Дело № 2-2254/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2012 года Советский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Тарараевой Т.С.
при секретаре Стеблевской К.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Коломейчук Натальи Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе города Красноярска о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном и календарном исчислении, включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении трудовой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Коломейчук Н.А. /с учетом уточненных исковых требований/ обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска с требованиями о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в расчете один год за один год и три месяца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры Медицинской части У. в календарном исчислении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главной медсестры санатория-профилактория Л. также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности старшей медсестры Городской поликлиники № г. Красноярска. Требования мотивировала тем, что в соответствии с решением УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Указанные периоды работы не зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Считает, что выполняемые ею трудовые функции в указанные периоды работы дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период работы в МЧ ИТК-6 осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждении, расположенном в сельской местности, поэтому он подлежит включению в стаж из расчета один год работы за один год и три месяца. В период работы в санатории-профилактории «Лесной» фактически выполняла функции работника среднего медицинского персонала, работодателем было допущено неверное поименование должности. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата по основному месту работы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Просит суд обязать УПФ РФ (ГУ) в Советском районе города Красноярска включить указанные периоды работы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном и календарном исчислении.
В судебном заседании истица Коломейчук Н.А., ее представитель Кулинкович Г.А. /действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска- Андрианова Н.Г. /действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ иск не признала.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что исковые требования Коломейчук Н.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом, согласно сведений трудовой книжки Коломейчук Н.А. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медсестры в У.. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принята переводом на должность старшей медсестры в санаторий-профилакторий «Л.». Приказом №-А от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность главной медсестры, уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в ГП №. На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода на должность медсестры ГП № г. Красноярска.
Решением УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Коломейчук Н.А. отказано в досрочном назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа 30 лет на соответствующих видах работ. В стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию не включен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры Медицинской части У.. Также не принят к зачету период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главной медсестры санатория-профилактория «Л.». Кроме того, данным решением не были включены в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности старшей медсестры Городской поликлиники № г. Красноярска.
Истица Коломейчук Н.А., ее представитель Кулинкович Г.А. суду пояснили, что считают отказ пенсионного фонда в досрочном назначении трудовой пенсии неправомерным, так как пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от наименования должности и учреждения, в которых они работают. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовые функции в должности медсестры Медицинской части У., занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья. Штатным расписанием У. предусмотрена медицинская часть как самостоятельное структурное подразделение, учреждение являлось стационарным, закрытым помещением на 15 коек, с предусмотренной штатной должность медсестры, которая подчинялась непосредственно начальнику части. МЧ состояла из фельдшера и 4-х медсестер. Поскольку учреждение МЧ У. было расположено в сельской местности, период работы на основании Правил Списков № 781 подлежит включению в стаж из расчета один год работы за один год и три месяца. В период работы в должности главной медсестры в санатории-профилактории «Л.», выполняла функции работника среднего медицинского персонала. Фактически выполняла работу, соответствующую работе старшей медицинской сестры, осуществляла работу, отнесенной к обязанностям медицинской сестры, а также административную работу, в том числе, составляла отчетность, в ее подчинении находились другие медсестры. Полагает, что работодателем неверно указано наименование ее должности в штатном расписании и трудовой книжке. Так в штатном расписании отсутствовала должность старшей медсестры, в связи с чем, ее функциональные обязанности выполняла главная медсестра. При этом, доказательства, подтверждающие данное обстоятельства предоставить не имеет возможность в связи с тем, что в настоящее время санаторий-профилакторий «Л.» реорганизован, у его правопреемника МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Л.», а также в архивных агентствах какие-либо документы, в том числе штатные расписания, санатория-профилактория «Л.» отсутствуют. Однако не оспаривает, что существуют три самостоятельные должности- медсестра, старшая медсестра и главная медсестра, с различными должностными обязанностями. Более того, санаторий-профилакторий «Л.» являлся многопрофильным учреждением, наименование данного учреждения подпадает под наименований учреждения, указанного в п. 21 Списка № 781 – «санатории /курорты». Считают, что наименование учреждения «санатории», указанное в Списке № 781 подлежит расширительному толкованию, фактически в него включаются курортные санатории и санатории-профилактории. Кроме того, считают отказ пенсионного фонда во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии незаконным. В указанный период за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата по основному месту работы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска- Андрианова Н.Г. суду пояснила, что УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска истице обоснованно было отказано в назначении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. К зачету не был принят период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры Медицинской части У., поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 года № 464, а также номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. Приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395. при этом, Список № 781 не может быть применен в связи с тем, что исчислении трудового стажа необходимо исходить из действия Списков во времени. Оценка пенсионных прав истицы была произведена по Спискам № 464. Так, включение указанного периода работы по Списку № 781, иных периодов работы на основании Постановления Правительства РФ от 06.09.1991 года № 464, невозможно, поскольку одновременное применение утративших силу Списков № 464 и действующих Списков № 781 недопустимо. Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главной медсестры санатория-профилактория «Л.» не был включен в стаж, так как должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 года № 464. В номенклатуре должностей работников здравоохранения, утв. Приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377, должность «главная медсестра» не отнесена к среднему персоналу. Применение Списка № 781 также является недопустимым, в нем наименование учреждения отсутствует. При этом полагает, что в данном случае тождественность выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости невозможно. Действующим законодательством предусмотрено наличие трех самостоятельных должностей –медсестра, старшая медсестра и главная медсестра, с различными должностными обязанностями. Истицей не представлены, штатные расписания, подтверждающее отсутствие должности старшей медсестры, что исключает неверное поименование должности работодателем. Кроме того, отказ Пенсионного фонда в принятии к зачету периодов нахождения на курсах повышения квалификации истицы обоснован. По общему правилу в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости засчитывается работа, которая осуществлялась в определенных должностях и учреждениях, указанных в соответствующих Списках. Исчерпывающий перечень периодов, не связанных с осуществлением работы и дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516. Так, в пункте 5 данных Правил указаны следующие периоды- периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период повышения квалификации в данных Правилах отсутствует. Считает, что специально предусмотренные правовые нормы, которые бы позволяли зачесть в профессиональный трудовой стаж период нахождения на курсах повышения квалификации отсутствуют. В силу п.3 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случае отсутствия при обращении за назначением пенсии всех необходимых документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение разъясняет лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, какие документы нужно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не менее чем через три месяца со дня получения разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. Поскольку на момент обращения истицы с заявлением о досрочном назначении пенсии, оснований для его удовлетворения не было, трудовая пенсия не может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая представленные по делу доказательства суд приходит к выводу, что спорный период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры Медицинской части У. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в расчете один год за один год и три месяца по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет в связи с определенным видом профессиональной деятельности (в данном случае – осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения).
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В разделе «наименование должностей» указаны должности среднего медицинского персонала «заведующий фельдшерским здравпунктом -фельдшера (фельдшер, медицинская сестра)», «фельдшер».
Подп. 4 пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе, в медицинских частях, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно подп. «а» п. 5 данных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно архивной выписки ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом начальника У. за 1981 год по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № Горбань /Коломейчук/ Н.А. назначена медсестрой У. по обслуживанию осужденных с ДД.ММ.ГГГГ, образование среднее медицинское, стаж медработы до 5 лет. Приказом начальника У. за 1984 год по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ Коломейчук Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
В соответствии с архивной справкой ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, Коломейчук Н.А. действительно работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в У. в должности медсестры по обслуживанию осужденных У.
Приказом начальника У. за 1980 год утверждены штаты по У., в состав которого входили, в том числе, У. строгого режима. Плановое наполнение 1002, вид производства- лесозагатовка и деревообработка, место дислокации- <адрес>. В составе У. предусмотрено самостоятельное структурное подразделение Медицинская часть /со стационаром на 15 коек/ по обслуживанию осужденных. В штате Медицинской части указана должность медицинской сестры в количестве 4 должностей. Штатным расписанием в 1983 году предусмотрено плановое наполнение У. – 900 человек, наличие МЧ в У. и количество должностей в МЧ осталось без изменения.
По сведениям ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ должностные инструкции, устав, учредительные документы У. и иные документы, подтверждающие осуществление истицей лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на хранение в архив не поступали.
Согласно справки администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Медицинское учреждение У. относилось к сельской местности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорный период работы Коломейчук Н.А. выполняла работу, предусмотренную Списком и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, что дает право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении из расчета один год за один год и три месяца.
Довод стороны ответчика о том, что включение указанного периода работы в льготном исчислении по Списку, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, а иных периодов работы на основании Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6.09.1991 года № 464, невозможно, поскольку одновременное применение утративших силу Списков № 464 и действующих Списков № 781 недопустимо является необоснованным. При определении права на досрочное назначение пенсии может применяться два порядка исчисления стажа по выбору пенсионера: в порядке непосредственно вытекающим из норм действующих законов и иных нормативно правовых актов на момент назначения пенсии и в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы. Причем они могут применяться комбинированно, то есть к одному периоду работы- прежний порядок подсчета стажа, а к другому – новый. При назначении пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсия в РФ» может применяться, как Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лети Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», так и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Однако, Список и Правила утвержденные Постановлением Правительства № 464 применяется за периоды работы с 1 ноября 1999 года до 1 января 2002 года, а Список, утвержденный Постановлением Правительства № 781 применяется за любые периоды работы. Поскольку истица просит суд включить в трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным применить Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать УПФ РФ (ГУ) в Советском районе включить в профессиональный трудовой стаж Коломейчук Н.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в расчете один год за один год и три месяца данный период работы.
