в соответствии с п.п. 18,19,20 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, заявление и документы были приняты, наличие необходимых документов было проверено, в связи с чем, у УФМС России по Красноярскому краю не было оснований для возврата документов, необходимо было приять решение по данному заявлению.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Красноярскому краю Винокурова Е.А. суду пояснила, что она не может сказать по какой причине должностное лицо при приеме заявления у ФИО1 не потребовало паспорт несовершеннолетнего Акобджаняна Н.Ю., может быть по тому, что при принятии документов не всегда ясно, является ли лицо гражданином Армении, после принятии документов делаются различные запросы в разные инстанции, только после этого можно установить, имеется ли гражданство.

Оценивая представленные доказательства, положения Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64, в их правовой взаимосвязи, приходит к выводу о том, что после принятия документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации по результатам проведенных проверок и согласований и изучения обстоятельств, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, возможно принятие решения установленного образца, либо о приеме в гражданство, либо (при наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16) об отклонении заявления.

Возможность оставления принятого заявления без рассмотрения по существу не предусмотрена законодательством, устанавливающим порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Как установлено судом, подтверждается представленными по делу доказательствами и не оспаривалось представителем УФМС России по Красноярскому краю, заявление ФИО1 от 03.08.2011 года, о приеме в гражданство её несовершеннолетнего сына Акобджаняна Н.Ю. было принято к рассмотрению на основании п. "а" части 6 ст. 14 Федерального закона 03.08.2011 года, регистрационный номер 422.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ в рассмотрении по существу заявления ФИО1 о приеме в гражданство в упрощенном порядке её несовершеннолетнего сына Акобджаняна Н.Ю., оформленный в виде сопроводительного письма от 18.01.2012 года №7/17-21 деп, не основан на законе, создает заявителю препятствия в реализации его права на получение информации о результатах рассмотрения его заявления о приеме в гражданство, в связи с чем в полном соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ обязал соответствующий орган устранить препятствие к осуществлению прав и свобод заявителя, рассмотрев принятое заявление по существу.

При таких обстоятельствах заявленные требования Акобджаняна Ю.А. о признании незаконным бездействия УФМС России по Красноярскому краю, выразившегося в непринятии решения по заявлению о приеме его несовершеннолетнего сына Акобджаняна Н.Ю., 09.11.1995 года рождения в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод и препятствие к их осуществлению путем принятия решения по его заявлению подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Акобджаняна Ю.А., действующего в интересах несовершеннолетнего Акобджаняна Н.Ю. о признании незаконным бездействия УФМС по Красноярскому краю и обязании устранить допущенное нарушение прав и свобод - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие УФМС России по Красноярскому краю, выразившееся в непринятии решения по заявлению Акобджаняна Ю.А. о приеме его несовершеннолетнего сына Акобджаняна Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании под. «А» п. 6 ст. 14 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Обязать УФМС России по Красноярскому краю устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно принять письменное решение по заявлению Акобджаняна Ю.А. о приеме его несовершеннолетнего сына Акобджаняна Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании под. «А» п. 6 ст. 14 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска.

Председательствующий:             судья С.Н. Бубакова