П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Красноярск, пр.Ульяновский,4 «и» ДД.ММ.ГГГГ
Судья Советского районного суда г.Красноярска Краснов В.В., рассмотрев административное дело № в отношении ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» (<адрес>) о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ,
У с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «К» (Россия, <адрес>) и компанией «XiamenHuaxinIndustry&DevelopmentCo., Ltd» (КНР) заключен контракт № на продажу гранитных и мраморных плит, а также других изделий из натурального камня.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «К» и Красноярским филиалом ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» заключен договор № на оказание брокерских услуг в области таможенного дела, с дополнительным соглашением к договору, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ таможенным представителем ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» специалистом по таможенному оформлению Специалист 1 на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ по поручению ООО «К» на Красноярский таможенный пост Красноярской таможни была подана в электронной форме предварительная декларация на товары (ДТ) №, в которой по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» заявлено 1 наименование товара «гранитные блоки полированные для строительства «G-654» размерами 40x40x3 см. в количестве 3.088 штук общей площадью 494,08 м2, изготовитель: «XiamenHuaxinIndustry&DevelopmentCo., Ltd», поступившего по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ товар прибыл в зону деятельности Красноярского таможенного поста и ДД.ММ.ГГГГ товар был помещен на склад временного хранения ЗАО «К С» по <адрес>.
При проверке документов и сведений при регистрации ДТ №№ в соответствии со ст.196 Таможенного кодекса Таможенного союза срок проверки ДТ №№ был продлен согласно п.5 ст.220 Федерального закона №311-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О таможенному регулировании в Российский Федерации». В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России от ДД.ММ.ГГГГ №1200 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» и срочным профилем риска №20/10600/22072011/91202 обязательной мерой по минимизации данного профиля риска является таможенный досмотр товаров с целью идентификации товаров, проведения полного взвешивания, с пересчетом грузовых мест и их вскрытием.
ДД.ММ.ГГГГ на основании поручения на таможенный досмотр №№ был проведен таможенный досмотр товара, заявленного в ДТ №№, находящегося на хранении на складе временного хранения (СВХ) ЗАО «К С» по <адрес> (свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ №№).
При таможенном досмотре было установлено количество товара: плиты (предположительно гранитные) размером 40х40х3 см. темно-серо-черного цвета, артикул G-654 в количестве 1.456 штук, упакованные в 13 деревянных обрешеток, и плиты (предположительно гранитные) размером 40х40х3 см. светло-серого цвета с вкраплениями черного и темно серого цвета, артикул G-439 в количестве 1.639 штук, упакованные в 24 деревянные обрешетки. Общая площадь 37 грузовых мест (деревянных обрешеток) составила 495,2 м2.
Превышение количества заявленного в ДТ №№ товара составило 7 штук общей площадью 1,12 м2 - плиты светло-серого цвета с вкраплениями черного и темно-серого цвета (предположительно гранитные). По результатам досмотра составлен акт таможенного досмотра №№.
В соответствии с требованиями ст.179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии со ст.ст.180,181 Таможенного кодекса Таможенного союза, Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяется декларация на товары. В декларации на товары указываются следующие основные сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В нарушение требований ст.ст.179-181 Таможенного кодекса Таможенного союза ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» в форме бездействия ДД.ММ.ГГГГ в день подачи ДТ №№ на Красноярском таможенном посту Красноярской таможни по <адрес> не продекларировало по установленной письменной форме товар: плиты светло-серого цвета с вкраплениями черного и темно-серого цвета (предположительно гранитные) в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2.
Тем самым ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.2 КоАП РФ: недекларирование в установленной форме (письменной, электронной) товаров, подлежащих декларированию.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено настоящее дело об административном правонарушении №10606000-241/2011 по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. По административному делу проведено административное расследование и определением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Красноярской таможни административное дело передано ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в Советский суд г.Красноярска.
