О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ОТКАЗ О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЬЕ



                   Дело № 2-6348/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2012 года г.Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кратенко М.В.,

при секретаре Есиной Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч.В.В. к администрации Советского района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилье, обязании поставить на учет

УСТАНОВИЛ:

Ч.В.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить распоряжение администрации Советского района г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также просила возложить на ответчика обязанность принять истцу на учет в качестве нуждающейся в жилье.

Заявление мотивировано тем, что в декабре 2011г. Ч.В.В. в связи с достижением преклонного возраста переехала на постоянное место жительства к родственникам в г. Красноярске, проживает с ними в квартире по адресу <адрес> где на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы площади (12 кв.м.). Будучи ветераном ВОВ и вдовой участника ВОВ, Ч.В.В. обратилась к ответчику с заявлением о постановке в очередь нуждающихся в предоставлении жилья из фонда социального использования. Однако ответчик распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истице в принятии на учет со ссылкой на то обстоятельство, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав в декабре 2011г. земельный участок и дом в г. Минусинске и переехав жить в стесненные жилищные условия к своим родственникам в г. Красноярске. Считая данный отказ незаконным, Ч.В.В. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.

В судебном заседании представитель истца – К.Г.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержала, пояснила, что истица на момент продажи жилого дома в г. Минусинске достигла возраста 83 лет, имеет многочисленные заболевания, нуждается в постоянном уходе и присмотре, поэтому вынуждена была продать жилой дом и переехать к родственникам в г. Красноярск. Полученная от продажи жилого дома и земельного участка сумма в размере 1 110 000 руб. не позволяет приобрести для Ч.В.В. даже однокомнатную квартиру в г. Красноярске в районе проживания близких родственников. Каких-либо иных близких родственников у Ч.В.В. в г. Красноярске, кроме семьи К., нет.

Представитель ответчика – М.А.Е. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал, полагая, что истица совершила действия, которые ухудшили её жилищные условия, поэтому в силу п. 1 ст. 54 ЖК РФ не может быть принята на учет в качестве нуждающейся. Кроме того, истица могла использовать полученную от продажи жилого дома в г. Минусинске денежную сумму для приобретения жилья в г. Красноярске.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит заявление Ч.В.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч. 5 указанной статьи решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и документов, подтверждающих нуждаемость и право состоять на учете, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления.

Согласно п. 2.2.6 Положения об администрации района в г. Красноярске (утв. Распоряжением Главы города от 26.02.2007г. № 46-р) полномочия по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, возложены на районную администрацию.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от 25.11.2010г. № 1543-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Судом установлено, что Ч.В.В. 1928 года рождения является пенсионером по возрасту, ветераном труда (удост. от ДД.ММ.ГГГГ, бессрочное) и ветераном ВОВ (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, бессрочное), вдовой участника ВОВ (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, бессрочное), супругой Ч.И.Т., 1912 года рождения, принимавшего участие в ВОВ и умершего ДД.ММ.ГГГГ, в силу Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» имеет право на обеспечение жилым помещением из фонда социального использования за счет средств федерального бюджета.

До декабря 2011г. Ч.В.В. проживала в г. Минусинске, в одноэтажном деревянном жилом доме по <адрес>. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ч.В.В. продала указанный жилой дом вместе с земельным участком за 1 110 000 руб. В.Е.А. и М.Т.В., после чего переехала на постоянное место жительства к своей дочери К.Г.И., проживающей в <адрес>.

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете по данному адресу состоят: К.Г.И., К.А.А., К.А.И. (собственники), а также члены их семьи – К.И.А., К.М.А., Ч.В.В. Общая площадь жилого помещения составляет 67,50 кв.м., жилая - 41,50 кв.м., на каждого члена семьи приходится не более 11,25 кв.м. общей площади.

В соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 № 192 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" норма для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - составляет не менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.

Таким образом, на момент обращения к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилье Ч.В.В. соответствовала формальным требованиям, установленным законом, – проживает в г. Красноярске, обеспечена жилой площадью (общей) менее учетной нормы, в силу Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» имеет право на обеспечение жилым помещением из фонда социального использования за счет средств федерального бюджета. Из представленного по запросу суда учетного дела следует, что все необходимые документы Ч.В.В. были представлены ответчику, причиной отказа послужил факт продажи истицей домовладения в г. Минисинске и переезд к родственникам в г. Красноярск.

Между тем, сам по себе факт продажи истицей домовладения в г. Минусинске не может рассматриваться как намеренное (умышленное) ухудшение жилищных условий и искусственное создание нуждаемости в жилье, принимая во внимание возраст истицы (83 года), проживание в г. Минусинске в отсутствие других членов семьи, состояние здоровья истицы. Согласно выписке из истории болезни амбулаторного больного у Ч.В.В. диагностированы: расширенный остеохондроз, гипертоническая болезнь 3-й степени, ИБС, стенокардия. Указанные заболевания в своей совокупности не только представляют угрозу для жизни и здоровья истицы, но и предполагают необходимость ухода за истицей со стороны близких родственников. В этой связи продажа домовладения в г. Минусинске и переезд истицы в г. Красноярск для проживания в семье Коротынских были продиктованы необходимостью, недобросовестности в указанных действиях истицы суд не усматривает.

Таким образом, отказ ответчика в принятии Ч.В.В. на учет по месту жительства в г. Красноярске в качестве нуждающейся в жилье является незаконным, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 Кодекса.

С учетом положений ч. 5 ст. 52 ЖК РФ о 30-дневном сроке для принятия решения органом местного самоуправления о принятии гражданина на учет, а также даты обращения Ч.В.В. к ответчику с заявлением о постановке на учет и необходимыми документами, подтверждающими нуждаемость, право состоять на учете (заявление от ДД.ММ.ГГГГ), суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность поставить Ч.В.В. на учет в качестве нуждающейся начиная с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ч.В.В. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение администрации Советского района г. Красноярска № 521 от 12.03.2012г. об отказе Ч.В.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию Советского района г. Красноярска принять Ч.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с указанием даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления в окончательном виде (не позднее 27.08.2012г.).

Председательствующий          М.В.Кратенко