Дело № 2-1124/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Хромовой М.Ю.
при секретаре Сагановой А.О.
12 апреля 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алаева Владимира Алексеевича к Управлению пенсионного фонда России в Советском районе г. Волгограда об установлении среднемесячного заработка и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Алаев В.А. состоял в трудовых отношениях с Волгоградским Специализированным Производственным Управлением треста «Оргхим», где он работал в качестве <данные изъяты> с 1981г. по 1987г., <данные изъяты> с 1987г. по 1988г., <данные изъяты> с 1988г. по 1991г.
В ноябре 2009г., достигнув пенсионного возраста, истец обратился к ответчику за назначением пенсии, представив справку о заработной плате, выданную ОАО «Волгоградский Оргхим», которое является правопреемником Волгоградского СПУ треста «Оргхим».
Позже Алаеву В.А. было сообщено, что справка о зарплате является не обоснованно выданной и ему была назначена пенсия, исходя из минимального размера.
В январе 2011 г. в УПФР России в Советском районе г. Волгограда из архива г. Москвы поступили сведения о заработной плате в период работы <данные изъяты> в Московском СГПНУ в/о «Оргмикробиопром» в период с 1974г. по 1991г.
Данные сведения Алаева В.А. не устраивают, так как размер зарплаты существенно ниже, чем размер зарплаты в Волгоградском СПУ треста «Оргхим», а это непосредственно влияет на размер пенсии. Представить сведения о зарплате в Волгоградском СПУ треста «Оргхим» является не возможным в связи утратой архивных сведений, в связи с чем, истец обратился за установлением их размера в судебном порядке.
У Алаева В.А. сохранился партийный билет члена КПСС за №, выданный 11 мая 1979года Люблинским райкомом КПСС города Москвы, который содержит сведения о его заработной плате за период с мая 1979 года по апрель 1991 года.
В целях оценки пенсионных прав установлены конкретные периоды, за года, подтвержденные сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и за любые 60 месяцев подряд, подтверждаемые документами, выдаваемые в установленном порядке соответствующими работодателями, либо государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г за № 173-ФЗ закреплено, что для подтверждения, в частности заработка продолжает применяться ранее действующий порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка.
Совместным письмом Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001г за № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 установлен последовательный порядок действий органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, основанное на законодательстве РФ, в тех случаях, когда невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок из-за утраты работодателем первичных документов о заработке.
Истец полагает, что ответчик был обязан в комиссионном порядке установить факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, установить факт отсутствия сведений о заработке в данных индивидуального персонифицированного учета; оказать истцу содействие как потерпевшему работнику, к предъявлению исковых требований причинителю вреда, а в случае, если не возможно определить причинителя вреда, для установления пенсии могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, из которых можно сделать вывод о его индивидуальном характере (партийные, профсоюзные билеты и др).
Ответчиком не были выполнены в полной мере рекомендации, которые предусмотрены указанным письмом Министерства труда РФ №8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001г.
Алаев В.А. просит суд установить среднемесячный заработок ему, работавшему в Волгоградском Специализированном Управлении треста «Оргхим», исходя из сведений и в размере, указанных в партийном билете и обязать Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Волгограда произвести перерасчет пенсии из расчета среднемесячного заработка за период 1986-90г.г. на основании сведений, указанных в партийном билете.
В судебном заседании истец Алаев В.А. свои требования поддержал и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в Советском районе г. Волгограда по доверенности Варченко А.В. требования Алаева В.А. не признала, так как они не обоснованы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч.1,2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что Алаев В.А. состоял в трудовых отношениях с Волгоградским Специализированным Производственным Управлением треста «Оргхим», где он работал в качестве <данные изъяты> с 1981г. по 1987г., <данные изъяты> с 1987г. по 1988г., <данные изъяты> с 1988г. по 1991г., что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д. 9-13).
27.10.2009г. Алаев В.А. обратился в УПФР в Советском районе г. Волгограда с заявлением на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона №173-Ф3 с приложением документов, в числе которых имелась справка о заработной плате №12/01 от 26.10.2009г., выданная Конкурсным Управляющим ОАО «Волгоградский ОРГХИМ» ФИО4 за период с 1986г. по 1990г. (л.д. 32-34).
25.11.2009г. в УПФР Советского района г. Волгограда поступил письмо от Ликвидатора ОАО «Волгоградский ОРГХИМ» ФИО4, согласно которого последний отзывает справку о заработной плате №12/01 от 26.10.2009г., как необоснованно выданную (л.д. 35).
26.11.2009г. указанная справка была возвращена в адрес Ликвидатора ОАО «Волгоградский ОРГХИМ», что подтверждается письмом УПФР в Советском районе г. Волгограда № 8995/11-1-9 от 26.11.2009г. (л.д. 14).
26.11.2009г. от Алаева В.А. поступило заявление, в котором он просил назначить пенсию по имеющимся документам без учета зарплаты, уведомлен о возможности перерасчета при поступлении справки о заработной платы (л.д. 36). Одновременно им было написано заявление об оказании содействия в истребовании справки о зарплате за период работы с 29.11.1975г. по 06.03.1980г. в ВО «Оргмикробиопром» (л.д. 24).
