О ВЗЫСКАНИИ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2012 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Акимовой И.В.,

при секретаре Зуевой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулешовой Нины Дмитриевны к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кулешова Н.Д. обратилась в суд с иском к Правительству РФ в лице УФК по <адрес> о возмещении морального вреда, мотивируя тем, что родилась в <адрес>. С 1928г. проживала вместе с отцом и матерью в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее родной отец ХДС, 1897 года рождения был арестован и осужден и направлен по месту заключения в <адрес> п/я , где и скончался ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, родной отец истицы ХДС, был реабилитирован. С ДД.ММ.ГГГГ семья истицы в составе матери ХМИ, несовершеннолетних детей остались без отца. Согласно справки <адрес> о признании пострадавшей от политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ, Кулешова Н.Д., 1928 года рождения, является дочерью ХДС, репрессированного ДД.ММ.ГГГГ Тройкой УНКВД по <адрес> к 8 годам лишения свободы по политическим мотивам, реабилитированного ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вым судом. Считает, что является дочерью, необоснованно репрессированных по политическим мотивам отца. Истица считает, что в соответствии с Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» в его конституционно-правовом толковании, данном в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, в соответствии с ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации устанавливают, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России, а так же на основании Решения Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на возмещение морального вреда, причиненного истице политическими репрессиями Советского периода. Будучи реабилитированной жертвой политических репрессий, она испытывает моральный вред, и имеет право претендовать на возмещение Правительством РФ морального вреда в размере 4 000 евро, поскольку после ареста родного отца мать с детьми остались без кормильца, в течение 24 часов выселили из квартиры в г. Красноярске, на протяжении 4-х лет семья снимала жилье в пределах сельской местности. С тех пор семья осталась за бортом жизни в качестве врагов народа, с поражением прав на получение средне-специального, высшего образования, дальнейшего устройства на работу. Истица на протяжении жизни подвержена унижению человеческого достоинства со стороны окружающих. Считает, что отсутствие в Российском законодательстве положений, прямо предусматривающих возможность компенсации вреда, причиненного неисполнением судебных решений, вынесенных по искам к государству и иным публично-правовым образованиям, является пробелом в законодательстве. Просит суд взыскать моральный вред, причиненный ему политическими репрессиями, в размере 160 000 рублей, что эквивалентно 4 000 евро, как лицу, реабилитированному по заключению Прокуратуры Красноярского края.

В судебном заседании истица Кулешова Н.Д., его представитель Полковников А.А., по устному ходатайству, исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали.

Представитель ответчика Жидкова Н.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Кулешовой Н.Д. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

В соответствии со ст. 12 Закона, Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

Статья 16 Закона РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий» (в редакции Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004) предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004г. № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» реабилитированные лица имеют право на меры социальной поддержки.

В своем Определении № 1496-О-О Конституционный Суд РФ от 17.11.2009 указывает, что целью Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно абз. 3 его преамбулы, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений ст.ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства.

Как установлено в судебном заседании, Кулешова Н.Д., родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно справки <адрес>вого суда -У-49с. от ДД.ММ.ГГГГ, дело по обвинению ХДС пересмотрено <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ Постановление Тройки УНКВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело в отношении ХДС, работавшего таксировщиком речного порта в <адрес>, производством прекращено. ХДС – реабилитирован.

Как следует из справки <адрес> о признании пострадавшей от политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ, Кулешова Н.Д., 1928 года рождения, <адрес>, согласно свидетельства о рождении и о браке, является дочерью ХДС, 1897 года рождения, репрессированного ДД.ММ.ГГГГ Тройкой УНКВД по <адрес> к 8 годам лишения свободы по политическим мотивам, реабилитированного ДД.ММ.ГГГГ <адрес>вым судом. На основании ч. 2 ст. 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ Кулешова Н.Д. признается пострадавшей от политических депрессий.

Согласно справки о реабилитации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кулешова Н.Д., 1928 года рождения, <адрес>, по заключению Прокуратуры Красноярского каря от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» признана пострадавшей от политических депрессий. В соответствии с ч. 2 ст. 1-1 указанного Закона Кулешова Н.Д. как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца ХДС, 1897 года рождения, необоснованного репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политическим репрессиям и реабилитирована.

В судебном заседании представитель истца Полковников А.А., поддерживая исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, суду пояснил, что принятием ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» исключена компенсация морального вреда жертвам политических репрессий, таким образом, ограничено право реабилитированных жертв. Меры социальной поддержки перешли на региональный уровень, однако Закон Красноярского края фактически не действует, меры социальной поддержки должны быть возвращены с регионального уровня на федеральный, что будет способствовать возмещению морального вреда. С отзывами Правительства РФ не согласны, считают их юридически необоснованными.

Представитель ответчика Жидкова Н.В., возражая против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержала доводы возражений, изложенные в письменном отзыве. Указывая, что Закон о реабилитации установил процедуры восстановления прав граждан, подвергшихся политическим репрессиям, это получение ими определенных льгот и компенсаций. Нормы Закона о реабилитации, определяющие правовые последствия реабилитации жертв политических репрессий, не могут быть отнесены к гражданско-правовому институту возмещения вреда. Законодатель при установлении порядка и последствий реабилитации жертв политических репрессий создал специальное законодательство. В данный момент компенсация морального вреда, как категория, исключена из закона. На территории Красноярского края, данные меры предоставляются в соответствии с Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Оценивая представленные и исследованные судом доказательства, исходя из анализа правовых норм, регулирующих спорные правовые отношения, в частности Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политический репрессий», суд приходит к выводу о том, что данный Закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона , однако регулирует вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Учитывая, что Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что истолкование его норм как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы ст.ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации. Установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечения социальной защищенности, данные льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда.

Кроме того, законодатель использовал в данном Законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. Приведенная правовая позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ -О, ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-П и др.), сохраняющих свою силу, и, следовательно, является общеобязательной и распространяется как на реабилитированных лиц, так и на их наследников, признанных подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации.

По смыслу действующих правовых норм, вытекающих из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий», суд приходит к выводу о том, что Российской Федерацией в рамках взятых на себя публично-правовых обязательств истцу возмещается вред, причиненный в результате политических репрессий, выразившийся в восстановлении прав репрессированных, направленный, в том числе на возмещение морального вреда, поскольку в связи с примененными к семье истца репрессиями, он вправе пользоваться всеми предусмотренными государством льготами, согласно Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», в связи с изложенным суд находит несостоятельным доводы стороны истца, изложенные в обоснование требований.

Довод стороны истца о применении правовой позиции, изложенной в Постановлении Европейского Суда по правам Человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает не состоятельным, поскольку данное Постановление не затрагивает права и свободы граждан Российской Федерации, признанных пострадавшими от политических репрессий и было вынесено по результатам обращения в Европейский Суд по права человека граждан Грузии, и не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения, поскольку Российская Федерация не являлась стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства судом не установлено законных, правовых оснований для возмещения истице Кулешовой Н.Д. компенсации морального вреда, поскольку Закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона № 1761-1 «О реабилитации жертв политический репрессий», в связи, с чем полагает, в удовлетворении исковых требований Кулешовой Н.Д. к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда в размере 160 000 рублей – эквивалент 4 000 евро единовременно, надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кулешовой Нине Дмитриевне к Правительству Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда в размере 160 000 рублей – эквивалент 4 000 евро единовременно, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.

Дата изготовления мотивированного решения -06.02.2012г.

Председательствующий: Акимова И.В.