В соответствии со ст.27.14 КоАП РФ на товары, являющиеся предметом административного правонарушения, наложен арест и составлен протокол об аресте товаров. Товар, являющийся вещественным доказательством и предметом правонарушения: плиты светло-серого цвета с вкраплениями черного и темно-серого цвета (предположительно гранитные) в количестве 7 штук после наложения ареста помещен на ответственное хранение на склад СВХ ЗАО «К С» по <адрес> согласно акту приёма-передачи б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании законный представитель ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Коротченко вину в совершении административного правонарушения не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в Красноярский таможенный пост Красноярской таможни сотрудником Красноярского филиала ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Тумас, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, от имени декларанта ООО «К» на основании договора на оказание услуг таможенного брокера от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнения б/н подана предварительная таможенная декларация (ПДТ) №№, в которой по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» заявлен товар: гранитные блоки для строительства общей площадью 494,08 м2, поступивший по контракту от ДД.ММ.ГГГГ №№ и дополнительному соглашению к контракту от ДД.ММ.ГГГГ б/н.
На основании поручения на таможенный досмотр от ДД.ММ.ГГГГ № проведён таможенный досмотр товара заявленного в ПДТ №, находящийся на СВХ ООО «К С» по адресу <адрес>. По результатам таможенного досмотра составлен акт № №.
При таможенном досмотре выявлен товар: плиты предположительно гранитные размером 40х40х3 см. тёмно-серо-чёрного цвета, артикул G 654 в количестве 1.456 штук, упакованные в 13 деревянных обрешёток, и плиты предположительно гранитные размером 40х40х3 см. светло-серого цвета с вкраплениями чёрного и тёмно-серого цвета, артикул G 439 в количестве 1.639 штук, упакованные в 24 деревянные обрешетки. Общая площадь 37 грузовых мест (деревянных обрешеток) составила 495,2 м2.
В результате таможенного досмотра выявлен не заявленный товар в ПДТ №№: плиты, предположительно гранитные, светло-серого цвета с вкраплениями черного цвета в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2.
Согласно пунктам 2 и 7 статьи 190 Таможенного Кодекса Таможенного Союза факт подачи таможенной декларации и предоставления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таким образом, по мнению таможенного органа, в нарушение положений статей 179-181 Таможенного кодекса Таможенного союза ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» не заявило к декларированию по установленной письменной форме товар: плиты, предположительно гранитные, светло-серого цвета с вкраплениями черного и темно-серого цвета в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2. Следовательно, в действиях ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Дата совершения административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ - день подачи ПДТ. Место совершения административного правонарушения - Красноярский таможенный пост Красноярской таможни по <адрес>.
Считает, что дело об административном правонарушении №10606000-241/2011 подлежит прекращению по следующим основаниям:
1). ПДТ № была оформлена специалистом по таможенному оформлению Красноярского филиала ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Специалист 1. Согласно пояснению Специалист 1 она заполняла ПДТ № на основании предоставленных декларантом ООО «К» документов. О том, что в соответствии с таможенным законодательством декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, в том числе их количество (ст.ст.180-182 Таможенного Кодекса Таможенного Союза) ей было известно. О праве декларанта до подачи таможенной декларации осматривать и измерять товар (ст.ст.187-189 Таможенного Кодекса Таможенного Союза), требования таможенного законодательства о порядке декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, ей также были известны.
ДД.ММ.ГГГГ заявленный в ПДТ товар прибыл в зону деятельности Красноярского таможенного поста, была завершена процедура таможенного транзита, о чём имеется подтверждение о прибытии товара, товар помещён на временное хранение на СВХ ЗАО «К С», составлены акты приёмки груза на СВХ, которые были переданы представителю получателя товара.
ДД.ММ.ГГГГ таможенный орган уведомил о проведении таможенного досмотра прибывшего товара на ДД.ММ.ГГГГ в 09.00 часов, в ходе которого было выявлено превышение фактического количества товара над заявленным в ПДТ в количестве 7 плиток общей площадью 1,12 м2.
Для заполнения предварительной таможенной декларации представителем декларанта зам. директора ООО «К» Представитель 1 специалисту по таможенному оформлению Красноярского филиала ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Специалист 1 были предоставлены копии железнодорожных накладных, инвойсы, упаковочные листы, контракт, паспорт сделки, сертификат происхождения товара, документы, подтверждающие оплату товара. Данные для заполнения ПДТ о наименовании товаров их количестве, весе, площади были определены согласно полученному от ООО «К» пакету документов.