Разрешая требования Коломейчук Н.А. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главной медсестры санатория-профилактория «Лесной», суд исходит из следующего.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 года № 464, право на досрочное назначение пенсии имеют врачи и работники среднего медицинского персонала, лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности. Как видно из приведенного в Списке от 06 сентября 1991 года № 464 перечня врачей и среднего медицинского персонала, он является обобщенным, то есть, в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
В силу Информационного письма Минтруда и социального развития РФ от 27 сентября 2000 года № 3948/1-17 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 ода № 395. При этом, требуется, что бы фактическое наименование должности и учреждения соответствовало наименованиям, приведенным в номенклатурах.
Пунктом 1.7.9 Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года № 395 санаторий-профилакторий отнесен к санаторно-курортным учреждениям. Указанным Положением от 15.10.1999 года № 377 должность главной медицинской сестры отнесена к категории руководителей учреждения, не указана в должностях, отнесенных к категории средний медицинский персонал.
В судебном заседании истица Коломейчук Н.А. ссылалась на то, что фактически в спорный период работы выполняла функции работника среднего медицинского персонала, фактически осуществляла работу, соответствующую работе старшей медицинской сестры.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 года № 869 в предусмотрены характеристики для должностей «старшая медицинская сестра», и «главная медицинская сестра». Так, характеристика должности старшая медицинская сестра указана в характеристике должности медицинской сестры, к ее должностным обязанностям отнесено оказание доврачебной медицинской помощи, осуществление забора биологических материалов для лабораторных исследований, осуществление ухода за больными в медицинской организации и на дому, обеспечение выполнения врачебных назначений, проведение подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача и др. Установлены требования к квалификации - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.
К должностным характеристикам главной медицинской сестры отнесено обеспечение рациональной организации труда среднего и младшего медицинского персонала, повышение их квалификации; способствование внедрению в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала; осуществление своевременной выписки, распределения и хранения перевязочных материалов, медикаментов, в том числе ядовитых веществ и наркотических лекарственных средств, ведет учет их расходования; контроль работы среднего и младшего медицинского персонала по приему и выписке пациентов; организации транспортировки пациентов внутри отделений медицинской организации, а также при вызовах скорой медицинской помощи. Для данной должности предусмотрены повышенные требования к квалификации, а именно высшее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Управление сестринской деятельностью", стаж работы по специальности не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Организация сестринского дела", стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет.
Таким образом, на законодательном уровне установлено наличие двух самостоятельных должностей «старшая медицинская сестра», а также «главная медицинская сестра». Каждая из данных должностей имеет различные квалификационные характеристики, к специалистам на данные должности предъявляются различные требования по уровню образования. Исходя из установленных законодателем квалификационных характеристик по должности «главная медицинская сестра» по обеспечению рациональной организации труда среднего и младшего медицинского персонала, данная должность законодателем в Списках № 781 отнесена к категории руководителей учреждения, а не к категории средний медицинский персонал.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 года № 25 вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В ходе судебного разбирательства было установлено, и не оспаривалось сторонами, что истица занимала штатную должность главной медицинской сестры. Так, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность главной медсестры санатория-профилактория «Л.», уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в ГП №.
Более того, суд принимает во внимание, что истица первоначально была принята на работу ДД.ММ.ГГГГ на должность старшей медицинской сестры, а с ДД.ММ.ГГГГ истица переведена на должность главной медсестры.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, в том числе оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следовательно, бремя доказывания осуществления работы в указанной должности, возложено на истца.
На основании ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют бесспорные, убедительные и достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что Коломейчук Н.А. была принята на работу старшей медсестры, выполняла должностные обязанности старшей медицинской сестры, в том числе, ее должность «главная медицинская сестра» была неверно поименована работодателем в штатных расписаниях и трудовой книжки, истицей таких доказательств суду не предоставлено. При этом, судом оказывалось содействие истице в истребовании доказательств, направлялись многочисленные судебные запросы в МАУ г. Красноярска Спортивно-оздоровительный комплекс «Л.», государственный архив Красноярского края, МКУ «Красноярский городской архив», Главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Красноярска, Главное управление здравоохранения администрации г. Красноярска, Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска.
