Дело № 5-11/2012
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красноярск 15 февраля 2012 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вальков А.А. (г. Красноярск, пр. Ульяновский, 4 «И» каб. 107)
при секретаре Санниковой Т.М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества Красноярский завод минераловатных изделий «МИНВАТА», №, зарегистрированного и расположенного по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л :
Согласно распоряжению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении Закрытого акционерного общества Красноярский завод минераловатных изделий «Минвата» по адресу: <адрес>, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ было установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений; измеренный уровень звука на рабочем месте вагранщика на участке вагранки в производственном цехе ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» превышают предельно-допустимые уровни, а именно:
- измеренные эквивалентные уровни звука на рабочем месте вагранщика при проведении работ на участке вагранки (приготовление минеральной ваты) технологической линии СМТ-194 по производству минераловатных плит повышенной жесткости М-200 в производственном цехе (технология производства которой на данном участке представлена следующим образом: отсортированное сырье по транспортерам поступает в расходные бункеры ваграночного отделения, откуда через дозаторы скиповым подъемником загружается в вагранку; в вагранке протекает процесс плавления сырья, образующийся расплав через ленточное отверстие в вагранке попадает на охлажденный каток центрифуги, а затем на вращающуюся чашу; поток воздуха выносит сформированные волокна в камеру волокноосаждения, образуя минеральную вату, — все указанные технологические операции характеризуются генерацией производственного шума) с использованием технологического оборудования (вагранки ватержакетной СМ-5232М 0 1250 мм Куйбышевского завода «Строммашина»; центрифуги одновалковой «Стилит - франсез»; испарительной системы; воздуходувки В2М 10/1250 изготовитель «Станколит», <адрес>; камеры волокноосаждения СМ-5237М) в соответствии с представленным ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» технологическим регламентом «Производство минераловатных плит марок ППЖ-200, ППЖ-175, ППЖ-150, «Тепло»», утвержденным главным инженером ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» ФИО3 в 2009 г., составляют 102 дБА, при ПДУ 80 дБА, т.е. измеренные эквивалентные уровни звука с учетом времени воздействия в течение 7 часов в смену, согласно п. 5.2 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (Таблица 2 п. 5), п. 5.4.3.4 Р ДД.ММ.ГГГГ-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», превышают ПДУ на 22 дБА, что является нарушением требований п.п. 2.8, 7.24 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 5.3.1 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки»; п.*8.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций», ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
С учетом величины превышения действующих нормативов условия труда на рабочем месте вагранщика согласно ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», классифицированы по уровню производственного шума, как вредные 3 степени 3 класса (3.3), т.е. характеризуются такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.
Категория профессионального риска на вышеуказанном рабочем месте, согласно п. 3.7 Р ДД.ММ.ГГГГ-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» определяется как высокий (непереносимый) риск, при котором требуются неотложные меры по снижению риска (Приложение 1 Таблица 1).
Длительная работа в условиях шума, превышающего допустимые уровни, может привести к изменениям практически во всех органах и системах организма, обусловливающим симптомокомплекс шумовой патологии. Клинические проявления ее могут быть условно подразделены на относительно специфические изменения, наступающие в органе слуха, и неспецифические - в других органах и системах, в т.ч. в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах.
Характер и степень выраженности клинических симптомов шумовой патологии зависят от уровня интенсивности, спектрального состава и временных характеристик шума, длительности работы в его условиях, характера выполняемой работы, ее тяжести и напряженности, индивидуальной чувствительности организма и д<адрес> степень акустического поражения органа слуха может наблюдаться чаще всего у лиц со стажем работы в условиях шума до 5 лет, тогда как выраженная форма - у рабочих, имеющих стаж 10 - 15 и более лет.
Под влиянием шума постепенно развивается стойкое нарушение слуховой функции, которое протекает по типу двустороннего восходящего кохлеарного неврита. Развитие хронической профессиональной тугоухости - процесс длительный. Основным симптомом ее является снижение слуха. Выраженная форма профессиональной тугоухости характеризуется понижением слуховой чувствительности по всему диапазону частот при сохранении максимума понижения слуха на высоких тонах. При этом ухудшается восприятие шепотной речи, может быть нарушено восприятие разговорной речи.
Потеря слуха может привести к серьезному физическому недостатку и стойкой потере трудоспособности.
Таким образом, превышение гигиенических нормативов уровней шума может привести к неблагоприятным последствиям для организма работающих, в связи с чем угрожает жизни и здоровью работающих там людей.
Указанные работы выполняются вагранщиком без применения средств индивидуальной защиты органов слуха, что является нарушением п. 2.12 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
Согласно п. 7.27 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» при организации технологических процессов, создающих шум, следует предусматривать применение средств и методов, снижающих уровни шума в источнике его возникновения и на пути распространения, а именно: применение малошумных технологических процессов, машин и оборудования; применение дистанционного управления и автоматического контроля; применение звукоизолирующих ограждений-кожухов, кабин для наблюдения за ходом технологического процесса; устройство звукопоглощающих облицовок и объемных поглотителей шума; применение вибропоглощения (достигается покрытием вибрирующих частей оборудования и машин специальными демпфирующими материалами, имеющими высокое внутреннее трение) и виброизоляции (для снижения уровня шума вибрирующие агрегаты устанавливают на амортизаторы или на специальные фундаменты); установка глушителей аэродинамического шума, создаваемого пневматическими ручными машинами, вентиляторами, компрессорными и другими технологическими установками; рациональные архитектурно-планировочные решения производственных зданий, помещений, а также расстановки технологического оборудования, машин и организации рабочих мест; использование рациональных режимов труда; применение средств индивидуальной защиты от шума.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения или распространения заболевания.
В статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указано, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой, граждане имеют право, в том числе, нас благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неонизи-рующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства к режиму труда и отдыха, оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться сани-тарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела.
Представитель ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» - генеральный директор закрытого акционерного общества ФИО4, действующий на основании прав по должности, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ признал полностью, пояснил, что временный запрет деятельности ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» по эксплуатации технологического оборудования, превышающего предельно-допустимый уровень шума, должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> не применялся, дан срок на устранение недостатков, в настоящее время средства защиты имеются, линия не работает, проводятся мероприятия по устранению нарушений, ранее предприятие к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 6 КоАП РФ не привлекалось.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные доказательства по материалам дела, находит вину ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ установленной совокупностью следующих доказательств: распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки юридического лица ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» (л.д.34-40); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-12); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-22); протоколом измерений физических факторов № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-30); технологическим регламентом производства минераловатных плит (л.д.31-33); договором аренды недвижимого имущества №1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-44); актом приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45); Уставом ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» (л.д.46-60); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61-64); информационным письмом об учете в ЕГРПО (л.д.65); свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (л.д.66-67); свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.68); свидетельством о государственной регистрации (л.д.69); приказом ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» №39/2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70); протоколом №19 годового общего собрания акционеров ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-73); уведомлением о проведении проверки (л.д.75).
Таким образом, ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ, - то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при указанных выше обстоятельствах.
В соответствии со ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и материалов суд не усматривает.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ЗАО КЗМИ «МИНВАТА», в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, судом не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ЗАО КЗМИ «МИНВАТА», в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
При определении вида и размера наказания суд учитывает конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о правонарушителе, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ЗАО КЗМИ «МИНВАТА», а также то обстоятельство, что отсутствуют сведения о привлечении ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» ранее к административной ответственности за однородные правонарушения, общественную опасность совершенного правонарушения, а также тот факт, что превышение гигиенических нормативов уровней шума может привести к неблагоприятным последствиям для организма работающих, в то же время, превышение уровня шума над допустимыми нормами не является многократным, ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» проводятся мероприятия по устранению недостатков, что не опровергнуто в суде, должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> временный запрет деятельности ЗАО КЗМИ «МИНВАТА» по эксплуатации технологического оборудования, превышающего предельно-допустимый уровень шума, не применялся, что может свидетельствовать об отсутствии непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Суд находит, что указанное наказание сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Закрытое акционерное общество Красноярский завод минераловатных изделий «МИНВАТА», № зарегистрированное и расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: Наименование получателя платежа: УФК по Красноярскому краю (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю), ИНН 2466127415, КПП 246601001, расчетный счет: 40101810600000010001; наименование банка: ГР КЦ Банка России по Красноярскому краю, г. Красноярск, БИК 040407001, ОКАТО 04401000000, код бюджетной классификации: 14111628000010000140.
На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Советский районный суд.
Судья А.А. Вальков