Таким образом, предварительная таможенная декларация № была заполнена таможенным представителем Специалист 1 на основании имеющихся в его распоряжении сведений, содержащихся в транспортных и коммерческих документах. Оснований полагать, что указанные в пакете документов сведения содержат недостоверную информацию о количестве товара у представителя ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Специалист 1 не было.
Материалы дела свидетельствуют о том, что имело место предварительное декларирование, то есть таможенный представитель воспользовался своим правом подать таможенную декларацию до прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза, как это предусмотрено ст.193 Таможенного Кодекса Таможенного Союза. При такой избранной таможенным представителем и предусмотренной таможенным законодательством форме декларирования фактическая возможность осмотреть товар до его прибытия у таможенного представителя отсутствовала.
Статья 12 Таможенного Кодекса Таможенного Союза установлено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со ст.15 Таможенного Кодекса Таможенного Союза при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Согласно протоколу об административном правонарушении (л.д.292) в целях надлежащего выполнения своих обязанностей законодательством предусмотрено делегирование таможенному представителю прав декларанта, т.е. согласно ст.ст.187,188 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, пунктам 1 и 2 ст.15, ст.ст.179-181 Таможенного Кодекса Таможенного Союза ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» в лице его работников имело право требовать от декларанта достоверные сведения, необходимые для таможенного оформления товара, имело право осматривать, взвешивать товар, присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра и т.д., а также было обязано подать таможенную декларацию, содержащую достоверные сведения о товаре. То есть, по мнению таможенного органа (согласно протоколу об административном правонарушении), таможенный представитель не предусмотрел и не обеспечил предоставление декларантом достоверных сведений о товаре.
Это не соответствует действительности, так как пунктом 2.3.1 договора № «на оказание брокерских услуг в области таможенного дела» предусмотрено, что Декларант несёт ответственность за достоверность документов и сведений, представляемых Таможенному брокеру. Поэтому договором предусмотрена обязанность Декларанта предоставлять Таможенному брокеру достоверные сведения о товаре.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №13664/06 указано, что состав части 1 статьи 16.2 КоАП РФ образует не заявление таможенному органу всего товара либо его части.
Исходя из содержания и смысла части 1 статьи 16.2 КоАП РФ под недекларированием следует понимать невыполнение лицом обязанностей, предусмотренных ст.ст.179-181 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, выраженное в том числе и в не предъявлении товара (его части) для таможенного оформления таможенному органу.
Из определения о возбуждении дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что допущенное Обществом правонарушение выразилось в недекларировании по установленной форме части товара - плитки гранитной в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2, подлежащего декларированию.
В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №11-П, от ДД.ММ.ГГГГ №7-П, от ДД.ММ.ГГГГ №13-П, от ДД.ММ.ГГГГ №11-П в качестве необходимого элемента состава правонарушения выступает вина, наличие которой является предпосылкой возложения юридической ответственности.
Применительно к ответственности за таможенные правонарушения Конституционный Суд РФ пришёл к выводу, что отсутствие вины при нарушении таможенных правил является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава таможенного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении виновность лица в совершении административного правонарушения.
В Определении Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ №486-0-0 указано, что административная ответственность применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
Какие зависящие от таможенного представителя меры не были приняты, в протоколе административного органа не указаны.
Предварительная таможенная декларация № была заполнена Специалист 1 на основании имевшихся в её распоряжении сведений, содержащихся в транспортных, коммерческих и других сопроводительных документах. Какие-либо основания полагать, что содержащиеся в названных документах сведения о количестве спорного товара являются недостоверными и требуют дополнительной проверки у Специалист 1 отсутствовали, а осмотреть товар до подачи таможенному органу предварительной таможенной декларации и до прибытия заявленных в указанной таможенной декларации товаров не представлялось возможным ввиду их отсутствия.
Данная правовая позиция подтверждена многочисленной судебной практикой.
