о признании незаконным решения МФО ЗН Советского района ГУ ЦЗН г. Волгограда



Дело № 2-1418/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Хромовой М.Ю.,

При секретаре Абрамович И.Е.,

07 июня 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого Акционерного общества «Институт Нефтепродуктпроект» к функциональному отделу занятости населения Советского района ЦЗН г. Волгограда о признании решения незаконным,

                 У С Т А Н О В И Л:

Истец ОАО «Институт Нефтепродуктпроект» обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ Центру занятости населения г.Волгограда о признании незаконным решения межрайонного многофункционального отдела занятости населения Советского района ГУ ЦЗН г.Волгограда.

В обосновании своих доводов истец указал, что 28 февраля 2011 года межрайонным многофункциональным отделом занятости населения Советского района ГУ ЦЗН г. Волгограда было принято решение № 1385, в связи с не трудоустройством уволенной Сытилиной Н.И. по сокращению штата (численности). Сытилиной Н.И. это решение было выдано для предъявления бывшему работодателю в целях получения среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Истец полагает, что указанное решение противоречит требованиям ч.2 ст. 178 ТК РФ, так как отсутствуют исключительные обстоятельства, наличие которых является основанием для выплаты работодателем средней месячной заработной платы в течение третьего месяца после увольнения.

Истец просит суд признать решение межрайонного многофункционального отдела занятости населения Советского района ГУ ЦНЗ г.Волгограда № 1385 от 28 февраля 2011 года незаконным и отменить его.

В судебном заседании представитель истца - ОАО «Институт Нефтепродуктпроект» по доверенности Юдаева Л.Ю., просит исковые требования удовлетворить, указав, что согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Первые два обстоятельства, то есть если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, сами по себе не свидетельствуют об исключительности случая, поскольку норма ч.2 ст. 178 ТК РФ отдельно выделяет требование о необходимости учета исключительных обстоятельств. Сам факт не трудоустройства работника на новую работу и отсутствие у него заработка в течение третьего месяца после увольнения не свидетельствует об исключительности обстоятельства, в связи с которым на Институт могут быть возложены обязанности по содержанию уволенного работника, поскольку в этом смысле, третий месяц трудоустройства ничем не отличается от четвертого, пятого и т.д. Кроме того, в период с 30.11.2010 года по 27.01.2011 года Сытилиной Н.И. Институтом было выплачено 104 685 рублей 99 коп. в связи с увольнением и она ежемесячно получает пенсию, то есть имеет средства к существованию и не может быть признана социально не защищенной. Решение Отдела занятости - осмысленная властно-распорядительная деятельность органа службы занятости, которая в данном случае подменяется техническим информированием работодателя о наличии указанных двух формальных условий: обращение работника в двухнедельный срок со дня увольнения и его (работника) не трудоустройство.

Содержание ч. 2 ст. 178 ТК РФ требует мотивировать в решении исключительность случая в связи с невозможностью трудоустройства работника в течение 2 (двух) месяцев после увольнения. Однако, выдавая оспариваемое решение, возлагающее на Институт дополнительные расходы по выплате уволенному работнику-пенсионеру среднего заработка за третий месяц трудоустройства, отдел занятости не привел никаких доводов о наличии исключительных обстоятельств.

В судебном заседании представитель ответчика многофункционального отдела занятости населения Советского района ГУ ЦЗН г. Волгограда по доверенности Урюпина А.О. с исковыми требованиями не согласна, указав, что 01.12.2010 года в межрайонный отдел занятости населения Советского района ГУ ЦЗН г. Волгограда (далее Центр) в целях поиска подходящей работы обратилась Сытилина Н.И., уволенная из ОАО «Институт Нефтепродуктпроект» на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации.) Сытилина Н.И. безработной не признавалась, так как согласно п. 3. ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Однако на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2010 года № 847н «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» гражданка Сытилина Н.И. была зарегистрирована в Центре в целях поиска подходящей работы, что не является регистрацией в качестве безработного. Так как обращаться в органы службы занятости населения могут любые заинтересованные граждане, вне зависимости от их социального статуса, в том числе пенсионеры.

Согласно статье 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Из приведенных выше норм не следует, что гарантии при увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости, что соответствует Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 г. по делу № А 43-4154/07-9-174; 2)Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2006 года № А 11-2077/2006-К2-20/226. Согласно доводов искового заявления, Центром была не доказана исключительность случая выдачи решения пенсионеру. Центр не обязан доказывать исключительность случая при выдаче упомянутого выше решения, т.к. законодательством закреплено, что орган занятости населения сам определяет случаи исключительности сохранения среднего заработка за третий месяц и указаны условия данной исключительности:

1. Это обращение уволенного работника в двухнедельный срок в орган занятости населения, после сокращения численности или штата работников организации (гражданкой Сытилиной Н.И. данное условие было соблюдено).

2. «Не трудоустройство» органом занятости населения обратившегося гражданина (гражданка Сытилина Н.И. трудоустроена не была, на что имеются соответствующие доказательства).

Письмом Роструда от 27 октября 2005 г. N 1754-6-1 было разъяснено, что под используемым в ст. 178 ТК РФ понятием «уволенный работник» следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации имели место трудовые отношения с определенным работодателем. У Сытилиной Н.И. имели место данные трудовые отношения. Кроме того, у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке части второй ст. 178 ТК РФ и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок). Данный документ является ключевым моментом при решении спора, ведь он так и называется «О разъяснении порядка осуществления выплат сокращаемым работникам-пенсионерам по старости (по возрасту)», т.е. он призван разъяснить положения данной статьи.

