Дело №2-1384/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск14 марта 2011 г.
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Валькова А.А.,
при секретаре Санниковой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» о признании бездействия противоправным, возложении обязанности устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» о признании бездействия противоправным, возложении обязанности устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил (с учетом уточнений), мотивируя свои требования следующим. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> на основании годового плана 2009г. было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» в организации торговли – оптовом складе, находящемся но адресу: <адрес>, ул. <адрес> В ходе проведенного мероприятия по надзору были установлены факты нарушения санитарного законодательства, а именно: п.1 ст.17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»: п. 10.1. не обеспечено проведение влажной уборки стен с применением моющих средств, не содержатся в чистоте (стены с наличием пыли, темных пятен); п. 10.8. не проведен текущий ремонт помещений организации торговли по мере необходимости, а именно не проведена побелка или покраска в складских помещениях: №, №, №, №, №, №, №, № (стены с наличием пыли, темных пятен); п. 7.8. не обеспечено хранение пищевых продуктов на поддонах, изготовленных из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции (хранение продукции осуществляется на деревянных поддонах, не поддающихся мойке и дезинфекции); п. 14.1. не обеспечена организация производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с разработанной программой производственного контроля, а именно не проводится контроль за санитарным состоянием предприятия (не проведена санитарная обработка помещений, панелей, стен). ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» за указанные нарушения привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № (направлено для рассмотрения по подведомственности). Ответчик продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарных правил, оказывая отрицательное воздействие на жизнь и здоровье людей. Все вышеуказанное является серьезными нарушениям санитарного законодательства, влекущими нарушения граждан на безопасную среду обитания, а именно: непроведение в организации торговли уборки помещений, текущего ремонта по мере необходимости не исключает возможность попадания частиц пыли, грязи на пищевые продукты, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний людей; осуществление хранения продуктов питания на деревянных поддонах, неподдающихся мойке и дезинфекции, ведет к скоплению патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, к их последующему распространению на пищевые продукты, что может привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний человека; отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил в части контроля за санитарным состоянием помещений организации ведет к нарушениям санитарного законодательства при осуществлении продажи пищевых продуктов, не обеспечивает гарантированное право на безопасную среду обитания граждан. Осуществление ответчиком деятельности по оказанию услуг общественного питания с нарушением санитарного законодательства создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределённого круга лиц. Бездействие ответчика по устранению нарушений санитарного законодательства нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ право гражданин на благоприятную среду обитания, которая по определению статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека (в данном случае имеет значение социальный фактор – питание населения). В связи с чем, истец просил признать бездействие ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил (п.п. 10.1, 7.8., 14.1, 10.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья») по адресу: <адрес>, ул. <адрес> «Г» в течение 3 месяцев следующим образом: Обеспечить чистоту помещений организации торговли – складских помещений, находящихся по адресу: <адрес>, ул. <адрес> «Г», провести ремонт в складских помещениях организации: №, №, №, №, №, №, №, №; обеспечить хранение пищевых продуктов на поддонах, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции (обеспечить возможность осуществления мойки и дезинфекции деревянных поддонов); организовать производственный контроль в соответствии с разработанной программой производственного контроля.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил признать бездействие ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Обязать ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил (п.п. 10.1, 7.8, 14.1, 10.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья») по адресу: <адрес>, ул. <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда следующим образом: Обеспечить чистоту помещений организации торговли – складских помещений, находящихся по адресу: <адрес>, ул. <адрес> «Г», провести ремонт в складских помещениях организации: №, №, №, №, №, №, №, №, обеспечить хранение пищевых продуктов на поддонах, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, организовать производственный контроль в соответствии с разработанной программой производственного контроля.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности №ДВ-46 от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала с учетом уточнений по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» ФИО3 согласен с исковыми требованиями в части, считает, что истец применил формальный подход, предъявив требования о хранении продукции на поддонах, поддающихся мойке и дезинфекции. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» определяют круг товаров, относящихся к пищевым продуктам, а также режим их хранения. ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» занимается оптовой торговлей пивобезалкогольной продукцией. Особенностями данного вида продуктов является герметичность тары, в которую они разлиты. Ответчик не занимается торговлей разливной продукцией. Данный способ упаковки исключает контакт между продукцией и деревянным поддоном. На поддонах хранятся не пищевые продукты, а герметичная тара, содержащая пищевые продукты. Данное обстоятельство исключает возможность распространения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на пищевые продукты и к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Поддоны являются оборотной тарой, что подтверждается договором о возмездном оказании услуг, заключенным с ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», товарно-транспортными накладными. Нормативно запрет на использование деревянной тары не установлен, требований об обязательной покраске также нормативами не предусмотрено. Мойка и обработка тары производится производителем. В связи с чем, просил в удовлетворении требований истца, в части, касающейся наложения обязанностей по хранению пивобезалкогольной продукции на поддонах, изготовленных из материалов легко поддающихся мойке и санитарной обработке отказать.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей.