В связи с изложенным считает, что в действиях ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» отсутствует вина и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
У ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» с ООО «К» сложились доверительные отношения и оснований сомневаться в расхождении поступившего товара имеющимся на него документам на ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
2). В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
КоАП РФ не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо состава административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным решать дело об административном правонарушении.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №60 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно протоколу об административном правонарушении № при таможенном досмотре установлено следующее количество товара - плиты предположительно гранитные размером 40х40х3 см. тёмно-серо-чёрного цвета, артикул G 654 в количестве 1.456 штук, упакованные в 13 деревянных обрешёток и плиты предположительно гранитные размером 40х40хЗ см. светло-серого цвета с вкраплениями чёрного и тёмно-серого цвета, артикул G 439 в количестве 1.639 штук упакованные в 24 деревянные обрешетки. Общая площадь 37 грузовых мест (деревянных обрешеток) составила 495,2 м2.
В результате таможенного досмотра выявлен товар незаявленный в ПДТ № - плиты, предположительно гранитные, светло-серого цвета с вкраплениями черного цвета в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость 7 штук плит общей площадью 1,12 м2 составила 2.375,7 рублей.
Общая стоимость партии товара (3.095 плит площадью 495,2 м2) составила 21.361,87 долларов США, или 588.434,07 рублей по курсу на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, незадекларированный товар по количеству и по стоимости составляет незначительную часть от основной партии задекларированного в установленном порядке товара.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям считаем возможным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Представитель Красноярской таможни Представитель 2 в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ таможенным представителем Красноярским филиалом ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» была подана предварительная таможенная декларация в интересах ООО «К» по имеющимися документам без фактического осмотра товара. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «К» поступил товар из КНР, который вечером ДД.ММ.ГГГГ был помещен на склад временного хранения ЗАО «К С» по <адрес>. В этот же день ДД.ММ.ГГГГ еще до помещения товара на СВХ в связи с наличием профиля риска было принято решение о проведении полного таможенного досмотра этого товара, о чем до окончания рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ Красноярской таможней были проинформированы ООО «К» и таможенный представитель Красноярский филиал ЗАО «РОСТЭК-Красноярск» в лице сотрудника этой организации гр-ки Тумас. Поскольку предварительная таможенная декларация была подана таможенным представителем Красноярским филиалом ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» по имеющимся документам без осмотра поступившего товара, то таможенный представитель Красноярский филиал ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» был вправе отозвать эту предварительную таможенную декларацию до принятия Красноярской таможней решения о таможенном досмотре поступившего товара, самостоятельно провести осмотр поступившего товара и подать уточненную таможенную декларацию. Однако это Красноярским филиалом ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» сделано не было, в этой ситуации таможенный представитель несет определенную степень риска в части возможного несоответствия поступившего товара имеющимся в документации сведениям. По результатам таможенного досмотра поступившего товара выло выявлено наличие 7 штук незадекларированной плитки площадью 1,12 м2 стоимостью 2.375,7 рублей. В действиях ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» в лице Красноярского филиала имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, поскольку таможенный представитель имел возможность подать уточненную таможенную декларацию, но не сделал этого.
Вина ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ государственного таможенного инспектора отделения применения системы управления рисками Красноярской таможни Инспектор 1 возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования № в отношении ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск».
