Дело № 2-5371/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2012 г. Советского районного суда г. Красноярска в составе:
председательствующего федерального судьи Бондаренко Е.И.,
при секретаре Жутиной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора к ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду,
Установил:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд к ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду, просит взыскать в принудительном порядке основной долг по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год - 37 880,24 рублей, за 2010 год - 41 880,21 рублей и за 2011 год - 37 093,79 рублей, а всего 116 854,24 рубля через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: 20% - в доход федерального бюджета; 40 % - в доход бюджета Красноярского края; 40 % - в доход бюджета муниципального образования - город Красноярск.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» в судебном заседании Матушкина Н. М. суду пояснила, что денежные средства на уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду не выделялись, в бухгалтерском учете ответчика отражена кредиторская задолженность в размере 116854,27 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ федеральным бюджетом лимиты бюджетных обязательств на погашение данной задолженности не выделялись, размер задолженности ответчик не оспаривает.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности Федерального государственного казенного учреждения «Специализированная пожарная часть по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверкой установлено, что основным видом деятельности ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» является обеспечение пожарной безопасности, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Красноярского края, в том числе осуществление профилактики пожаров и их тушения в населенных пунктах, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения ФПС, а также проведение аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества при пожарах на территории Красноярского края.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» зарегистрировано в качестве юридического лица.
Учреждение расположено по адресу: 660119, Красноярский край, <адрес>.
ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу вредных веществ от эксплуатации передвижных источников, путем размещения отходов производства и потребления. Так, от передвижных источников ответчика осуществляется выброс следующих загрязняющих веществ: бензин, дизельное топливо; осуществляется размещение отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), обтирочный материал загрязненный маслами, шины пневматические отработанные, тормозные колодки, свечи зажигания автомобильные отработанные, автомобильные масляные фильтры отработанные, неразборные и др.
Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» должно было внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 37 093,79 руб. в сроки до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2011 года в сумме 37 093,79 руб. ответчиком не внесена, также ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» до настоящего времени не внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год - 37 880,24 руб. и за 2010 год - 41 880,21 руб.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением ст. 11, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. При этом, согласно ст.ст.210, 211 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанности по содержанию рассматриваемого имущества закреплены в ст.ст.11, 12, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Исходя из смысла указанных статей, именно собственник отходов должен разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; размещать отходы производства и потребления только в специально отведенных для этих целей местах на основании разрешения контролирующих органов; осуществлять плату за размещение отходов и т.д.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Этот порядок, как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определен ныне действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) (п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6) в соответствии с указанными законоположениями «платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов; размещать отходы и т.п.».
В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%. Соответственно, непоступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права.
На основании изложенного с ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» надлежит взыскать основной долг по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год -37 880,24 руб., за 2010 год - 41 880,21 руб. и за 2011 год - 37 093,79 руб., а всего общую сумму долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду 116 854,24 рубля через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: 20% - в доход федерального бюджета; 40 % - в доход бюджета Красноярского края; 40 % - в доход бюджета муниципального образования - город Красноярск.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ФГКУ «СПЧ ФПС по Красноярскому краю» основной долг по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год -37 880,24 руб., за 2010 год - 41 880,21 руб., за 2011 год - 37 093,79 руб., а всего 116 854 (сто шестнадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре) рубля 24 копейки через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: 20% - в доход федерального бюджета; 40 % - в доход бюджета Красноярского края; 40 % - в доход бюджета муниципального образования - город Красноярск.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Советский районный суд г. Красноярска.
Судья Е.И. Бондаренко.