Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2012 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Акимовой И.В.,
при секретаре Зуевой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верейкина Сергея Викторовича, Максименко Вячеслава Петровича, Шагидулина Ильдара Галимулловича к ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным решения жилищной комиссии, восстановлении в очереди на получение жилой площади по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Верейкин С.В., Максименко В.П., Шагидулин И.Г. обратились в суд с иском к ФГКУ СРПСО МЧС России (в настоящее время ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России») о признании незаконным решения жилищной комиссии ФГКУ СРПСО МЧС России, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в получении постоянной жилой площади по договору социального найма, восстановлении в очереди на получение жилой площади, требования мотивируя тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» в должности спасателей. Относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ и ряд других нормативных правовых актов. Поскольку истцы не имеют жилья, ими были поданы заявления на постановку в очередь ФГУ СРПСО МЧС России на получение постоянного жилья. На заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ истцам были распределены служебные квартиры, ввиду отсутствия иного жилья, они согласились на их получение, поскольку на заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ им не сказали, что снимут с очереди, а наоборот заверили, что они останутся в очереди до получения постоянного жилья. ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ст.55, ч.1 ст.56 ЖК РФ, ч.1 ст.30 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ истцы были сняты с учета на получение постоянной жилой площади, по причине предоставления служебных жилых помещений. ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ не установлено, что спасателям предоставляются служебные жилые помещения, а это значит, что спасателям обязаны предоставлять жилье по договору социального найма. Считают, что решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вынесено незаконно с нарушением норм жилищного законодательства и ущемляют права истцов на получение жилья по договору социального найма. Просят признать незаконным решение жилищной комиссии ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в части снятия Верейкина С.В., Максименко В.П., Шагидулина И.Г. с учета нуждающихся в получении постоянной жилой площади по договору социального найма; просят обязать устранить допущенное нарушение и восстановить в очереди на получение постоянной жилой площади: Верейкина С.В. с ДД.ММ.ГГГГ; Максименко В.П. с ДД.ММ.ГГГГ; Шагидулина И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ - с момента первоначальной постановки на учет.
Определением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам Верейкина С.В., Шагидулина И.Г., Максименко В.П. объединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства истцы Верейкин С.В. Максименко В.П., Шагидулин И.Г. уточнили исковые требования, просят признать незаконным решение жилищной комиссии ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в получении постоянной жилой площади по договору социального найма, обязать ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановить их в очереди на получение постоянной жилой площади по договору социального найма, с момента первоначальной даты постановки на учет.
В судебном заседании истец Верейкин С.В., представитель истцов - Гончарова О.О., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» Анисимова Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Скакун В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признали.
Представитель третьего лица Сибирский региональный центр по делам региональной обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России Горюнов К.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения иска.
Третьи лица Верейкина А.Г., Максименко В.П. в судебное заседание не явились, уведомлялись своевременно, надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования Верейкина С.В., Максименко В.П., Шагидулина И.Г. подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 30 ФЗ от 22.08.1995г. №151-ФЗ (в ред. от 25.11.2009г.) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которым признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ СРПСО МЧС России и «Спасателем» Верейкиным С.В. заключен трудовой договор №, согласно п. 1 которого Спасатель принимается на работу в поисково-спасательное подразделение (специальных работ) на должность спасателя (т. 1, л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ СРПСО МЧС России и «Спасателем» Максименко В.П. заключен трудовой договор №, согласно п. 1 которого Спасатель принимается на работу в поисково-спасательное подразделение (аварийно-спасательных работ) на должность спасателя (т 1, л.д.141).
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ СРПСО МЧС России и «Спасателем» Шагидулиным И.Г. заключен трудовой договор №, согласно п. 1 которого Работник принимается в ФГУ СРПСО МЧС России для выполнения работы в отдел эксплуатации транспортных средств на должность водителя автомобиля с оплатой труда по 4 разряду ЕТС, согласно штатного расписания (т. 2, л.д. 11).
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Верейкин С.В. на основании личного заявления о включении в списки нуждающихся в улучшении жилой площади, включен в список очередников на улучшение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ (т 1, л.д. 17).
Протоколом № заседания жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Верейкину С.В. распределена служебная жилая площадь – двухкомнатная <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>. (т. 1, л.д. 37).
Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно поступившего в ФГУ СРПСО МЧС России письма СРЦ МЧС России о снятии спасателей, получивших служебную жилую площадь с учета нуждающихся в получении жилья, улучшении жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ,, решено исполнить требования письма СРЦ МЧС России, снять спасателя Верейкина С.В. с учета нуждающихся в получении жилой площади, улучшении жилищных условий (т.1, л.д. 18).
ДД.ММ.ГГГГ между СРЦ МЧС России и Верейкиным С.В. заключен договор найма служебного жилого помещения со спасателем №, по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности – квартиру, общей площадью 56,2 кв.м., расположенное в <адрес>, для временного проживания в нем. Согласно п. 4 договора, совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена Верейкина А.Г., сын ВАС (т. 1, л.д.62).
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Максименко В.П. на основании личного заявления о включении в списки нуждающихся в улучшении жилой площади, включен в список очередников на улучшение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 136).
Протоколом № заседания жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что спасатель Максименко В.П. зарегистрировал брак, в связи, с чем состав семьи изменился. Решено включить супругу в состав семьи Максименко В.П. и включить в очередь на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 137).
Протоколом № заседания жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Максименко В.П. распределена служебная жилая площадь – однокомнатная <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>. Максименко В.П. согласился на получение служебной однокомнатной <адрес>, на 14 этаже, площадью 38,3 кв.м.(т. 1, л.д. 169).
Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно поступившего в ФГУ СРПСО МЧС России письма СРЦ МЧС России о снятии спасателей, получивших служебную жилую площадь с учета нуждающихся в получении жилья, улучшении жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ, решено исполнить требования письма СРЦ МЧС России, снять спасателя Максименко В.П. с учета нуждающихся в получении жилой площади, улучшении жилищных условий. (т. 1, л.д. 138).
ДД.ММ.ГГГГ между СРЦ МЧС России и Максименко В.П. заключен договор найма служебного жилого помещения со спасателем №, по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности – квартиру, общей площадью 38,3 кв.м., расположенное в <адрес>, для временного проживания в нем. Согласно п. 4 договора, совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена МИН (т. 1, л.д. 194).
Протоколом № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Шагидулин И.Г. включен в очередь на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек. (т. 2, л.д. 6).
Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно поступившего в ФГУ СРПСО МЧС России письма СРЦ МЧС России о снятии спасателей, получивших служебную жилую площадь с учета нуждающихся в получении жилья, улучшении жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ,, решено исполнить требования письма СРЦ МЧС России, снять спасателя Шагидулина И.Г. с учета нуждающихся в получении жилой площади, улучшении жилищных условий. (т.2, л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ между СРЦ МЧС России и Шагидулиным И.Г. заключен договор найма служебного жилого помещения со спасателем №, по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственностит– квартиру, общей площадью 35 кв.м., расположенное в <адрес>, для временного проживания в нем. (т. 2, л.д. 64).
Согласно сведений, предоставленных СРЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, 87, 136 в <адрес> в <адрес> отнесены к числу служебных приказом начальника Сибирского регионального центра МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ
Из информации Агентства по управлению государственным имуществом <адрес>, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, 87, 67 в реестре государственной собственности не зарегистрированы, в Реестре муниципального жилищного фонда не числятся, в реестре федерального имущества отсутствуют.
В материалах гражданского дела имеются заявление Верейкина С.В., адресованное начальнику ФГУ СРПСО МЧС России о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки очередников на улучшение жилищных условий в ФГУ СРПСО МЧС России, а также заявления Верейкина С.В. о включении в состав семьи супруги Верейкиной А.Г., сына ВАС; аналогичные заявления имеются от Максименко В.П., Шагидулина И.Г. (т. 2, л.д. 152-157).
