о признании действий ИК-31 незаконными



копия

№ 2-5339/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2012 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Худоноговой О.А.,

при секретаре Михайловой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 31» ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании бездействий незаконными, обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействие ответчика, нарушающего УИК РФ, обязании ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю в течение 12 месяцев устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства РФ при содержании осужденных в едином помещении камерного типа, указав, что Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ИК-31 ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка условий содержания осужденных в едином помещении камерного типа, по итогам которой выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил и норм. По результатам проверки были приняты меры прокурорского реагирования, на имя начальника ИК-31 внесено представление об устранении нарушений закона. Однако в ходе проверки, проведенной в апреле 2012 года установлено, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения закона в полной мере не устранены, за исключением нарушений выявленных в камерах №№ 1, 5, 6 корпуса «А». Неисполнение положений Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю ставит под угрозу безопасность людей, их жизнь и здоровье.

В судебном заседании заместитель Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Подлягаев С.В. заявленные исковые требования поддержал по заявленным в иске основаниям, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика Галкина Н.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ФБУ «Главное управление федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю» Новиков А.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен судом своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю была составлена смета на ремонт помещения ЕПКТ. Согласно графику, ремонт должен был начаться ДД.ММ.ГГГГ, однако в связи с отсутствием финансирования ремонт в помещениях не производился. Согласно телефонограмме ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ , финансирование на проектирование, ремонт, перепланировку, исправительной колонии № 31 ГУФСИН России по Красноярскому краю на 2012 год по соответствующей статье расходов ФСИН России не поступало. С учетом предусмотренных статьей 2 ГК РФ характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. На основании изложенного, можно сделать вывод об отсутствии вины ФКУ ИК-31 в связи с невозможностью устранения выявленных недостатков. Кроме того, Распоряжением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждена концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Данной концепцией предусмотрено создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений па 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением). Согласно Концепции ИК-31 перепрофилируется в колонию-поселение с небольшим лимитом наполняемости, где существует совсем другой режим содержания (л.д. 60-61).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ФБУ «Главное управление федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю».

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ст. 24 Федерального закона N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с положениями п.п. 1.7, 2.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю», утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № 131, учреждение является юридическим лицом, которое, среди прочего, создает осужденным условия содержания, соответствующие нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по оказанию услуг, а также при производстве и реализации продукции.

Как следует из п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Как установлено судом:

Согласно справке Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иванова А.С. по результатам проверки состояния законности и условий содержания осужденных в едином помещении камерного типа при ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, в ИК-31 выявлены следующие нарушения: в нарушение требований ст. 99 УИК РФ, п. 20.6 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № 130-дсп во всех камерах ЕПКТ (кроме камеры № 01), напольные чаши не оборудованы смывными кранами (смыв осуществляется через умывальник); а умывальники — чугунными сифонами. Абсолютное большинство камер, вопреки требованиям ч. 4 ст. 94 УИК РФ, №№ 7, 8, 9, 12, 13, 14 (цокольный этаж) корпуса «А», № 9 (первый этаж) корпуса «А», №№ 31, 32, 33, 34 (2 этаж) корпуса «Б», №№ 21, 22, 23, 24, 25 (первый этаж) корпуса «Б», №№ 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3 (цокольный этаж) корпуса «Б») не оборудовано радиодинамиками. В камерах №№ 10, 16 (цокольный этаж) корпуса «А», №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (первый этаж) корпуса «А», № 35 (второй этаж) корпуса «Б» радиодинамики в нишах над дверью не расположены, металлическими решетками не огорожены, а висят на стене и к ним имеется свободный доступ осужденных. В камерах № 8 (цокольный этаж) корпуса «А», №№ 21, 22 (первый этаж) корпуса «Б», №№ 1, 11 (цокольный этаж) корпуса «Б» отсутствуют настенные вешалки для верхней одежды. Большинство камер ЕПКТ не оборудовано настенными полками для туалетных принадлежностей. По этой причине туалетные принадлежности осужденных хранятся на полу и в других, не приспособленных для этого местах, в том числе с нарушением санитарно-гигиенических требований (камеры №№ 7, 8, 9, 12, 13, 14 (цокольный этаж), №№ 1,2 (первый этаж) корпуса «А», № 22 (первый этаж) корпуса «Б», в камерах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цокольный этаж) корпуса «Б»). Во всех камерах ЕПКТ подставки под бак с питьевой водой наглухо не прикреплены к полу, что позволяет осужденным использовать их в качестве табуретов. В камере № 9 (цокольный этаж) корпуса «А», камерах №№ 2, 12 (цокольный этаж) корпуса «Б», камере № 01 вообще отсутствовали подставки под баки с питьевой водой. Вопреки требованиям ст. 101 УИК РФ, ст. 8, 11, 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1.1 санитарных правил и норм «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 34, в камерах №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 корпуса «А», в камерах № 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3, 4, 5, 6 корпуса «Б», расположенных на цокольных этажах, отсутствует естественное освещение и дальнейшее содержание в них осужденных представляется не возможным. В камере № 1 (цокольный этаж) корпуса «Б» размер окна составляет 0,2x0,35 м при нормативных требованиях 0,9x0,6 м, что значительно уменьшает проникновение в камеру дневного света. В камерах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цокольный этаж) корпуса «Б» на потолках отсутствуют светильники рабочего освещения, а в остальных камерах ЕПКТ рабочее освещение не оборудовано в нишах на потолке. В 32 камерах дежурное освещение оборудовано в нише над дверьми, однако металлической сеткой или решеткой не ограждено, вместо этого закрыто металлическими пластинами с отверстиями (от 12 до 18 отверстий) неопределенной формы. В камере № 7 цокольного этажа корпуса «А» дежурное освещение не работало. Во всех камерах (кроме камеры № 01) не соответствуют нормативным требованиям конструкции двухъярусных откидных коек. Вытяжная вентиляция с механическим побуждением, имеющаяся в учреждении, длительное время не эксплуатируется. При оборудовании прогулочных дворов № 1-9 допущены нарушения действующего законодательства. На решетке из прутка отсутствует металлическая тканная сетка. В прогулочном дворе № 5 скамейка для сиденья осужденных, выводящихся на прогулку, отсутствует (л.д. 47-53).

ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю Мкртчяну С.М. прокурором внесено представление об устранении нарушений закона в деятельности администрации ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю с требованием о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления (л.д. 42-46).

ДД.ММ.ГГГГ начальником ИК-31 сообщено прокурору Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законом в ИУ Иванову А.С. о результатах рассмотрения представления, указано, что за грубое нарушение федерального законодательства при содержании осужденных в ЕПКТ, повлекшее за собой существенное нарушение их прав и законных интересов, приказом по учреждению от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к дисциплинарной ответственности начальник ЕПКТ, предупрежден за слабый контроль за санитарно – бытовыми условиями осужденных ЕПКТ заведующий медицинской части, за слабую организацию хозяйственного обеспечения осужденных ЕПКТ заместитель начальника колонии заслуживает дисциплинарного взыскания, однако находится в очередном отпуске, вопрос о привлечении к ответственности будет решен по выходу на службу (л.д. 8-9).

В ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения закона в полной мере не устранены, что подтверждается докладной запиской заместителя Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Подлягаева С.В. (л.д. 37-41).

Как следует из справки инженера ОКБИиХО Асадчей Т.А., смета на ремонт помещения ЕПКТ была составлена ДД.ММ.ГГГГ, планируемый ремонт согласно графику работ должен был начаться ДД.ММ.ГГГГ. В виду того, что денежные средства на ремонт помещения ЕПКТ не выделялись, ремонт в помещении ЕПКТ не производился (л.д. 65).

Согласно справке главного бухгалтера ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, учреждению ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю для проведения текущего, капитального ремонта здания «Штрафной изолятор «Помещение камерного типа» инв. номер денежные средства из федерального бюджета в 2011 году не выделялись. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства из федерального бюджета для проведения текущего, капитального ремонта здания «Штрафной изолятор «Помещение камерного типа» инв. номер также не поступали (л.д. 64).

Как следует из справки заместителя начальника колонии начальника ЕПКТ Бычкова С.В., камерные помещения ЕПКТ, расположенные на цокольном этаже, не эксплуатируется с декабря 2011 года. В период времени с 07.06. по 21.06 текущего года осужденных, переведенных в ЕПКТ, в камерах не содержалось в связи с отсутствием этапов. В настоящее время в камере корпуса «А» ЕПКТ содержатся 2 осужденных (л.д. 63).

В соответствии с изменениями, внесенными в Устав, Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (л.д. 114).

В судебном заседании представитель истца заместитель Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Подлягаев С.В. полностью поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Галкина Н.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что с выявленными нарушениями ответчик согласен, согласно графику ремонт должен был начаться ДД.ММ.ГГГГ, однако в связи с отсутствием финансирования выявленные нарушения не устранены в полном объеме.

Оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд учитывает, что в соответствии с положениями п. 1.7, 2.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю», учреждение является юридическим лицом, которое, среди прочего, создает осужденным условия содержания, соответствующие нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ИК-31 ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка условий содержания осужденных в едином помещении камерного типа, по итогам которой выявлены вышеназванные нарушения требований УИК РФ, Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил и норм, по результатам проверки приняты меры прокурорского реагирования, ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ИК-31 было внесено представление об устранении нарушений закона, рекомендовано о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления, однако в ходе проверки, проведенной в апреле 2012 года, установлено, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения закона в полной мере не устранены, за исключением нарушений, выявленных в камерах № 1, 5,6 корпуса «А»

Факт наличия выявленных нарушения в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался.

Доказательства устранения в полном объеме выявленных нарушений ответчиком суду не представлены, тогда как в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доводы представителя ответчика, представителя третьего лица ФБУ «Главное управление федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю», изложенные в письменном отзыве на иск о том, что согласно графику ремонт должен был начаться ДД.ММ.ГГГГ, однако в связи с отсутствием финансирования ремонт в помещениях не производился, финансирование на проектирование, ремонт, перепланировку исправительной колонии № 31 ГУФСИН России по Красноярскому краю на 2012 год по соответствующей статье расходов ФСИН России не поступало, в связи с чем отсутствует вина ответчика в неисполнении предписания, что в настоящее время утверждена концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которой предусмотрено создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений па 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) и что ИК-31 перепрофилируется в колонию-поселение с небольшим лимитом наполняемости, где буде существовать совсем другой режим содержания, суд находит несостоятельными, поскольку юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц.

