Дело № 2-1556/2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Волгоград 25 мая 2011 года Советский районный суд г. Волгограда в составе при секретаре Абрамович И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Владимира Вячеславовича, Кузнецовой Светланы Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключения договора социального найма, Установил: Кузнецов В.В. является военнослужащим войсковой части №. 25 июня 2010 года ему на состав семьи из 3 человек решением жилищной комиссии по в/ч № была распределена <адрес>, в порядке очереди. Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий ФИО5, который выехал к новому месту службы. В настоящее время Кузнецов В.В. со своей семьей проживает в вышеуказанной квартире, но не имеет возможности оплачивать за наем и коммунальные услуги. Место регистрации у Кузнецова В.В. и членов его семьи в/ч №. Оформление всех необходимых документов для заключения договора социального найма осуществляется через Волгоградскую КЭЧ района. 14 февраля 2011 года истец обратился к главе администрации г.Волгограда о повторном заселении <адрес>. В своем ответе начальник Управления по жилищной политике администрации Волгограда не дает согласие на заключение договора социального найма на квартиру. Данное решение администрации г.Волгограда истец считает незаконным и необоснованным. В рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного или муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений. Согласно норм действующего жилищного законодательства жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище, каким является истец и члены его семьи. Истец просит суд признать за Кузнецовым В.В., Кузнецовой С.В. и несовершеннолетним ФИО1 право пользования жилым помещением, находящего по адресу: <адрес> обязать Администрацию г.Волгограда заключить с ними договор социального найма на указанную квартиру. В судебном заседании истец Кузнецов В.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Истец Кузнецова С.В. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель ответчика - администрации Волгограда, извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по заявленным требованиям суду не представил. Представитель третьего лица - ФГУ «Волгоградская КЭЧ района» Минобороны РФ по доверенности ФИО6 в судебном заседании требования Кузнецовых считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.5 ч.3 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путем прекращения или изменения жилищного правоотношения. По смыслу статей 1 и 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 №5242-1, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии со ст.2 местом жительства являются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 92 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). В соответствии с п. 2.10 Постановления администрации Волгограда «О реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда» жилые помещения в общежитиях предоставляются по договорам найма таких помещений на основании постановления администрации Волгограда. Согласно ст. 7 ФЗ от 22.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российский Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятия либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качеств общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им; лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Аналогичные требования содержат ст.с. 671,672 ГК РФ. В соответствии с требованиями ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть изолированное жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Требования указанной статьи применяются согласно ст. 7 ФЗ от 22.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российский Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитиях. В соответствии с ч.5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные ст.ст. 65, ч.ч. 3 и 4 ст.67, ст.69 ЖК РФ. По настоящему гражданскому делу установлено, что Кузнецов В.В. является военнослужащим войсковой части № 25 июня 2010 года ему на состав семьи из 3 человек решением жилищной комиссии по в/ч № была распределена <адрес>, в порядке очереди. Данный факт подтверждается списком распределения жилой площади по в/ч №, утвержденным начальником Волгоградского гарнизона (л.д. 10), протоколом заседания жилищной комиссии восковой части № № 34 от 26 июня 2010 года (л.д. 9). 14 февраля 2011 года Кузнецов В.В. обратился к Главе администрации Волгограда с ходатайством, в котором просил заключить с ним договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 6). Письмом Управления по жилищной политике администрации Волгограда № 01-25/277 от 01 марта 2011 года в удовлетворения данного ходатайства было отказано (л.д. 7). Суд находит данный отказ незаконным исходя из следующего. Согласно п. 5. ст. 15 Федерального закона от 28.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Положение п.5 ст. 15 указанного закона рассмотрено Конституционным судом РФ (Определение от 25.12.2003 г. № 453-0), согласно которого возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципалъного образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя. Кроме того, Положение данной нормы конкретизируются в абз. 3 п. 34 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, утвержденных приказом Министра обороны РФ № 80 от 15.02.2000г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2000г № 2260), согласно которой жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили военную службу. В случаях отсутствия в воинских частях военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условии), жилые помещения распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Военная служба, по смыслу ст.ст. 59 и 71 (п. «т» Конституции Российской Федерации) представляет собой вид Федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающихся в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой защиты военнослужащих, предусматривает ряд гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан. Согласно норм действующего жилищного законодательства жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище, какими являются истец Кузнецов В.В. и члены его семьи. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании за ними права проживания в <адрес> и заключении с ними договора найма указанного жилого помещения основаны на законе, нашли свое доказательственное подтверждение и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Кузнецова Владимира Вячеславовича, Кузнецовой Светланы Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Волгограда о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключения договора социального найма удовлетворить. Признать за Кузнецовым Владимиром Вячеславовичем, Кузнецовой Светланой Викторовной и несовершеннолетним ФИО1 право пользования жилым помещением - квартирой № <адрес>. Обязать администрацию Волгограда заключить договор социального найма жилого помещения - квартирой № <адрес> с Кузнецовым Владимиром Вячеславовичем, Кузнецовой Светланой Викторовной и несовершеннолетним ФИО1. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение 10 дней осле его изготовления окончательной форме путем подачи кассационных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда. Председательствующий судья М.Ю. Хромова
председательствующего судьи Хромовой М.Ю.,