Согласно имеющемуся в деле письменному пояснению законного представителя директора ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Носковца исх. № от ДД.ММ.ГГГГ по факту совершенного административного правонарушения: между Красноярским филиалом ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» был заключен с ООО К» договор на оказание брокерских услуг № ДД.ММ.ГГГГ. Обязанности по указанному договору ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» определены пунктом 2.1 договора. Требования таможенного Законодательства о порядке декларирования товаров при перемещении через таможенную границу Таможенного союза, включая статьи 180, 181 Таможенного Кодекса Таможенного Союза и Инструкцию о порядке заполнения Декларации, утверждённую Решением КТС от ДД.ММ.ГГГГ №257, были известны. Заполнение предварительной таможенной декларации № было поручено специалисту по таможенному оформлению Красноярского филиала ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Специалист 1, действующей на основании доверенности №25 от ДД.ММ.ГГГГ. Для заполнения предварительной таможенной декларации представителем декларанта зам. директора ООО «К» Представитель 1 были предоставлены Специалист 1 копии железнодорожных накладных, инвойсы, упаковочные листы, контракт, паспорт сделки, сертификат происхождения товаров, документы, подтверждающие оплату товара. Специалист 1 заполнила, подписала и подала предварительную таможенную декларацию №. При этом специалист по таможенному оформлению Красноярского филиала ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Специалист 1 согласно должностным обязанностям специалиста по таможенному оформлению обязана: проверять достоверность и анализировать документы и сведения, необходимые для таможенных целей, полученных от представляемого лица; составлять документы и их электронные копии, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля; знать методику определения таможенной стоимости; уметь определять коды, согласно ТНВЭД; правильно исчислять причитающиеся к уплате суммы таможенных платежей; соблюдать порядок и сроки составления ГТД и других таможенных документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля; своевременно представлять таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для производства таможенного оформления и таможенного контроля; присутствовать по требованию таможенного органа при таможенном оформлении товаров и транспортных средств; предъявлять по требованию таможенного органа товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ и представленные для таможенного оформления. Осмотр товара перед подачей предварительной таможенной декларации не проводился в связи с практическим отсутствием товара в месте его прибытия. Представителем ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» были приняты все необходимые меры для соблюдения таможенного законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации. Свою вину в совершении и административного правонарушения таможенный представитель не признаёт, т.к. им были приняты все возможные меры по соблюдению таможенного законодательства Таможенного Союза. Решение о декларировании товара, не указанного в товаросопроводительных документах, будет принято декларантом ООО «К» после согласования с поставщиком-инпартёром.
Согласно имеющимся в материалах дела письменным пояснениям свидетелей сотрудников Красноярской таможни Инспектор 1 и Инспектор 2, на основании срочного профиля риска № и поручения на таможенный досмотр №, ими ДД.ММ.ГГГГ был проведен таможенный досмотр товаров, оформляемых по ДТ №, на территории СВХ ЗАО «К С» по <адрес> в объеме 100% с полным взвешиванием и пересчетом грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест, пересчетом количества предметов во всех грузовых местах. При проведении таможенного досмотра присутствовал представитель получателя товара ООО «К» Представитель 1. В результате проведенного таможенного досмотра было выявлено, что в нарушение требований ст.179 Таможенного Кодекса Таможенного Союза таможенным представителем ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» не заявлены к декларированию по установленной письменной форме плиты светло-серого цвета предположительно гранитные размером 40х40х3 см. в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2.
Согласно имеющемуся в материалах дела письменному объяснению свидетеля сотрудника Красноярского таможенного поста Свидетель 1, предварительная декларация на товары (ПТД) № была подана ДД.ММ.ГГГГ на Красноярский таможенный пост таможенным представителем ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» от имени и по поручению получателя товара ООО «К» на основании договора на оказание брокерских услуг в области таможенного дела в электронном формате. В графе 31 указанной ПТД по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» заявлено 1 наименование товара, поступившего по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. Достоверность сведений проверялась в соответствии с данной декларацией, к которой были прикреплены соответствующие документы. При регистрации ПТД № выявился срочный профиль риска №. В связи этим ею на имя руководства Красноярского таможенного поста ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена служебная записка «О проведении таможенного досмотра» с целью идентификации товаров ведения полного взвешивания, с пересчетом грузовых мест и их вскрытием, с обязательным фотографированием. Заместителем начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Красноярского таможенного поста Зам. Начальника 1 было выписано поручение на таможенный досмотр № товара, оформляемого по ПТД №. На основании пункта 2 статьи 196 Таможенного Кодекса Таможенного Союза ею была проставлена отметка в графе «С» основного листа ДТ № под номером 1 о проведении таможенного досмотра, о переводе декларации на бумажный носитель. По результатам Таможенного досмотра согласно акту ТД № было установлено превышение фактического количества товара над заявленным, а именно: плиты предположительно гранитные размером 40х40х3 см. 7 штук общей площадью 1,12 м2. ДД.ММ.ГГГГ по данной товарной партии, заявленной в ПТД №, она приняла решение о выпуске товара, о чем в графе «С» под номером 2 проставила отметку «Выпуск разрешен».