Участвуя в судебных заседаниях истцы, их представитель Гончарова О.О., поддерживая требования, письменные пояснения, суду поясняли, что работая в качестве спасателей, будучи не обеспеченными постоянным жильем, истцами были собраны все необходимые документы и поданы заявления на постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении постоянного жилья. При решении вопроса на заседании жилищной комиссии о распределении служебного жилья они были заверены, что с очереди учета нуждающихся сняты не будут, в связи с чем согласились на предоставление служебных жилых помещений. Однако в последующем решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ были сняты с учета нуждающихся в получении жилой площади, улучшении жилищных условий, в связи с предоставлением служебной жилой площади. Считают, что ответчик необоснованно снял их с очереди на получение постоянного жилья, решение жилищной комиссии вынесено незаконно с нарушением норм жилищного законодательства и ущемляет права истцов на получение жилья по договору социального найма. Спасатели не относятся к лицам, которым в соответствии с законодательством должно предоставляться служебное жилье. ЖК РФ и другие нормативно-правовые акты не предусматривают обязанности государственных и муниципальных организаций обеспечить служебным жилым помещением всех нуждающихся работников. Законодательством РФ не предусмотрена обязанность работодателей МЧС России обеспечить спасателей служебным жильем. Такая обязанность не закреплена ни в трудовом договоре, ни в коллективном трудовом договоре спасателей. Таким образом, предоставление служебного жилья - это право, а не обязанность работодателя. Всеми спасателями были поданы заявления на постановку на учет в одну существовавшую очередь на получение жилья, никаких других очередей не было, как и не было разграничения служебной очереди или очереди по договорам социального найма. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовой деятельности и это не исключает наличие у этих граждан в собственности или найме другого жилья в другой местности. Основанием для предоставления служебного жилого помещения является установление необходимости проживания в жилом помещении по месту работы в связи с трудовыми отношениями. Для предоставления служебного жилья не требуется постановка в очередь в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Требуется лишь установление факта отнесения лица к категории граждан, обеспечиваемых служебным жильем и факта отсутствия жилого помещения в населенном пункте по месту работы. Поскольку у ответчика создана и функционирует жилищная комиссия, спасатели не отнесены к категории лиц, которым в обязательном порядке предоставляется служебное жилье, в своей деятельности при оценке нуждаемости в предоставлении жилья спасателям, жилищная комиссия обязана руководствоваться положениями действующего законодательства о предоставлении жилья в социальный наем. В МЧС России принята и исполняется ведомственная программа «Обеспечение жильем военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников противопожарной службы, спасателей и федеральных государственных гражданских служащих МЧС России 2008-2010 годы» (МЧС 2008/ВП-01), утвержденная Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Целью указанной программы является обеспечение жильем спасателей МЧС России, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Жилье предоставляется для постоянного проживания, а не на период трудовых отношений. В силу вышеизложенного, не нарушая Конституционного права на жилье, считают, что спасатели имеют полное право состоять в очереди на получение жилья по договорам социального найма, так как этому предшествует законодательная процедура постановки на учет и признании спасателей нуждающимися в получении жилья, при получении служебного жилья данные процедуры не являются законодательно обязательными и не влекут правовых последствий получения именно служебного жилья.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» Анисимова Е.Н., не признавая исковые требования, поддерживая письменные возражения на исковое заявление, суду пояснила, что действительно истцы в настоящее время работают в ФГКУ «СРПСО МЧС России» в должности спасателей. Порядок предоставления спасателям жилых помещений определен ст. 30 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя». Согласно положениям данной нормы закона, условия предоставления жилых помещений спасателям определяются трудовым договором (контрактом), тогда как трудовыми договорами, заключенными с истцами порядок предоставления жилых помещений не определен, согласно условиям коллективного договора возможно предоставление как жилья по договору социального найма, так и служебного жилья. В соответствии с требованиями ЖК РФ, ст. 30 ФЗ №151-ФЗ истцы обеспечены служебной жилой площадью – квартирами по <адрес>. В связи, с чем на основании требований письма СРЦ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № сняты с учета нуждающихся в получении жилой площади.
Представитель ответчика ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Скакун В.В., поддерживая письменные возражения на исковое заявление, суду пояснил, что в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона № - ФЗ, условия предоставления жилых помещений спасателям определяются трудовым договором. Трудовыми договорами, заключенными с истцами условия предоставления жилых помещений какого - либо вида найма определено не было. Условия предоставления жилых помещений спасателям ФГУ СРПСО МЧС России согласованы представителями работников и работодателя в инструкции «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями в ФГУ СРПСО МЧС России, филиалах и представительствах», являющейся приложением к коллективному договору. В целях реализации своего права на жилище, установленного ст. 30 Федерального закона № - ФЗ, истцами поданы заявления и необходимый пакет документов для включения в очередь на получение служебного жилого помещения. Решением жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России они были включены в списки очередников на получение служебной жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии было принято решение о предоставлении истцам служебных жилых помещений ведомственного жилого фонда. В связи с предоставлением служебных помещений, решением жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России истцы были исключены из списков очередников, при этом в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма они не состояли. Право на жилище, реализовано. Категория граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма жилого помещения, указана в п. 2 ст. 49 ЖК РФ. Нормативно - правовой акт, относящий спасателей к иной категории граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в настоящее время отсутствует. Учитывая отсутствие порядка предоставления данной социальной гарантии для этой категории граждан, отсутствия механизма и источников финансирования расходов для реализации данной социальной гарантии на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации, принятие на учет спасателей после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ. В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (№ от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений» прописан учет спасателей МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, а именно спасатели МЧС России, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные спасатели МЧС России снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Поскольку истцы поставлены в очередь до указанной даты данные правила на них не распространяются.