При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 31» ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, и полагает необходимым признать незаконным бездействие ФКУ ИК-31 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, обязать ответчика в течение 12 месяцев устранить нарушения уголовно – исполнительного законодательства Российской Федерации при содержании осужденных в едином помещении камерного типа, а именно:

оборудовать напольные чаши камер ЕПКТ (кроме камеры № 01) смывными кранами, умывальники — чугунными сифонами;

оборудовать радиодинамиками камеры № 7, 8, 9, 12, 13, 14 (цокольный этаж) корпуса «А», № 9 (первый этаж) корпуса «А», № 31, 32, 33, 34 (2 этаж) корпуса «Б», № 21, 22, 23, 24, 25 (первый этаж) корпуса «Б», № 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3 (цокольный этаж корпуса «Б»);

установить в камерах № 10, 16 (цокольный этаж) корпуса «А», № 2, 3, 4, 7, 8 (первый этаж) корпуса «А», № 35 (второй этаж) корпуса «Б» радиодинамики в ниши над дверью, огородить металлическими решетками;

оборудовать камеры № 8 (цокольный этаж) корпуса «А», № 21, 22 (первый этаж) корпуса «Б», № 1, 11 (цокольный этаж) корпуса «Б» настенными вешалками для верхней одежды;

оборудовать камеры № 7, 8, 9, 12, 13, 14 (цокольный этаж), № 2 (первый этаж) корпуса «А», № 22 (первый этаж) корпуса «Б», в камерах № 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цокольный этаж) корпуса «Б» настенными полками для туалетных принадлежностей;

во всех камерах ЕПКТ подставки под бак с питьевой водой наглухо прикрепить к полу;

оборудовать камеры № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 корпуса «А», в камерах № 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3, 4, 5, 6 корпуса «Б», расположенных на цокольных этажах, окнами размером 0,9х0,6 м.;

оборудовать камеры № 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цокольный этаж) корпуса «Б» светильниками рабочего освещения, в остальных камерах указанные светильники оборудовать в нишах на потолке,

оборудовать койки камер (кроме камеры № 01) откидными механизмами, соответствующими нормативным требованиям;

привести в исправное состояние вытяжную вентиляцию с механическим побуждением,

оборудовать прогулочные дворики № 1-9: металлической тканной сеткой;

оборудовать прогулочный дворик № 5 скамейкой для сиденья.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» в течение 12 месяцев устранить нарушения уголовно – исполнительного законодательства Российской Федерации при содержании осужденных в едином помещении камерного типа, а именно:

оборудовать напольные чаши камер ЕПКТ (кроме камеры № 01) смывными кранами, умывальники — чугунными сифонами;

оборудовать радиодинамиками камеры № 7, 8, 9, 12, 13, 14 (цокольный этаж) корпуса «А», № 9 (первый этаж) корпуса «А», № 31, 32, 33, 34 (2 этаж) корпуса «Б», № 21, 22, 23, 24, 25 (первый этаж) корпуса «Б», № 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3 (цокольный этаж корпуса «Б»);

установить в камерах № 10, 16 (цокольный этаж) корпуса «А», № 2, 3, 4, 7, 8 (первый этаж) корпуса «А», № 35 (второй этаж) корпуса «Б» радиодинамики в ниши над дверью, огородить металлическими решетками;

оборудовать камеры № 8 (цокольный этаж) корпуса «А», № 21, 22 (первый этаж) корпуса «Б», № 1, 11 (цокольный этаж) корпуса «Б» настенными вешалками для верхней одежды;

оборудовать камеры № 7, 8, 9, 12, 13, 14 (цокольный этаж), № 2 (первый этаж) корпуса «А», № 22 (первый этаж) корпуса «Б», в камерах № 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цокольный этаж) корпуса «Б» настенными полками для туалетных принадлежностей;

во всех камерах ЕПКТ подставки под бак с питьевой водой наглухо прикрепить к полу;

оборудовать камеры № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 корпуса «А», в камерах № 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3, 4, 5, 6 корпуса «Б», расположенных на цокольных этажах, окнами размером 0,9х0,6 м.;

оборудовать камеры № 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цокольный этаж) корпуса «Б» светильниками рабочего освещения, в остальных камерах указанные светильники оборудовать в нишах на потолке,

оборудовать койки камер (кроме камеры № 01) откидными механизмами, соответствующими нормативным требованиям;

привести в исправное состояние вытяжную вентиляцию с механическим побуждением,

оборудовать прогулочные дворики № 1-9: металлической тканной сеткой;

оборудовать прогулочный дворик № 5 скамейкой для сиденья.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления судом мотивированного решения – 10.07.2012 года.

Председательствующий О.А.Худоногова