Дело № 2-3189/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ11 ноября 2010 года г. Волгоград
Советский районный суд города Волгограда
в составе: председательствующего судьи Осадчей О.П.
при секретаре Давидян С.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Ивашина Алексея Александровича и Ивашиной Екатерины Владимировны к администрации г.Волгограда о признании права пользования жилой площадью, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Ивашин А.А. и Ивашина Е.В. обратились в суд с иском к администрации города Волгограда о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения, указав, что Ивашин А.А. является военнослужащим войсковой части №38845, в установленном порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения. Решением жилищной комиссии по в/ч 38845 была распределена <адрес>, в качестве служебного жилого помещения. Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий Урванцев А.Ф., который выехал к новому месту службы. В настоящее время они проживают в вышеуказанной квартире, но не имеют возможности оплачивать за наем и коммунальные услуги, зарегистрироваться по месту жительства. Место регистрации у них при в/ч 32383.
Истцы Ивашин А.А. и Ивашина Е.В. в судебном заседании поддержали свои исковые требования, просили признать за ними право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать администрацию города Волгограда заключить с ними договор найма специализированного жилого помещения по вышеуказанному адресу.
Представитель администрации г. Волгограда, извещенный судом о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований Ивашину А.А. и Ивашиной Е.В. отказать, поскольку обеспечение Ивашина А.А., проходящего военную службу по контракту, жилым помещением должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств местного бюджета - жилищного фонда Волгограда.
Представители ФГУ «Волгоградская КЭЧ района» по доверенности Гребенюк О.В. и Трубенко Т.А. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований Ивашина А.А. и Ивашиной Е.В.
Представитель МУ ЖКХ Советского района г. Волгограда, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав истцов, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Ивашиных обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 5. ст. 15 Федерального закона от 28.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» - «В случае освобождения жилых помещений, занимаемых: военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей».
Определением Конституционного суда РФ от 25.12.2003 года за № 453-0 при разъяснении положений п.5 ст. 15 Федерального закона от 28.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указывается «Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Это корреспондирует части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя».
В соответствии со ст.ст. 92,93,99,100 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в числе прочих -служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Основанием для предоставления специализированных жилых помещений являются решения собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставляются по основаниям, установленным ЖК РФ гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти «ли уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения опредедяются -предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖКРФ.
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
В судебном заседании установлено.
Ивашин А.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части 20634, его выслуга лет по состоянию на 27.01.2010 года в ВС составляет: календарная - 10 лет 1 месяц 23 дня, в льготном исчислении - 12 лет 9 месяцев 10 дней. Данный факт подтверждается справкой Войсковой части 20634 №/ос от 27.01.2010 года (л.д. 18,19, 26-27).
12 мая 2010 года на состав семьи из 2 человек: супругу - Ивашину Е.В. решением жилищной комиссии по войсковой части № 38845 была распределена <адрес> жилого <адрес> в порядке очередности. Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий Урванцев А.Ф., который выехал к новому месту службы. Данный факт подтверждается списком распределения жилого помещения, утвержденным начальником Волгоградского гарнизона, протоколом заседания жилищной комиссии № 4 от 12 мая 2010 года (л.д. 6-7, 15, 24).
Поскольку установлено, что Ивашин А.А., а также его супруга Ивашина Е.В. не имеют иного жилья, находящегося в их собственности или занимаемого ими по договорам социального найма, что подтверждается справками УФРС по Волгоградской области, справками Волгоградского областного БТИ, а также справками Бюро технической инвентаризации, Регистрационных управлений, выданных по месту предыдущих регистраций и проживания истцов (л.д. 9-14, 20-22, 28-35), в установленном законом порядке признаны нуждающимися в жилой площади Волгоградской КЭЧ района, суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения жилищной комиссии войсковой части №38845 о предоставлении военнослужащему Ивашину А.А. служебного жилья.
Судом установлено, что Ивашин А.А. и его супруга Ивашина Е.В. вселились в предоставленное им жилое помещение и оплачивают квартирную плату и коммунальные платежи.
Также установлено, что администрация г. Волгограда отказывает Ивашину А.А. в заключении с ним договора социального найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на отсутствие у нее полномочий по заключению договора социального найма специализированного жилого помещения с военнослужащим. Данные обстоятельства следуют из ответов руководителя Управления по реализации жилищной политике администрации г. Волгограда (л.д. 36-37).
С данным решением администрации г. Волгограда суд согласиться не может, поскольку установлено, что жилое помещение - <адрес> изначально, с момента заселения жилого дома находилась в оперативном управлении Волгоградской КЭЧ района, являлась служебным жилым помещением и предоставлялась исключительно семьям военнослужащих Волгоградского гарнизона (л.д. 39-46).
До настоящего времени, решения о предоставлении Ивашину А.А. служебного жилого помещения администрацией г. Волгограда не принято и договор социального найма специализированного жилого помещения - квартиры №67 дома № 1/9 по ул. Волгоградская с военнослужащим Ивашиным А.А. заключен не был.
Данное бездействие администрации г. Волгограда нарушает не только жилищные права Ивашина А.А. и его супруги Ивашиной Е.В., но и не соответствует интересам самого муниципального образования.
Жилищное законодательство РФ, к которому относится ЖК РФ, принятые в соответствии с ним другие федеральные, законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях реализации военнослужащими права на жилище жилищные права органов местного самоуправления на основании п. 5 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» ограничены. Указанное ограничение выражается в установлении для органов местного самоуправления обязанности по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случаях освобождения этих жилых помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими.
Такое ограничение прав органов местного самоуправления, выступающих в роли наймодателей, не противоречит не только нормам ЖК РФ при заселении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (ст. 100 ЖК РФ), но и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает правомерность приобретения гражданами (в том числе военнослужащими) прав владения и пользования имуществом собственника в силу закона (ч.3 ст. 212ГКРФ).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у органов местного самоуправления объективных оснований для отказа военнослужащему Ивашину А.А. в предоставлении ему служебного жилого помещения в связи с освобождением данного служебного жилья, ранее предоставлявшегося другому военнослужащему.
При этом суд не принимает доводы представителя администрации г. Волгограда, изложенные в их письменном отзыве о том, что администрация г. Волгограда не наделена полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда, поскольку указание, содержащееся в ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, базируется на конституционном положении (ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации) согласно которому органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а поэтому в случае решения вопроса о возможности предоставления служебного жилого помещения военнослужащему, после его освобождения другим военнослужащим, должен быть применен порядок предоставления жилья, установленный ЖК РФ с учетом положений п.5 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» устанавливающих, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования Ивашиных, признав за ними право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда - квартирой № <адрес> и обязать администрацию г. Волгограда заключить с Ивашиным А.А. в соответствии со ст. 100 ЖК РФ договор социального найма указанного специализированного жилого помещения, включив в данный договор Ивашину Е.В. в качестве члена семьи нанимателя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Ивашина Алексея Александровича и Ивашиной Екатерины Владимировны - удовлетворить.
Признать за Ивашиным Алексеем Александровичем и Ивашиной Екатериной Владимировной право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда - квартирой № <адрес> но <адрес>.
Обязать администрацию г. Волгограда заключить с Ивашиным Алексеем Александровичем договор социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда - <адрес> Советского района г. Волгограда, включив в него Ивашину Екатерину Владимировну в качестве члена семьи нанимателя.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья: