Дело № 2-3926/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2012 года
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Мороз С.В.,
при секретаре Арчеловой И. Ю.,
с участием заявителя Цатурян А.Р.,
представителя заинтересованного лица – УФМС по Красноярскому краю Чурсиной А.С., по доверенности № 33/2012 от 13.01.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цатурян Арпине Регановны об оспаривании действий (бездействия) УФМС по Красноярскому краю, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Цатурян А.Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) УФМС по Красноярскому краю, признании действий (бездействия) незаконными, обязании выдать вид на жительство в трехдневный срок (заявление об уточнении заявленных требований л.д.33), указав, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Армения. В настоящее время имеет на руках решение суда об установлении факта постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации. Считает, что вид на жительство должен быть оформлен ей в упрощенном порядке и в кратчайшие сроки, т.к. Закон о правовом положении иностранцев к ней неприменим, поскольку она прибыла на территорию РФ, как гражданин бывшего СССР (согласно существующего до мая 2002 года порядка). В 2009 году ее ввели в заблуждение сотрудники УФМС России по <адрес>, вследствие чего она получила разрешение на временное проживание, хотя имела право получить вид на жительство. Это было предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами, в частности: п.5 Положения о рассмотрении вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 386 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ); п.3.6 Приказа МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов, гражданина РФ». На сегодняшний день это предусмотрено Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 41 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации". В ноябре 2011 года она обратилась в УФМС Росси по <адрес> с заявлением о выдаче вида на жительство в трехдневный срок в соответствии Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 41, однако получила отказ, с чем заявитель не согласна и считает незаконным, поскольку она родилась в 1991 году, в несовершеннолетнем возрасте в 1998 году легально прибыла на постоянное проживание в РФ с родителями (легально потому что до ноября 2002 года не существовало ни миграционных карт, ни разрешений на временное проживание, был вид на жительство для иностранцев; она прибыла в Красноярск не как иностранец или лицо без гражданства, на тот момент являлась гражданином СССР, имела советское свидетельство о рождении Х-ТИ №), и с тех пор она постоянно проживает на территории России. Кроме того, прибыла в <адрес> в 1998 году, до ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290, которым «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» были распространены на лиц, прибывших из республик стран СНГ и Балтии бывшего СССР. То есть, её пребывание и проживание было и остаётся законным и после ДД.ММ.ГГГГ, независимо от наличия или отсутствия регистрации. Ей не требовалось оформления в разрешительном порядке вида на жительство, которое необходимо было иностранцам из дальнего зарубежья, тем более, не требовалось и не требуется получения разрешения на временное проживание, которое введено для всех иностранцев и лиц без гражданства лишь с ДД.ММ.ГГГГ - со дня вступления в силу Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ. В соответствии с п.5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 386) (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями от 17.05. 2000 года) и ст.3 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации» - «Употребляемый в пункте "г" статьи 18 Закона термин "граждане бывшего СССР" применяется в отношении лиц, не являющихся гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР. После прекращения срока действия этого пункта указанная категория лиц на территории Российской Федерации переходит в категорию лиц без гражданства".
В судебном заседании заявитель Цатурян А.Р. заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - УФМС по Красноярскому краю Чурсина А.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что требования Цатурян А.Р. считают незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по <адрес> поступило заявление Цатурян А.Р. в произвольной форме, в котором она просила в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, оформить вид на жительство. Данное заявление Цатурян А.Р. рассмотрено в порядке рассмотрения обращений граждан, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ за исх. №-у/з-З Цатурян А.Р. был дан ответ на обращение. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. УФМС России по <адрес> считает довод Цатурян А.Р. о том, что ей в трехдневный срок должен быть выдан вид на жительство в соответствии с пп.74-79 Административного регламента №, несостоятельным. Административным регламентом № предусмотрен порядок выдачи вида на жительство без наличия разрешения на временное проживание, который распространяется на отдельную категорию граждан. В данном случае достаточно обращения в территориальный орган ФМС России с заявлением в произвольной форме. Таким образом, п.74 Административного регламента № применим к лицам, в отношении которых состоялось решение о выходе из гражданства Российской Федерации. Цатурян А.Р. к указанной категории не относится, следовательно, данный «льготный» порядок к ней неприменим. Таким образом, для подтверждения законности нахождения в Российской Федерации Цатурян А.Р. необходимо получить вид на жительство. Считает, что заявителем не доказаны обстоятельства совершения УФМС России по <адрес> противоправных действий в отношении нее.