Согласно имеющемуся в материалах дела письменному объяснению свидетеля директора ООО «К» Свидетель 2, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «К» и «Xiamen Huaxin Industry &Development Co., Ltd» (КНР) был заключен контракт № (с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ) на поставку гранитных и мраморных плит, а также других изделий из натурального камня. Согласно контракту в адрес ООО «К» были направлены два ж/д контейнера с гранитными блоками размером 40х40х3 см., инвойсы №11-КА010, 11-КА011 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «К» и ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» заключен договор № на оказание брокерских услуг в области таможенного дела с дополнительным соглашением к договору (свидетельство с включении в Реестр таможенных представителей №0277/00 от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» обязалось совершать таможенные операции в отношении товаров прибывших в адрес ООО «К». Весь пакет документов (ж/д накладные, транзитные декларации, инвойсы, упаковочные листы) на прибывший товар был передан заместителей директора ООО «К» Представитель 1 специалисту по таможенному оформлению ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Специалист 1 для таможенного оформления товара. Также Представитель 1 присутствовал при проведении таможенного досмотра товара (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) В товаросопроводительных документах содержались данные о количестве поставляемого товара: в инвойсах о площади 494,08 м2, в упаковочных листах о количестве плиток 3.088 штук. Исходя из этих данных специалистом Специалист 1 были внесены сведения о товаре в ДТ №№. О том, что в прибывших ж/д контейнерах находилось большее количество товара, чем указано в товаросопроводительных документах и в ДТ, ему известно не было. По факту недекларирования товаров пояснил, что расхождение по количественным показателям могли произойти при погрузке товара в ж/д контейнере, а именно, возможно какие-то из упаковок товара были нестандартными.
Согласно имеющемуся в материалах дела письменному объяснению свидетеля специалиста по таможенному оформлению ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Специалист 1, ДД.ММ.ГГГГ между Красноярским филиалом ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» и ООО «К» был заключен договор на оказание брокерских услуг в области таможенного дела № с дополнительным соглашением к договору, согласно которому ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» обязалось совершать таможенные операции в отношении товаров, прибывших в адрес ООО «К». По поручению ООО «К» в рамках договора ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» была подана на Красноярский таможенный пост электронная предварительная декларация на товары №. Сведения в ДТ были внесены на основании полученных от представителя ООО «К» Представитель 1 товаросопроводительных документов. Данные о наименовании товаров, их количестве, весе, площади были определены согласно полученному пакету документов от ООО «К». ДД.ММ.ГГГГ заявленный в ДТ товар прибыл в зону деятельности Красноярского таможенного поста, была завершена процедура таможенного транзита, о чем имеется подтверждение о прибытии товара, которое было направлено в Красноярский таможенный пост по каналам электронной связи. ДД.ММ.ГГГГ таможенным органом было принято решение о проведении таможенного досмотра прибывшего товара, в связи с чем товар был помещен на временное хранение на СВХ ЗАО «К С», составлены акты приемки груза на СВХ, которые были переданы представителю получателя товара. ДД.ММ.ГГГГ таможенный орган уведомил о проведении таможенного досмотра в 09.00 часов ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого было установлено, что фактически товар поступил в большем количестве, чем указано в товаро-сопроводительных документах, а именно на 7 штук плит размером 40х40х3 см. общей площадью 1,12 м2. Причиной не декларирования товаров, подлежащих таможенному декларированию, послужило недостоверное указание поставщиком товара в товаросопроводительных документах фактического количества.
Также вина ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами административного дела: копией ДТ №; копией контракта № от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора на оказание брокерских услуг в области таможенного дела, с дополнительным соглашением к договору № от ДД.ММ.ГГГГ; копиями ж/д накладных №№; копиями транзитных деклараций №, №; копиями инвойсов №, № от ДД.ММ.ГГГГ; копиями упаковочных листов №№, № от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта таможенного досмотра №; протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом о взятии проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт не декларирования товара плит светло-серого цвета с вкраплениями черного и темно-серого цвета (гранитные) в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2, подлежащего обязательному письменному декларированию, по настоящему административному делу нашел свое подтверждение.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП России выражается в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
В соответствии со ст.179 Таможенного Кодекса Таможенного Союза товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Согласно ст.ст.180,181 Таможенного Кодекса Таможенного Союза декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, сведений о товарах, необходимых для таможенных целей
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант либо представитель обязан подать таможенную декларацию, содержащую достоверные сведения о товаре и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения, перечисленные в ст.183 ТК ТС.