Согласно п.2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.
Учитывая, что имеет место нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии со ст.46 ГПК РФ, Управление Роспотребнадзора по <адрес> наделено правом обращения в суд за защитой их интересов.
Суд установил, что Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> на основании годового плана 2009г. было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» в организации торговли – оптовом складе, находящемся но адресу: <адрес>, ул. <адрес> В ходе проведенного мероприятия по надзору были установлены факты нарушения санитарного законодательства, а именно: п.1 ст.17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»: п. 10.1. не обеспечено проведение влажной уборки стен с применением моющих средств, не содержатся в чистоте (стены с наличием пыли, темных пятен); п. 10.8. не проведен текущий ремонт помещений организации торговли по мере необходимости, а именно не проведена побелка или покраска в складских помещениях: №, №, №, №, №, №, №, № (стены с наличием пыли, темных пятен); п. 7.8. не обеспечено хранение пищевых продуктов на поддонах, изготовленных из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции (хранение продукции осуществляется на деревянных поддонах, не поддающихся мойке и дезинфекции); п. 14.1. не обеспечена организация производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с разработанной программой производственного контроля, а именно не проводится контроль за санитарным состоянием предприятия (не проведена санитарная обработка помещений, панелей, стен). Ответчику ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание с требованием устранить нарушения в срок ДД.ММ.ГГГГ, о чем сообщить (л.д.13-15).
Постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за указанные нарушения ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 9-12).
При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения требований санитарного законодательства ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» не устранены, требования об их устранении не выполнено.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по <адрес> ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» вынесено предписание №/с об устранении выявленных в ходе обследования организации торговли – оптового склада ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК», расположенному по адресу: <адрес> <адрес> нарушений в области санитарного законодательства, а также условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и представить в адрес Управления Роспотребнадзора по <адрес> письменную информацию об устранении нарушений (л.д.13-17).
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК (л.д.18-21), при проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения вышеуказанного предписания установлено, что нарушения требований санитарного законодательства ответчиком не устранены, требования об их устранении не выполнено.
За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено для рассмотрения по подведомственности мировому судье судебного участка № в <адрес> (л.д.22-23).
Таким образом, ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» до настоящего времени не исполнено предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю №/с от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Как указывает истец в исковом заявлении, ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарных правил, оказывая отрицательное воздействие на жизнь и здоровье людей. Все вышеуказанное является серьезными нарушениям санитарного законодательства, влекущими нарушения граждан на безопасную среду обитания, а именно: непроведение в организации торговли уборки помещений, текущего ремонта по мере необходимости не исключает возможность попадания частиц пыли, грязи на пищевые продукты, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний людей; осуществление храненияпродуктов питания на деревянных поддонах, неподдающихся мойке и дезинфекции, ведет к скоплению патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, к их последующему распространению на пищевые продукты, что может привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний человека; отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил в части контроля за санитарным состоянием помещений организации ведет к нарушениям санитарного законодательства при осуществлении продажи пищевых продуктов, не обеспечивает гарантированное право на безопасную среду обитания граждан.
