Дело № 2- 2158/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Советский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Хромовой М.Ю., при секретаре Абрамович И.Е. 20 июля 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоняна Вазгена Сережаевича, Болотникова Андрея Борисовича к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Волгоградской области, Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании величины кадастровой стоимости необоснованной и отмене расчета кадастровой стоимости земельного участка, УСТАНОВИЛ : Истцы обратились в суд с вышеназванными исковыми требованиями, мотивируя тем, что к Симонян В.С. как нынешнему собственнику и Болотникову А.Б. как предыдущему собственнику земельного участка, расположенного: Россия, Волгоградская область, Городищенский район, 669 км трассы «Сызрань-Саратов-Волгоград», на въезде в р. п. Ерзовка, Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Волгоградской области предъявлены иски о взыскании недоимки по земельному налогу за участок, исходя из его кадастровой стоимости - 5 861 973 рублей, которая, в соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ, признаётся налоговой базой для исчисления суммы земельного налога. Сумма кадастровой стоимости участка определена ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области и явно завышена. Разъясняя основания определения кадастровой стоимости земельного участка письмом от 05.05.2011г., ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области сообщило Симонян В.С., что для расчёта кадастровой стоимости участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, было применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по 3 группе видов функционального использования земель промышленности - «земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещённые на полосах отвода автомобильных дорог» - 949 руб.кв.м. Однако, истцы полагают, что 3 группа видов функционального использования земель промышленности - «земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещённые на полосах отвода автомобильных дорог» для определения кадастровой стоимости земельного участка применена неверно, так как земельный участок не находится на полосе отвода автомобильной дороги «Сызрань-Саратов-Волгоград» и это повлекло нарушение прав истцов. Частью 3.1 ст. 90 ЗК РФ определено, что установление границ полос отвода автомобильных дорог осуществляется в соответствии с законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учётом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения учётный номер Р-228 (IP 228) Сызрань-Саратов-Волгоград идентификационный номер 00 ОП ФЗ Р-228 (СНГ) в пределах Волгоградской области (447 - 676 км) с 01.01.2003 г. передана в оперативное управление Федеральному государственному учреждению «Управление автомобильной магистрали «Москва-Волгоград» Федерального дорожного агентства» (ФГУ Упрдор «Каспий», ул. Б. Федорова, д. 9, г. Тамбов, 392000). В Распоряжении от 16.06.2008 г. № 224-р Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Минтранса РФ «Об утверждении проекта строительства (установки) барьерного ограждения на автомобильной дороге IP 228 Сызрань-Саратов-Волгоград на участке КМ 663+150 - КМ 669+118, Волгоградская область» приведены, включая 669 км, возле которого расположен земельный участок Симонян В. С., технические показатели автодороги: категория дороги 1-6; ширина земляного полотна 27,5 м., ширина проезжей части 2x7,5, то есть 4-полосное движение; ширина обочины 3,75 м. Согласно п. 11 Норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009г. № 717, границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям № 1-14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения: земляного полотна; двусторонних кюветов; нагорных канав и банкетов; земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги. Приложением № 3 к Нормам, с учётом того, что участок автодороги на 669 км имеет 4-полосное движение, высоту насыпи не более 1 м., расположен на равнинной местности с поперечным уклоном от 0 до 9 процентов, максимальная ширина полосы отвода установлена в 71 метр, а в силу п. 4 Норм, предусматривающего по 3 метра с каждой стороны дороги дополнительно к указанной ширине -(71+3+3) = 77 метров, то есть от осевой линии дороги не более (77 : 2) = 38,5 метров в каждую сторону. Поскольку ширина проезжей части для движения в каждую сторону составляет 7,5 метра, граница полосы отвода дороги должна отстоять от края проезжей части максимум на (38,5 - 7,5) = 31 метр. Вместе с тем, в п. 2 Постановления Правительства об утверждении указанных Норм установлено, что эти Нормы не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления. То есть, если документация по планировке территории полосы отвода дороги на 669 км была подготовлена до сентября 2009 г., должны применяться нормы отвода земель, предусмотренные ранее действовавшим законодательством. Таблицей 3 строительных норм СН 467-74 «Нормы отвода земель для автомобильных дорог», утверждённых Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 г. № 248 и введённых в действие 01.07.1975г. для тех же технических показателей дороги максимальная ширина полосы отвода установлена в 58 метров, то есть от осевой линии дороги не более (58 : 2) = 29 метров в каждую сторону. Поскольку ширина проезжей части для движения в каждую сторону составляет 7,5 метра, граница полосы отвода дороги должна отстоять от края проезжей части максимум на (29 - 7,5) = 21,5 метра. Таким образом, как по ранее действовавшим, так и по ныне действующим нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог, граница полосы отвода автодороги «Сызрань-Саратов-Волгоград» на 669 