Декларант несет ответственность за достоверность сведений, заявленных о товаре в таможенной декларации. Согласно пунктам 2,7 статьи 190 Таможенного Кодекса Таможенного Союза факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 12 Таможенного Кодекса Таможенного Союза установлено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со статьей 15 Таможенного Кодекса Таможенного Союза при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного целей, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований настоящего Кодекса.
В целях надлежащего выполнения данной обязанности законодательством предусмотрено делегирование таможенному представителю прав декларанта, т.е. согласно ст.187, ст.188, п.п.1,2 ст.15, ст.ст.179,180,181 Таможенного Кодекса Таможенного Союза ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» в лице его работников имело право требовать от декларанта ООО «КАММЕТ» достоверные сведения, необходимые для таможенного оформления товара, совершать иные таможенные операции, необходимые для выпуска товаров, имело право осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, осматривать, взвешивать товар, присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра и т.д., а также было обязано подать таможенную декларацию, содержащую достоверные сведения о товаре
Статьей 193 Таможенного Кодекса Таможенного Союза предусмотрена подача таможенной декларации в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного Союза. При этом, если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов. При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза или их предъявления таможенному органу.
Предварительное таможенное декларирование товаров в соответствии с требованиями статьей 193 Таможенного Кодекса Таможенного Союза допускает, что если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию при этом обязательно представить документы, подтверждающие изменение стоимости, количествам или веса товара, от данных, заявленных ранее на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов. Однако отзыв предварительной таможенной декларации допускается до уведомления декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации.
Таким образом, предварительное таможенное декларирование товаров предусмотрено законом с целью ускорения таможенной процедуры и оно не устраняет наступление негативных последствий в случае нарушения лицом установленных таможенным законодательством норм и правил.
В соответствии с п.7 ст.190 Таможенного Кодекса Таможенного Союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Кроме того, поскольку Таможенным Кодексом Таможенного Союза не предусмотрено процедуры сопоставления товара, сведения о котором внесены в предварительную таможенную декларацию, товару фактически полученному, и возможности внесения в декларацию после этого каких-либо изменений, Декларант (таможенный представитель) при заполнении предварительной декларации на товары принимает на себя обязанность по заявлению достоверных сведений, необходимых для таможенного декларирования. Лицо должно предвидеть возможность наступления последствий в виде несовпадения товара, заявленного в предварительной декларации на товар, фактически полученному товару и принять меры, исключающие наступление таких последствий, в том числе воспользоваться таможенным декларированием в обычном режиме.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая обязанность ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» как лица, ответственного за достоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза, вытекает из ст.ст.179,180,181,187,188 Таможенного Кодекса Таможенного Союза.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей.
Непринятие ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» всех необходимых и достаточных мер по декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза и находящихся в пределах его разумных возможностей, определяет и подтверждает отсутствие объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей.
Согласно п.1 ст.15 Таможенного Кодекса Таможенного Союза таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного представителя.
Таким образом, ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» было вправе осмотреть подлежащие декларированию товары, потребовав от получателя товара ООО «КАММЕТ» их размещения на складе временного хранения, и воспользоваться предоставленным законодательством правом отзыва таможенной декларации.
Данное право ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» подтверждается договором на оказание брокерских услуг в области таможенного дела № от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом договора является принятие таможенным представителем ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» на себя обязательств от имени и по поручению ООО «К» совершать таможенные операции в отношении товаров, поступающих в адрес ООО «К». Согласно договору, таможенный представитель обязан осуществлять декларирование с товаров, представлять в таможенный орган документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей. Обязанности ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» при таможенном оформлении вытекают из требований при помещении товаров под определенную таможенную процедуру.
Декларируя товар, ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» имело возможность воспользоваться предоставленным ему Таможенным Кодексом Таможенного Союза правом проверить достоверность сведений, указанных в представленных декларантом документах, путем проведения осмотра со вскрытием упаковки декларированного товара до получения уведомления от таможенного органа о проведении таможенного досмотра поступившего товара.