Осуществление ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» ответчиком деятельности по оказанию услуг общественного питания с нарушением санитарного законодательства создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределённого круга лиц. Бездействие ответчика по устранению нарушений санитарного законодательства нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ право гражданин на благоприятную среду обитания, которая по определению статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека (в нашем случае имеет значение социальный фактор - питание населения). Доказательств обратного ответчиком в суд не предоставлено, в то время как, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, обязанность доказывания и предоставления доказательств лежит на сторонах.
С учетом изложенного, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» о признании бездействия ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в части возложения обязанности на ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил (п.п. 10.1, 14.1, 10.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья») по адресу: <адрес>, ул. <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда следующим образом: Обеспечить чистоту помещений организации торговли – складских помещений, находящихся по адресу: <адрес>, ул. <адрес> «Г», провести ремонт в складских помещениях организации: №, №, №, №, №, №, №, №, организовать производственный контроль в соответствии с разработанной программой производственного контроля, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил – п. 7.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья» по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обеспечить хранение пищевых продуктов на поддонах, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, по следующим основаниям.
Согласно п. 7.8 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола.
Перечень материалов, легко поддающихся мойке, законодателем не принят.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось представителем истца, при проведении проверки соблюдения ответчиком санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, лицами, проводившими проверку, факт хранения пищевых продуктов на деревянных поддонах, не поддающихся мойке и дезинфекции, установлен визуально. Какие-либо смывы с поддонов не брались, анализы, подтверждающие невозможность их надлежащей мойки и дезинфекции не проводились. Вывод проверяющими о том, что деревянные поддоны не поддаются мойке и дезинфекции, сделан без ссылки на какие-либо нормативные акты либо иные доказательства, подтверждающие данный вывод.
Истец в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств того, что ответчиком допущено нарушение п. 7.8 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», а именно, что пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. хранятся на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, не легко поддающихся мойке и дезинфекции.
Вместе с тем, ответчиком представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие, что поддоны, на которых хранятся пищевые продукты, подвергаются мойке и дезинфекции, являются оборотными средствами на возвратной основе (договор №.01 от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.86-89), товарно-транспортные накладные на л.д.103-109), что соответствует требованиям п. 7.8 СП 2.3.6.1066-01, а также доказательства- распечатки из Интернет-сайтов, подтверждающие, что имеются химические средства, применяемые длядезинфекции предметов из дерева, которые проходили сертификацию в РФ.
Также судом учитывается, что истец не представил суду доказательств того, что к качеству материалов, из которых изготовлены поддоны, законодатель предъявляет какие-либо конкретные требования, в том числе прямо запрещает использовать в качестве материала для изготовления поддонов дерево. Законодательно не закреплена обязанность ответчика наносить на поддоны, изготовленные из дерева, какие-либо покрытия соответствующие неким определенным требованиям, в том числе – окрашивать.
Таким образом, в судебном заседании истцом не доказано, что ответчик «ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» допустил нарушение санитарного законодательства - санитарных правил (п.7.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов») в организациях торговли – оптовом складе, находящемся но адресу: <адрес>, ул. <адрес> как следствие, проявляет бездействие по их устранению.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания действий ответчика - «ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» противоправными, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц, в связи с чем в удовлетворении оставшейся части иска истцу надлежит отказать.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» о признании бездействия противоправным, возложении обязанности устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил удовлетворить частично.
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «МЕГА КРАСНОЯРСК» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Общество с ограниченной «МЕГА КРАСНОЯРСК» устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил (п.п. 10.1, 14.1, 10.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья») по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда следующим образом: Обеспечить чистоту помещений организации торговли – складских помещений, находящихся по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес> провести ремонт в складских помещениях организации: №, №, №, №, №, №, №, №, организовать производственный контроль в соответствии с разработанной программой производственного контроля.
В удовлетворении остальной части требований Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю отказать.
Взыскать с ООО «МЕГА КРАСНОЯРСК» в доход федерального бюджетагоспошлину 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:А.А. Вальков