километре не может отстоять более чем на 31 метр от края проезжей части, тогда как земельный участок, принадлежащий истцу Симонян В. С, согласно землеустроительной схеме с точками координат отвода в строительном паспорте земельного участка его первоначального владельца, своей самой близкой к автодороге точкой отстоит от края проезжей части на 62 метра. Таким образом, нахождение и размещение земельного участка и объектов дорожного сервиса на нём, на полосе отвода автомобильной дороги, исключено, в связи с чем ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области при определении кадастровой стоимости земельный участок неправильно отнесён к 3 группе видов функционального использования земель промышленности - «земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещённые на полосах отвода автомобильных дорог», в связи с чем неверно определена кадастровая стоимость земельного участка. Истцы просят: признать определение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области величины кадастровой стоимости земельного участка Симонян В.С. в размере 5 861 973 рублей незаконным и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» отменить расчёт указанной кадастровой стоимости земельного участка. Истец Болотников А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. В судебном заседании истец Симонян В.С. и его представитель по доверенности Умняков Е.В. / он же представитель по доверенности истца Болотникова А.Б./ в судебном заседании настаивают на удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - ФГУ « ЗКП» по Волгоградской области по доверенности Сторожева М.С. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований истцов, так как полагает, что при исчислении ФГУ « ЗКП» кадастровой стоимости принадлежащего Симонян В.С. земельного участка нарушений закона не имеется. Представитель соответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В своем письменном возражении по существу иска пояснил: согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Категории земель, в зависимости от их целевого назначения, в Российской Федерации установлены статьей 7 Земельного кодекса РФ: 1. земли сельскохозяйственного назначения; 2.земли населенных пунктов; 3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4. земли особо охраняемых территорий и объектов; 5. земли лесного фонда; 6. земли водного фонда; 7. земли запаса. В соответствии с п.3 статьи 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1. размещения автомобильных дорог; 2.размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних Дел; 3. установления полос отвода автомобильных дорог. Согласно норме пункта 13 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). При этом, гостиница и автостоянка является объектом дорожного сервиса не по признаку местоположения относительно полосы отвода дороги, а по признаку вида осуществляемой деятельности. Таким образом, земельные участки, предоставленные под размещение объектов дорожного сервиса, являются таковыми в силу вида осуществляемой на них деятельности и размещенных на них объектов и все они имеют единый правовой режим, независимо от расположения по отношению к полосе отвода автомобильной дороги. Нормы указанных федеральных законов, которые не подразделяют земельные участки под объектами дорожного сервиса в зависимости от местоположения по отношению к полосе отвода дороги, а рассматривают их как единый вид разрешенного использования земельного участка, имеют большую юридическую силу по сравнению с Методикой № ТУ 49, в которой к третьей оценочной группе отнесены земли под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог. Поэтому, все земельные участки под объектами дорожного сервиса оцениваются как расположенные под объектами дорожного сервиса на основании ст. 90 ЗК РФ, так как согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречия между законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Данная позиция также подтверждается в разъяснениях Роснедвижимости (письмо №ВК/3533 от 12.08.2008). В соответствии с подпунктом 6.2. пункта 6 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 года № 418 - Роснедвижимость имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентства. Согласно п.1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 года, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Минэкономразвития РФ приказом от 28 июня 2007 года №215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». Под объектами автомобильного транспорта Закон № 257-ФЗ понимает сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств. Под объектами дорожного хозяйства Закон № 257-ФЗ понимает объекты дорожной деятельности, т.е. объекты для обеспечения деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. При отнесении к пятой оценочной группе кадастровая стоимость земельного участка (№ значительно снизится, снизится и земельный налог, но при этом ни сам объект, размещенный на земельном участке, ни осуществляемый на нем вид деятельности не изменится. B.C. Симонян на своем земельном участке будет получать доход от деятельности гостиницы и обслуживающей ее автостоянки и не будет нести никаких расходов по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, развитию наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства. Земельный участок Симонян В.С. не может быть отнесен к пятой оценочной группе, так как он в установленном законом порядке был приобретён в частную собственность для строительства гостиницы и автостоянки, а не для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств. Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям: в соответствии с ч. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что истец Симонян В.