Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
Именем Российской Федерации
11 июля 2012 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бех О.В.
при секретаре Хаменковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Евгении Леонидовны к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении в трудовой стаж периода работы, назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
Никитина Е.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска о включении в трудовой стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем в детском саду № г.Красноярска, ссылаясь на то, что указанный период необоснованно не принят ответчиком к зачету на соответствующих видах работ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Истица не согласна с данным решением. На основании изложенного, истица просит суд обязать ответчика включить указанный период в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет, назначить пенсию истице с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица иск поддержала. Представитель ответчика в суд не явился, извещен должным образом (л.д.26). Дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее- закон № 173- ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Никитина Е.Л. была принята воспитателем 9 разряда в Детский сад №, уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в Детский сад №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за детьми.
Истица имеет двоих детей: НДЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, НАЮ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ в связи отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
По данным ответчика на ДД.ММ.ГГГГ стаж истицы на соответствующих видах работ по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ составил 24 года 00 месяцев 19 дней.
При этом, ответчиком не был принят к зачету, в том числе, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период работы воспитателем в Детском саду № г.Красноярска, поскольку в указанный период не выполнялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение, и законодателем, в части норм, регулирующих пенсионные правоотношения, иной способ регулирования для данного случая не предусмотрен.
Истица суду пояснила, что имеет двоих детей, в 1991г. в период работы воспитателем в Детском саду № она ушла в отпуск по уходу за ребенком, затем сразу после отпуска по уходу за первым ребенком ушла в отпуск по уходу за вторым ребенком, вышла на работу в 1994г.
Оценивая представленные доказательства, суд учитывает, что Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее- закон № 173- ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как усматривается из материалов дела, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, в том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако, данный период не был включен ответчиком в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком зачтен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком только до ДД.ММ.ГГГГ
Суд принимает во внимание, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»).
Так, до введения в действие данного Закона статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Учитывая, что отпуск истицы по уходу за ребенком в целом начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц, стаж истца на соответствующих видах работ на ДД.ММ.ГГГГ по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях» составил 24 года 00 месяцев 19 дней.
С учетом спорного периода, подлежащего включению в стаж на соответствующих видах работ (2 года 00 месяцев 20 дней), общая продолжительность этого стажа составит 26 лет 01 месяц 09 дней. Данного стажа достаточно для назначения пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 закона № 173 – ФЗ.
Согласно статье 19 закона № 173- ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Поскольку на момент обращения истица представила ответчику все документы, необходимые для назначения пенсии, досрочная трудовая пенсия должна быть назначена истцу с даты обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, когда у него возникло данное право – с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд заочно
р е ш и л :
Иск Никитиной Евгении Леонидовны удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Красноярска включить Никитиной Евгении Леонидовне период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком в период работы воспитателем в Детском саду № г. Красноярска в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ (ГУ) по Советскому району г.Красноярска назначить Никитиной Евгении Леонидовне досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Бех О.В.