о признании права пользования жилым помещением



Дело № 2-770/2011

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 04 марта 2011г.

Советский районный суд города Волгограда

в составе: председательствующего Перепелицыной Н.В.

при секретаре Колесниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серова Дениса Вячеславовича к администрации г.Волгограда о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма

У с т а н о в и л:

Серов Д.В. обратился в суд с иском к администрации г. Волгограда о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения, указав, что он является <данные изъяты>. Решением жилищной комиссии от 12 мая 2009г. по в/ч 15302 ему была распределена квартира <адрес>. в порядке очередности. Ранее вышеуказанную квартиру занимал <данные изъяты> ФИО7., который выехал к новому месту службы. В настоящее время он <данные изъяты> проживает в этой квартире, но не может оплачивать коммунальные услуги за наем квартиры. Местом его регистрации является <адрес>.

18 февраля 2010г. он обратился к главе администрации г.Волгограда о заключении договора социального найма на квартиру <адрес>. 03.03.2010г. в его просьбе о заключении договора социального найма ему было отказано. Данный отказ он считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту жильем из государственного или муниципального жилищного фонда, законодательством предусмотрено право указанной категории на повторное заселение жилых помещений. Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 25.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения передаются другим военнослужащим и членам их семей. Положение п.5 ст.15 Федерального закона рассмотрены Конституционным судом РФ (Определение от 25.12.2003г. № 453-О). Из Определения Конституционного суда РФ следует, что «возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающих с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п.5 ст.15 Федерального закона от 25.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственности не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросу местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а поэтому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя».

Кроме того, Положения данной нормы конкретизируются в абз. 3 п.34 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, утвержденных приказом Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000г. о том, что «жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили военную службу. В случаях отсутствия в воинских частях военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий), жилые помещения распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Просит исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании Серов Д.В. исковые требования поддержал и просит признать за ним право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: г<адрес>, и обязать администрацию г.Волгограда заключить с ним договор социального найма на указанную квартиру.

Представитель администрации г. Волгограда, извещенный судом о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, до судебного заседания каких-либо заявлений и ходатайств от него не поступило, документов, объективно подтверждающих уважительность его не явки, не представил.

В соответствии со ст. 233 ч. 1 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Истец Серов Д.В. не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Волгоградской КЭЧ района по доверенности Гребенюк О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Серова Д.В.

Выслушав истца, представителя Волгоградской КЭЧ района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1, 3 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлены следующие обстоятельства.

<данные изъяты> Серову Д.В. 12 мая 2009 года на состав семьи из 1 человека решением жилищной комиссии по войсковой части № 15302 была распределена 2-х комнатная квартира <адрес>. Данный факт подтверждается списком распределения служебной жилой площади, утвержденным начальником Волгоградского гарнизона, протоколом заседания жилищной комиссии № 10 от 12 мая 2009 года (л.д. 8, 9)

В соответствии с требованиями ч.5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих»- в случае освобождения жилых помещений занимаемых военнослужащими и совместно проживающих с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Жилые помещения, освобождаемые в связи с выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими войсковых частей, в которых они проходили службу.

Тем самым, указанный федеральный закон закрепляет особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.

Серов Д.В. правом военнослужащего, предусмотренного ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих» - на обеспечение жильем по договору социального найма воспользовался. С 2009г. по настоящее время он проживает в квартире <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются списком распределения жилой площади по в/ч № 15302 (л.д. 9). Серов Д.В. зарегистрирован по адресу <адрес> (л.д. 7).

Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12.03.2007г. № 552-р жилой дом <адрес> передан в муниципальную собственность г. Волгограда, что подтверждается актом приема-передачи от 01.06.2007 года, квартира <адрес> не включена в разряд служебных, а передана в муниципальную собственность, что подтверждается справкой ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области от 01.10.2007г. № 11/6867(л.д.)

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ включает наряду с государственным жилищным фондом, муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Р.Ф. в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение. При этом реализация указанного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному либо муниципальному жилищному фонду.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение, относящееся к муниципальному жилищному фонду, предоставлено военнослужащему Серову Д.В. в соответствии с положениями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих», а также п. 1 ст.15 того же закона.

В силу п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Из послужного списка видно, что первый контракт Серов Д.В. заключил 28.08.1997г., и после этого продолжает военную службу до настоящего времени, в связи с чем, требования Серова Д.В. о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, а не договора найма служебного жилого помещения, суд находит правомерными (л.д.)_

Положения указанного федерального закона были дважды рассмотрены Конституционным судом РФ, который в связи с этим в своем Определении от 25.12.2003г. №453-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации муниципального образования «Серталово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» указал, что военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основании специального законодательства и по специальным правилам.

В развитие названных конституционных Положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма жилого помещения.

Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе и военнослужащим.

Судом установлено, что Серов Д.В. с 2004г. по настоящее время жильем не обеспечивался, какого либо жилого помещения, находящегося у него в собственности или занимаемого по договорам социального найма не имеет, что подтверждается справками УФРС по Волгоградской области, а также другими материалами дела (л.д. 13,18). Ранее имевшееся у него служебное жилое помещение в виде комнаты, он сдал 18.06.2004г.(л.д.12).

В феврале 2010г. Серов Д.В. обратился с заявлением в Администрацию г. Волгограда с просьбой заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения (квартиры) <адрес> (л.д.19).

В своем ответе № 18.12-31/612 от 03.03.2010г. начальником Управления по жилищной политике администрации Волгограда Серову Д.В. было отказано в заключении с ним договора социального найма на спорную квартиру, со ссылкой на п.2.1 решения Волгоградской городской Думы от 13.12.2006г. № 39/909 «О порядке предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда», без учета требований Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Поскольку с моменту подачи Серовым Д.В. заявления в Администрацию г. Волгограда с просьбой заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения (квартиры) <адрес> прошло определенное время, за которое Серову Д.В. стало известно о предстоящем его увольнении в 2011г. по организационно-штатным мероприятиям, он обратился в суд с заявлением о понуждении Администрацию г.Волгограда о заключении с ним договора социального найма на квартиру, поскольку такое право он приобрел.

Проживая в квартире <адрес> Серов Д.В. выполняет все требования, предъявляемые к нанимателю жилого помещения, установленные ст.67 ЖК РФ: своевременно производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, поддерживает квартиру в надлежащем состоянии.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца о признании за ним права пользования квартирой <адрес> и заключении с ним договора социального найма указанного жилого помещения, основаны на законе, нашли свое доказательственное подтверждение и подлежат удовлетворению.

При принятии решения суд учитывает, что истец Серов Д.В. не имеет другого жилья кроме квартиры <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 233-244 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать право пользования жилой площадью - квартирой <адрес> за Серовым Денисом Вячеславовичем.

Обязать администрацию города Волгограда заключить с Серовым Денисом Вячеславовичем договор социального найма на квартиру <адрес>

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Волгограда, а не явившаяся сторона вправе подать в Советский районный суд г. Волгограда заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения суда.

Судья Н.В.Перепелицына

-32300: transport error - HTTP status code was not 200