С. является собственником земельного участка площадью 6177 кв.м. из категории земель: « земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Разрешенное использование участка - «для размещения и эксплуатации незавершенного строительством здания и сооружения «автостоянка», с местоположением: Волгоградская область, Городищенский район, 669 км. трассы « Сызрань-Саратов-Волгоград» на въезде в р.п. Ерзовка на основании договора купли- продажи от 17.04.2007 года, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 01.06.2007 года / л.д.9/. Для расчета кадастровой стоимости участка Симонян В.С. ФГУ « ЗКП» по Волгоградской области было применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по 3 группе видов функционального использования земель промышленности « земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог - 949 рублей за 1 кв.м., в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка площадью 6 177 кв.м. составила 5 861 973 рубля. Истцы утверждают, что данная кадастровая стоимость определена неверно, так как земельный участок не находится на полосе отвода автомобильной дороги «Сызрань-Саратов-Волгоград». Суд не может согласиться с доводами истцов, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Категории земель (в зависимости от целевого назначения земель) в Российской Федерации установлены статьей 7 Земельного кодекса РФ: 1. земли сельскохозяйственного назначения; 2. земли населенных пунктов; 3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4.земли особо охраняемых территорий и объектов; 5.земли лесного фонда; 6. земли водного фонда; 7. земли запаса. В соответствии с п. 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1. размещения автомобильных дорог; 2. размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3. установления полос отвода автомобильных дорог. Согласно норме пункта 13 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). При этом, согласно положению указанного федерального закона гостиница и автостоянка является объектом дорожного сервиса не по признаку местоположения относительно полосы отвода дороги, а по признаку вида осуществляемой деятельности. Таким образом, земельные участки, предоставленные под размещение объектов дорожного сервиса, являются таковыми в силу вида осуществляемой на них деятельности и размещенных на них объектов и все они имеют единый правовой режим, независимо от расположения по отношению к полосе отвода автомобильной дороги, в связи с чем доводы истцов и их представителей о том, что кадастровая стоимость земельного участка Симонян В.С. определена неверно, несостоятельны. Нормы указанных федеральных законов, которые не подразделяют земельные участки под объектами дорожного сервиса в зависимости от местоположения по отношению к полосе отвода дороги, а рассматривают их как единый вид разрешенного использования земельного участка, имеют большую юридическую силу по сравнению с Методикой № ТУ49, в которой к третьей оценочной группе отнесены земли под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог. Поэтому, все земельные участки под объектами дорожного сервиса оцениваются как расположенные под объектами дорожного сервиса на основании статьи 90 Земельного кодекса РФ, так как согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Данная позиция также подтверждается в разъяснениях Роснедвижимости (письмо №ВК/3533 от 12.08.2008). В соответствии с подпунктом 6.2. пункта 6 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 года № 418 - Роснедвижимость имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентства. Согласно п.1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения ГКОЗ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 8 апреля 2000 года, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Минэкономразвития РФ приказом от 28 июня 2007 года №215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». Разъяснения пункта 5 письма № ВК/3533 от 12.08.2008г. сделаны со ссылкой именно на федеральный закон (ст. 90 Земельного кодекса РФ). Как объекты автомобильного транспорта Закон № 257-ФЗ определяет сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств. Как объекты дорожного хозяйства Закон № 257-ФЗ определяет объекты дорожной деятельности, т.е. объекты для обеспечения деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. Земельный участок Симонян В.С. не может быть отнесен к пятой оценочной группе, так как он в установленном законом порядке был приобретён в частную собственность для строительства гостиницы и автостоянки, а не для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств. При таких обстоятельствах, земельный участок Симонян В.С. был правильно отнесен к третьей оценочной группе и в удовлетворении исковых требований истцов о признании кадастровой стоимости земельного участка незаконной и отмене расчета этой стоимости должно быть отказано. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Симоняна Вазгена Сережаевича, Болотникова Андрея Борисовича к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Волгоградской области, к Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании величины кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в Волгоградской области, Городищенский район, 669 км. трассы « Сызрань-Саратов-Волгоград» на въезде в р.п. Ерзовка площадью 6177 кв.м. кадастровый номер № необоснованной и отмене расчета кадастровой стоимости земельного участка - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в кассационную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи кассационных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда. Председательствующий судья М.Ю. Хромова