об оспаривании действий



Дело № 2-3926/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2012 года

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Мороз С.В.,

при секретаре Арчеловой И. Ю.,

с участием заявителя Цатурян А.Р.,

представителя заинтересованного лица – УФМС по Красноярскому краю Чурсиной А.С., по доверенности № 33/2012 от 13.01.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цатурян Арпине Регановны об оспаривании действий (бездействия) УФМС по Красноярскому краю, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Цатурян А.Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) УФМС по Красноярскому краю, признании действий (бездействия) незаконными, обязании выдать вид на жительство в трехдневный срок (заявление об уточнении заявленных требований л.д.33), указав, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Армения. В настоящее время имеет на руках решение суда об установлении факта постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации. Считает, что вид на жительство должен быть оформлен ей в упрощенном порядке и в кратчайшие сроки, т.к. Закон о правовом положении иностранцев к ней неприменим, поскольку она прибыла на территорию РФ, как гражданин бывшего СССР (согласно существующего до мая 2002 года порядка). В 2009 году ее ввели в заблуждение сотрудники УФМС России по <адрес>, вследствие чего она получила разрешение на временное проживание, хотя имела право получить вид на жительство. Это было предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами, в частности: п.5 Положения о рассмотрении вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 386 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ); п.3.6 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов, гражданина РФ». На сегодняшний день это предусмотрено Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 41 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации". В ноябре 2011 года она обратилась в УФМС Росси по <адрес> с заявлением о выдаче вида на жительство в трехдневный срок в соответствии Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 41, однако получила отказ, с чем заявитель не согласна и считает незаконным, поскольку она родилась в 1991 году, в несовершеннолетнем возрасте в 1998 году легально прибыла на постоянное проживание в РФ с родителями (легально потому что до ноября 2002 года не существовало ни миграционных карт, ни разрешений на временное проживание, был вид на жительство для иностранцев; она прибыла в Красноярск не как иностранец или лицо без гражданства, на тот момент являлась гражданином СССР, имела советское свидетельство о рождении Х-ТИ ), и с тех пор она постоянно проживает на территории России. Кроме того, прибыла в <адрес> в 1998 году, до ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290, которым «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» были распространены на лиц, прибывших из республик стран СНГ и Балтии бывшего СССР. То есть, её пребывание и проживание было и остаётся законным и после ДД.ММ.ГГГГ, независимо от наличия или отсутствия регистрации. Ей не требовалось оформления в разрешительном порядке вида на жительство, которое необходимо было иностранцам из дальнего зарубежья, тем более, не требовалось и не требуется получения разрешения на временное проживание, которое введено для всех иностранцев и лиц без гражданства лишь с ДД.ММ.ГГГГ - со дня вступления в силу Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ. В соответствии с п.5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 386) (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями от 17.05. 2000 года) и ст.3 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации» - «Употребляемый в пункте "г" статьи 18 Закона термин "граждане бывшего СССР" применяется в отношении лиц, не являющихся гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР. После прекращения срока действия этого пункта указанная категория лиц на территории Российской Федерации переходит в категорию лиц без гражданства".

В судебном заседании заявитель Цатурян А.Р. заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - УФМС по Красноярскому краю Чурсина А.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что требования Цатурян А.Р. считают незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по <адрес> поступило заявление Цатурян А.Р. в произвольной форме, в котором она просила в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, оформить вид на жительство. Данное заявление Цатурян А.Р. рассмотрено в порядке рассмотрения обращений граждан, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ за исх. -у/з-З Цатурян А.Р. был дан ответ на обращение. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. УФМС России по <адрес> считает довод Цатурян А.Р. о том, что ей в трехдневный срок должен быть выдан вид на жительство в соответствии с пп.74-79 Административного регламента , несостоятельным. Административным регламентом предусмотрен порядок выдачи вида на жительство без наличия разрешения на временное проживание, который распространяется на отдельную категорию граждан. В данном случае достаточно обращения в территориальный орган ФМС России с заявлением в произвольной форме. Таким образом, п.74 Административного регламента применим к лицам, в отношении которых состоялось решение о выходе из гражданства Российской Федерации. Цатурян А.Р. к указанной категории не относится, следовательно, данный «льготный» порядок к ней неприменим. Таким образом, для подтверждения законности нахождения в Российской Федерации Цатурян А.Р. необходимо получить вид на жительство. Считает, что заявителем не доказаны обстоятельства совершения УФМС России по <адрес> противоправных действий в отношении нее.

Выслушав заявителя, представителя лица, чьи действия оспариваются, исследовав материалы дела, суд находит заявление Цатурян А.Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ») в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

В соответствии с п.2 ст.8 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Форма заявления о выдаче вида на жительство установлена Приложением к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.74 Административного регламента вид на жительство выдается лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации.

Как установлено судом, Цатурян А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Армения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 7,8).

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт проживания Цатурян А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Цатурян О.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Цатурян В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ (л.д. 10 – 11).

ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по <адрес> поступило заявление Цатурян А.Р. в произвольной форме, в котором она просила в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, оформить вид на жительство (л.д. 22-23).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. -у/з-З Цатурян А.Р. был дан ответ на ее обращение об оформлении в упрощенном порядке в трехдневный срок вида на жительство, из которого следует, что Цатурян А.Р. отказано в оформлении в упрощенном порядке в трехдневный срок вида на жительство, поскольку заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание, административным регламентом предусмотрен порядок выдачи вида на жительство без наличия разрешения на временное проживание, который распространяется на отдельную категорию граждан, в данном случае достаточно обращения в территориальный орган ФМС России с заявлением в произвольной форме. П. 74 Административного регламента применим к лицам, в отношении которых состоялось решение о выходе из гражданства Российской Федерации. Цатурян А.Р. к указанной категории не относится, следовательно, данный «льготный» порядок к ней неприменим (л.д. 12-14).

Согласно сообщению УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ решением УФМС России по <адрес> ФИО7 разрешено временное проживание в <адрес> по адресу: <адрес>, с заявлением о выдаче вида на жительство ФИО1 в установленном порядке в отдел оформления разрешений на временное проживание, видов на жительство и миграционного учета иностранных граждан, не обращалась (л.д. 27).

Оценивая собранные по делу доказательства суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела подтверждается, что заявление Цатурян А.Р. от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, вида на жительство рассмотрено УФМС России по <адрес> в установленные действующим законодательством сроки. В порядке рассмотрения обращений граждан, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ Цатурян А.Р. был дан ответ на ее обращение, которым ей в оформлении в упрощенном порядке, в 3-хдневный срок, вида на жительство обоснованно отказано. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Форма заявления о выдаче вида на жительство установлена Приложением к Административному регламенту по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ . Однако Цатурян А.Р. в установленном порядке с заявлением о выдаче вида на жительство в УФМС России по <адрес> не обращалась, что подтверждается ответом и.о. начальника ОРВПВЖиМУИГ УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Судом также принимается во внимание то, что Административным регламентом предусмотрен порядок выдачи вида на жительство без наличия разрешения на временное проживание, который распространяется на отдельную категорию граждан. Пункт 74 Административного регламента применим к лицам, в отношении которых состоялось решение о выходе из гражданства Российской Федерации, Цатурян А.Р. к указанной категории не относится, поскольку она не имела гражданства Российской Федерации, соответственно, выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке не осуществляла, на основании чего суд приходит к выводу, что данный льготный порядок к ней не может быть применен, для подтверждения законности нахождения в Российской Федерации Цатурян А.Р. необходимо получить вид на жительство.

Таким образом, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для признания действий УФМС по <адрес> незаконными, отказ УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Цатурян А.Р. вида на жительство в 3-хдневный срок, является обоснованным, на основании чего приходит к выводу о том, что заявленные Цатурян А.Р. требования об оспаривании действий (бездействия) УФМС по <адрес>, признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности на УФМС по <адрес> выдать заявителю вид на жительство в 3-хдневный срок, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Цатурян Арпине Регановны об оспаривании действий (бездействия) УФМС по Красноярскому краю, возложении обязанности на указанный орган выдать вид на жительство в 3-хдневный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 24.07.2012 года.

Федеральный судья С.В.Мороз