По сведениям МКУ «Красноярский городской архив» от ДД.ММ.ГГГГ, КГКУ «Государственный архив Красноярского края» от ДД.ММ.ГГГГ документальные материалы санатория-профилактория «Лесной», в том числе, лицевые счета рабочих, в архив на хранение не поступали. По данным МАУ СОК «Л.» от ДД.ММ.ГГГГ, МУ СОК «Л.» создано ДД.ММ.ГГГГ путем преобразования из МУП «санаторий-профилакторий «Л.», в период преобразования никакие архивные материалы по кадровым вопросам и заработной плате не были переданы. Согласно сведений Главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ за период с 1994 года по 2001 год данных о деятельности и штатных расписаний в Красспорте ми МАУ СОК «Л.» не имеется.
При таких обстоятельствах, оценивая все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для включения указанного периода работы истицы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствуют, занимая истицей должность главная медицинская сестра отсутствует в Списках № 464. Оснований для установления тождества выполняемых истицей работ работе старшей медицинской сестры, с учетом требований предъявляемых к данной должности, не имеется. Признание права истицы, работающей в должности главной медицинской сестры, на досрочное назначение трудовой пенсии по существу приводит к расширению перечня должностей, работа в которых дает право на такое назначение, что в компетенцию суда не входит.
Оценивая довод стороны истицы о том, что данный период работы подлежит включению в стаж на основании Списка № 781 суд исходит из следующего.
Пунктом 4 Правил установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В п. 21 раздела «наименование учреждений» указано наименование учреждения «Санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические».
Таким образом, работа в должности главной медицинской сестры дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан в случае работы в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка. При этом, данные профили перечислены законодателем в исчерпывающем виде, расширительному толкованию не подлежат.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом, также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация, в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что санатория-профилактория «Л.» являлся многопрофильным учреждением. Как следует из Устава МУП «Санаторий-профилакторий «Л.», предметом деятельности являлась деятельность по оказанию санитарно-оздоровительных услуг населению при наличии лицензии. Предприятие являлось лечебно-профилактическим предприятием санитарного типа, основной целью деятельности которого являлось проведение лечебной и оздоровительной работы. Предприятие оказывает предоставление лечебно-оздоровительных услуг, бытовых услуг, услуг гостиничного комплекса.
Уставом МУ «СОК «Л.», МАУ г. Красноярска «СОК «Л.» установлено, что предметом деятельности учреждений является реализация городских целевых программ и планов по развитию физической культуры и спорта; организация и проведение туристических мероприятий; организация санаторно-курортного лечения, оздоровления граждан. К видам деятельности отнесены, в том числе, следующие: организация лечения, оздоровления и отдыха детей; организация и проведение медицинского контроля, медико-восстановительных мероприятий, медицинских услуг в области лечебной физкультуры и спортивной медицины, проведение медицинских осмотров занимающихся физической культурой и спортом; стоматологические услуги.
Таким образом, исходя из анализа целей, задач и видов деятельности Устава МУП «Санаторий-профилакторий «Л.» и его правопреемников МУ «СОК «Л.», МАУ «СОК «Л.», суд приходит к выводу о том, что в санатории-профилактории не осуществлялось лечение по одному или нескольким профилям, указанным в Списке. Каких-либо доказательств, опровергающих данное обстоятельство, стороной истца суду не представлено. В связи с чем, оснований, для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, данного периода работы на основании Списка № 781 отсутствуют.
Требования Коломейчук Н.А. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд считает обоснованными по следующим основаниям. В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, периоды нахождения Коломейчук Н.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности старшей медсестры Городской поликлиники № г. Красноярска подлежат включению в стаж.
Согласно ст. 19 ФЗ № 173 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Управлением Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска при включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работ, установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы истицы оставил 21 год 09 месяцев 23 дня. При включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры Медицинской части ИТК-6 Учреждения У-235/24 из расчета один год за один год и три месяца периода работы, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, стаж Коломейчук Н.А. на соответствующих видах работ будет составлять менее 30 лет. Поскольку для досрочного назначение трудовой пенсии по старости необходимо не менее 30 лет стажа в учреждениях для детей, а у истицы в настоящее время отсутствует данный необходимые стаж, суд полагает, что на ДД.ММ.ГГГГ, а также на момент вынесения решения право на досрочное назначение трудовой пенсии у Коломейчук Н.А. не возникло, в связи с чем, считает необходимым в удовлетворении требований истицы о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда в РФ (ГУ) по Советскому району г.Красноярска назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коломейчук Натальи Анатольевны удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе города Красноярска включить периоды работы Коломейчук Натальи Анатольевны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры Медицинской части У. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в расчете <данные изъяты>
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Советском районе города Красноярска включить периоды нахождения Коломейчук Натальи Анатольевны на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности старшей медсестры Городской поликлиники № г. Красноярск в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части исковых требований Коломейчук Наталье Анатольевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца.
Председательствующий Т. С. Тарараева