Таким образом, действия Центра являются законными и обоснованными.Данное положение было доведено до сведения работодателей письмом Министерства Финансов РФ от 15 марта 2006 г. № 03-03-04/1/234, которое так же указывает на верность действий Центра.

В судебном заседании 3-е лицо Сытилина Н.И. считает вынесенное решение Государственного учреждения Центра занятости населения г. Волгограда межрайонного отдела занятости населения Советского района ГУ ЦЗН г. Волгограда, законным и обоснованным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с 1ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работник)" выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст. 178 ТКРФ).

В судебном заседании установлено, что Сытилина Н.И. приказом от 30 ноября 2010 года уволена из ОАО «Институт Нефтепродуктпроект» по ч. 1 п. 2 ст. 81 ТК РФ по сокращению штатов.

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства за 2 месяца со дня увольнения согласно ст. 178 ТК РФ ей было выплачено истцом.

В двухнедельный срок Сытилина Н.И. встала на учет в Советский отдел Центра занятости населения г.Волгограда, но не была трудоустроена.

По решению службы занятости населения от 28 февраля 2011 года № 1385 (л.д. 6) ей была выдана справка на выплату среднемесячного заработка за 3-й месяц со дня увольнения в соответствии со ст. 178 ТК РФ, ввиду того, что в двухнедельный срок со дня увольнения Сытилина Н.И. обратилась в Советский отдел Центра занятости населения г.Волгограда и не была трудоустроена, в связи с чем, по мнению центра занятости, Сытилина Н.И. имеет право на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии с ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

Кроме того, судом установлено, что Сытилина Н.И. 1952 года рождения является пенсионером, получает пенсию по старости, в связи с чем, не является безработным в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", но является субъектом трудовых правоотношений (нетрудоустроенным), состоящем в более социально защищенном государством положении посредством назначения пенсии.

Суд не принимает доводы ответчика - представителя ГУ Центра занятости населения г.Волгограда о наличии у Сытилиной Н.И. права на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению штата, так как она в двухнедельный срок со дня увольнения обратилась в Советский отдел Центра занятости населения г.Волгограда и не была трудоустроена, в связи с тем, что указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как того требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях.

При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

Законодателем не определены критерии исключительности таких случаев, однако, само понятие исключительности позволяет полагать, что таких обстоятельств нет у большинства других лиц, относящихся к категории нетрудоустроенных в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению штата работников и обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения в течение двухнедельного срока со дня увольнения.

Такими обстоятельствами не может являться отсутствие в период до трех месяцев со дня увольнения работника работы по его квалификации, образованию, как это указывается в отношении Сытилиной Н.И., поскольку все лица, подпадающие под положения ст. 178 ТК являются лицами, которые не трудоустроились в определенный срок, то есть не имеющие работы по специальности, квалификации, образованию и другим критериям.

Кроме того, при разрешении вопроса о наличии у Сытилиной Н.И. исключительных обстоятельств, позволявших бы сохранить за ней средний заработок по ч. 2 ст. 178 ТК РФ, суд учитывает тот факт, что она является пенсионером по старости и, следовательно, ежемесячно получает пенсию, имеет определенные средства к существованию, и является социально защищенной со стороны государства.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N" 458, суд приходит к выводу о том, что хотя пенсионеры и могут являться субъектом трудовых правоотношений, но они лучше защищены в социальном смысле, по сравнению с другими категориями работников, и наличие пенсии у этих лиц не лишает их право на получение предусмотренных ч. 2 ст. 178 ТК РФ выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

Кроме того, судом установлено, что Сытилина Н.И. на момент увольнения занимала должность библиотекаря. При постановке на учет в Центр занятости населения г.Волгограда Сытилиной Н.И. представлена анкета, из которой следует, что Сытилина Н.И. имеет пожелания к искомой работе: должность - библиотекарь, характер работы - временная, заработная плата от 4 000 рублей, в Советском районе г.Волгограда (л.д. 82).

Однако, исходя из возраста претендента, работа, предложенная ей сводилась к вахтерам, сторожам, техникам, предлагалась должность библиотекаря, от чего Сытилина Н.И. отказалась, в связи с чем Сытилина Н.И. пять раз отказывалась от предложенных вакансий.

Суду не представлено доказательств, что у Сытилиной Н.И. имеются какие-либо исключительные обстоятельства, которые могли бы препятствовать ее трудоустройству, при наличии которых она не имела бы средств к существованию, либо иных обстоятельств исключительного характера и при таких обстоятельствах, решение Центра занятости населения г.Волгограда о сохранении за нею средней заработной платы в течение третьего месяца после увольнения является незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене.

Суд, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, признавая их в совокупности достаточными для разрешения гражданского дела, приходит к выводу о том, что требования истца Открытого Акционерного общества «Институт Нефтепродуктпроект» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Открытого Акционерного общества «Институт Нефтепродуктпроект» к Многофункциональному отделу занятости населения Советского района ЦЗН г. Волгограда о признании решения незаконным удовлетворить.

Решение Межрайонного Многофункционального отдела занятости населения Советского района ГУ ЦЗН г.Волгограда от 28 февраля 2011 года, выданное Сытилиной Нине Ильиничне для получения сохраняемой среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы на период трудоустройства в течение третьего месяца после увольнения из ОАО «Институт Нефтепродуктпроект» признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в кассационную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи кассационных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Полный / мотивированный/ текст решения изготовлен 10.06.2011 года

Председательствующий судья                     М.Ю. Хромова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200