УПФР в Советском районе г. Волгограда было направлено письмо на имя начальника УПФР в Люблинском районе г. Москвы с просьбой оказать содействие в истребовании справки, подтверждающей факт работы Алаева В.А. в Московским специализированном технологическом пуско-наладочном управлении ВО «Оргмикробиопром» (л.д. 25).
23.11.2010г. в адрес УПФР в Советском районе г. Волгограда из ГУ - Главного управления ПФ РФ №3 по г. Москве и Московской области поступила справка №15 от 18.10.2010г. о заработной плате заявителя в Московском пуско-наладочном управлении Всероссийского Объединения «Оргмикробиопром» за период работы с января 1976г. по март1980г. (л.д. 26,30).
25.11.2010г. Алаевым В.А. было написано заявление о перерасчете размера пенсии по старости с учетом справки о заработной плате №15 от 18.10.2010г. 27-29), который был произведен Управлением с 01.01.2010г. с учетом норм ст.30 ФЗ №173-Ф3.
Однако, сведения указанные в справке № 15 от 18.10.2010г., поступившей из архива г. Москвы, где Алаева В.А. не устраивают, так как размер заработной платы, указанной в ней, ниже, чем размер заработной платы в Волгоградском СПУ треста «Оргхим», а это непосредственно влияет на размер пенсии при её начислении.
Истец полагает, что представить сведения о зарплате в Волгоградском СПУ треста «Оргхим» является не возможным в связи утратой архивных сведений и обратился в суд с иском, в котором просит установить среднемесячный заработок, исходя из сведений и в размере, указанных в партийном билете и произвести перерасчет пенсии.
Отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд исходил из следующего:
В соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части) в сторону увеличения.).
Пунктом 4 ст.20 указанного ФЗ определено, что заявление о перерасчете трудовой пенсии (части трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 5 дней со дня приема этого заявления либо со всеми необходимыми документами. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
Постановлением Минтруда РФ №17 и Пенсионного фонда РФ №19пб от 27.02.2002г. утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и о «Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4920) и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831), процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.
Согласно данным Правилам, в случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.
В соответствии с п.1 Пленума ВС РФ №5 от 20.12.2005г. «... в случае несогласия с решением пенсионного органа гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) оспорить в суде (пункт 7 статьи 18 Федерального закона N 173-ФЗ).»
Однако, как установлено в судебном заседании, Алаев В.А. с заявлением о перерасчете размера пенсии за период с 1986г. по 1990г. на основании сведений, указанных в партийном билете, в УПФР в Советском районе г. Волгограда не обращался.
Соответственно УПФР в Советском районе г. Волгограда не принимало решения об отказе в перерасчете размера пенсии истцу с учетом сведений о заработке, указанных в партийном билете за период работы в Волгоградском специализированном производственном Управлении треста «Оргхим».
Кроме того, Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010г.) "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" прямо и исчерпывающим образом определены документы, которые принимаются территориальным органом Пенсионного фонда в целях подтверждения среднемесячного заработка застрахованных лиц.
Пунктом 26 Перечня от 27.02.2002г. №16/19па установлено, что среднемесячный заработок за периоды до регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке государственными (муниципальными) органами, а также организациями на основании первичных бухгалтерских документов. Таким документом за период до регистрации в качестве застрахованного лица является справка о заработке, которая выдается работодателем на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда.
Подтверждение индивидуального характера заработка застрахованного лица является обязательным, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо другой особый порядок подтверждения заработка, следовательно усредненные показатели не могут использоваться для подтверждения среднемесячного заработка конкретного застрахованного лица не могут.
В случае утраты организацией (работодателем) первичных документов о заработке работников, индивидуальный заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим индивидуальный (фактический) заработок каждого конкретного работника.
При этом применяется Письмо Минтруда России и Пенсионного фонда от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, которым установлена последовательность действий органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, основанных на законодательстве РФ, в тех случаях, когда невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок из-за утраты работодателем первичных документов о заработке.
В числе этих действий:
установление в комиссионном порядке факта произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия;
установление факта отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета;
оказание содействия потерпевшему работнику в предъявлении исковых требований к причинителю вреда, т.к. утрата документов о заработке дает основания предполагать, что работнику причинен ущерб, который выражается в том, что невозможен выбор наиболее выгодного варианта заработка.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При этом никакие усредненные показатели - средние данные о заработной плате по предприятию, региону или отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах - не могут быть подтверждением среднемесячного заработка для установления пенсии.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность документально подтвердить среднемесячный заработок: утрату работодателем первичных документов о заработке, имевших место случаев наводнения, землетрясения, ураганов и пр., утраты архивных документов о заработке.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Алаева В.А., пенсия которому и ее перерасчет произведены в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Алаева Владимира Алексеевича к Управлению Пенсионного фонда России в Советском районе г. Волгограда об установлении среднемесячного заработка, исходя из сведений, указанных в партийном билете, и перерасчете пенсии из расчета среднемесячного заработка за период с 1986 года по 1990 год на основании сведений, указанных в партийном билете, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок после изготовления полного/ мотивированного/ текста решения суда в кассационную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи кассационных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий судья подпись. М.Ю. Хромова