Выслушав заявителя, представителя лица, чьи действия оспариваются, исследовав материалы дела, суд находит заявление Цатурян А.Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ») в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.
В соответствии с п.2 ст.8 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Форма заявления о выдаче вида на жительство установлена Приложением № к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.74 Административного регламента № вид на жительство выдается лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации.
Как установлено судом, Цатурян А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Армения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 7,8).
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт проживания Цатурян А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Цатурян О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Цатурян В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ (л.д. 10 – 11).
ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по <адрес> поступило заявление Цатурян А.Р. в произвольной форме, в котором она просила в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, оформить вид на жительство (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. №-у/з-З Цатурян А.Р. был дан ответ на ее обращение об оформлении в упрощенном порядке в трехдневный срок вида на жительство, из которого следует, что Цатурян А.Р. отказано в оформлении в упрощенном порядке в трехдневный срок вида на жительство, поскольку заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание, административным регламентом № предусмотрен порядок выдачи вида на жительство без наличия разрешения на временное проживание, который распространяется на отдельную категорию граждан, в данном случае достаточно обращения в территориальный орган ФМС России с заявлением в произвольной форме. П. 74 Административного регламента № применим к лицам, в отношении которых состоялось решение о выходе из гражданства Российской Федерации. Цатурян А.Р. к указанной категории не относится, следовательно, данный «льготный» порядок к ней неприменим (л.д. 12-14).
Согласно сообщению УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ решением УФМС России по <адрес> № ФИО7 разрешено временное проживание в <адрес> по адресу: <адрес>, с заявлением о выдаче вида на жительство ФИО1 в установленном порядке в отдел оформления разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан, не обращалась (л.д. 27).
Оценивая собранные по делу доказательства суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что заявление Цатурян А.Р. от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, вида на жительство рассмотрено УФМС России по <адрес> в установленные действующим законодательством сроки. В порядке рассмотрения обращений граждан, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ Цатурян А.Р. был дан ответ на ее обращение, которым ей в оформлении в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, вида на жительство обоснованно отказано. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Форма заявления о выдаче вида на жительство установлена Приложением № к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако Цатурян А.Р. в установленном порядке с заявлением о выдаче вида на жительство в УФМС России по <адрес> не обращалась, что подтверждается ответом и.о. начальника ОРВПВЖиМУИГ УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом также принимается во внимание то, что Административным регламентом № предусмотрен порядок выдачи вида на жительство без наличия разрешения на временное проживание, который распространяется на отдельную категорию граждан. Пункт 74 Административного регламента № применим к лицам, в отношении которых состоялось решение о выходе из гражданства Российской Федерации, Цатурян А.Р. к указанной категории не относится, поскольку она не имела гражданства Российской Федерации, соответственно, выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке не осуществляла, на основании чего суд приходит к выводу, что данный льготный порядок к ней не может быть применен, для подтверждения законности нахождения в Российской Федерации Цатурян А.Р. необходимо получить вид на жительство.
Таким образом, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для признания действий УФМС по <адрес> незаконными, отказ УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Цатурян А.Р. вида на жительство в 3-хдневный срок, является обоснованным, на основании чего приходит к выводу о том, что заявленные Цатурян А.Р. требования об оспаривании действий (бездействия) УФМС по <адрес>, признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности на УФМС по <адрес> выдать заявителю вид на жительство в 3-хдневный срок, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Цатурян Арпине Регановны об оспаривании действий (бездействия) УФМС по Красноярскому краю, возложении обязанности на указанный орган выдать вид на жительство в 3-хдневный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения – 24.07.2012 года.
Федеральный судья С.В.Мороз