Также при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларанта либо таможенный представитель обязан подать таможенную декларацию, содержащую достоверные сведения о товаре и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения, перечисленные в статье 183 Таможенного Кодекса Таможенного Союза. Статьей 12 Таможенного Кодекса Таможенного Союза установлено, что таможенный представитель совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с Таможенного Кодекса Таможенного Союза. В соответствии со статьей 15 Таможенного Кодекса Таможенного Союза при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного представителя представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Непринятие ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» всех необходимых и достаточных мер по декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и находящихся в пределах его разумных возможностей, определяет и подтверждает отсутствие объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей.
Согласно имеющемуся в деле письменному пояснению представителя Красноярского филиала ЗАО «РОСТЭК-Красноярск» Специалист 1 заявленный в предварительной таможенной декларации товар прибыл ДД.ММ.ГГГГ в зону деятельности Красноярского таможенного поста, была завершена процедура таможенного транзита, о чем имеется подтверждение о прибытии товара, которое было направлено в Красноярский таможенный пост по каналам электронной связи. ДД.ММ.ГГГГ таможенным органом было принято решение о проведении таможенного досмотра прибывшего товара, в связи с чем товар был помещен на временное хранение на СВХ ЗАО «К С», составлены акты приемки груза на СВХ, которые были переданы представителю получателя товара. ДД.ММ.ГГГГ таможенный орган уведомил о проведении таможенного досмотра в 09.00 часов ДД.ММ.ГГГГ, ею до конца рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ было получено уведомление из Красноярской таможни о проведении с 09.00 часов ДД.ММ.ГГГГ досмотра поступившего в адрес ООО «К» товара.
Однако с момента поступления ДД.ММ.ГГГГ товара в адрес ООО «К» в зону деятельности Красноярского таможенного поста до принятия Красноярской таможней ДД.ММ.ГГГГ решения о проведении таможенного досмотра этого товара со стороны таможенного представителя ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» не было принято решение об отзыве предварительной таможенной декларации и осмотре товара при наличии такой возможности. Помещение поступившего товара лишь в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ на СВХ не препятствовало таможенному представителю ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» отозвать предварительную таможенную декларацию в срок до принятия ДД.ММ.ГГГГ Красноярской таможней решения о проведении таможенного досмотра поступившего товара.
Согласно пояснению представителя ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» Коротченко с ООО «К» сложились доверительные отношения и оснований сомневаться в расхождении поступившего товара имеющимся на него документам и оснований для осмотра товара до принятия решения о проведении Красноярской таможней таможенного досмотра поступившего товара не имелось.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость исследованного товара, идентифицированного в ходе проведения идентификационной товароведческой экспертизы как изделие из природного камня, а именно, гранита, в виде плит с полированной лицевой поверхностью», являющегося в предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 2.375,70 рублей.
В связи с вышеизложенным, в деянии ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» имеет состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск», в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ЗАО «РОСТЭК- Новосибирск», предусмотренным ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа, который оплачен ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не усматривает в действиях ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» малозначительности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и наступивших последствий.
При выборе вида и меры наказания суд учитывает данные о правонарушителе (ранее привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ с конфискацией арестованного товара.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,
П о с т а н о в и л:
Признать ЗАО «РОСТЭК-Новосибирск» (<адрес>; <данные изъяты>, свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № от ДД.ММ.ГГГГ), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, и назначить за это правонарушение наказание в виде штрафа в размере 4.000 (четыре тысячи) рублей («Получатель» УФК по г.Москве (Красноярской таможни), реквизиты получателя – Отделение №1 Московского ГТУ Банка России, <адрес>, БИК 044583001, ИНН 2460001790, КПП 246501001, счет №40314810600000000006 КБК 15311604600010000140, ОКАТО 04401000000) с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения: плит светло-серого цвета с вкраплениями черного и темно-серого цвета (гранитные) в количестве 7 штук общей площадью 1,12 м2, находящихся по адресу: <адрес> СВХ ООО «К С».
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский суд г.Красноярска в течение 10 суток с момента получения копии настоящего постановления.
Судья: Краснов В.В.