Представитель третьего лица Сибирский региональный центр по делам региональной обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России Горюнов К.Г., поддержал доводы возражений ответчиков, представленные письменные возражения, суду пояснил, что право истцов на жилище не нарушено, поскольку у Ответчиков отсутствует установленная законом обязанность предоставить Истцам жилое помещение по договору социального найма, просят в удовлетворении исковых требований отказать.
При рассмотрении данного спора, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из смысла указанных положений нормы Закона следует, что проживание в служебном помещении и соответственно предоставление такового жилого помещения носит временный характер, предоставление служебного жилого помещения не связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий и обусловлено наличием соответствующих трудовых или служебных отношений с нанимателем, т.е. вызвано характером трудовых отношений.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, истцы были поставлены на учет (включены в списки) согласно решения жилищной комиссии, именно в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием, необеспеченностью иной жилой площадью, на основании личных заявлений (т. 2, л.д. 152-157), включены в списки очередников на улучшение жилищных условий, но не на предоставление служебных жилых помещений, при этом суд принимает во внимание, что представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривалось наличие единой очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствия разделения очередности на предоставление жилья по договорам социального найма и найма служебного жилого помещения, в связи с чем суд находит несостоятельным довод стороны ответчика ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о том, что истцы были поставлены в очередь на предоставление служебного жилья.
Кроме того, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что истцы в установленном законом порядке отнесены к категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, суду представлено не было. Подтверждение связи предоставления истцам служебных жилых помещений, по причине характера трудовых отношений, не нашло.
Предоставление служебного жилья, т.е. на период трудовых отношений, не свидетельствует об обеспечении жилой площадью, тогда как Верейкин С.В., Максименко В.П., Шагидулин И.Г. были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не были обеспечены жилыми помещениями, кроме того, предоставление служебного жилья законодательно не связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, соответственно получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения граждан из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку учет последних связан законодательством с предоставлением жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решением жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ о снятии спасателей Верейкина С.В., Максименко В.П., Шагидулина И.Г. с учета нуждающихся в получении жилья, улучшения жилищных условий, в связи с предоставлением служебной жилой площади, т.е. в отсутствие оснований предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, нарушено право истцов на получение жилого помещения по договорам социального найма, тогда как в соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В связи с чем, суд находит несостоятельными доводы ответчиков, третьего лица, изложенных в обоснование возражений, поскольку они не опровергают выводы суда о постановке на учет истцов именно в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. в связи с необеспеченностью жильем, а не характером трудовых отношений, и соответственно отсутствием оснований, предусмотренных законом для снятия с такового учета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение жилищной комиссии ФГУ СРПСО МЧС России (в настоящее время ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России») от ДД.ММ.ГГГГ о снятии спасателей Верейкина С.В., Максименко В.П., Шагидулина И.Г. с учета нуждающихся в получении жилья, улучшения жилищных условий, в связи с предоставлением служебной жилой площади, является незаконным, в связи с чем, требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку восстановление нарушенного права возможно при обязывании компетентного в настоящее время органа ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановления в очереди на получение жилой площади по договору социального найма: Максименко Вячеслава Петровича с ДД.ММ.ГГГГ, Верейкина Сергея Викторовича с ДД.ММ.ГГГГ, Шагидулина Ильдара Галимулловича – с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента первоначальной постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение жилищной комиссии ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Максименко Вячеслава Петровича, Верейкина Сергея Викторовича, Шагидулина Ильдара Галимулловича, с учета нуждающихся в получении жилой площади, улучшении жилищных условий.
Обязать ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановить в очереди на получение жилой площади по договору социального найма: Максименко Вячеслава Петровича с ДД.ММ.ГГГГ, Верейкина Сергея Викторовича с ДД.ММ.ГГГГ, Шагидулина Ильдара Галимулловича – с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 29.06.2012г.
Председательствующий: И.В.Акимова