об оспаривании действий (бездействия) ФГУ `ЗКП` по Волгоградской области



Дело № 2-2597/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                                                                      26 сентября 2011 года

Советский районный суд города Волгограда

В составе судьи                                                                                Лазаренко В.Ф.

При секретаре                                                                                   Цветовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Евгении Владимировны к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Волгоградской области о признании неправомерными действий по удалению сведений из государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости; бездействия, выразившееся в непредставлении государственного кадастра недвижимости о земельном участке; обязании устранить препятствия к осуществлению прав путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об объекте недвижимости; обязании предоставить ведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Морозова Е.В. обратилась в суд с иском к ФБУ «Кадастровая палата» по Волгоградской области, просила признать неправомерными действия Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Волгоградской области (ранее - Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области), по удалению сведений из государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости: о земельном участке с кадастровым адрес: <адрес> как о ранее учтенном земельном участке, а также бездействие Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Волгоградской области, выразившееся в непредставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>) в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости; обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Волгоградской области устранить препятствия к осуществлению прав путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об объекте недвижимости: о земельном участке с кадастровым , адрес: <адрес> (ранее - <адрес>), разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, площадь: <данные изъяты> кв.м.; обязать Федеральное бюджетному учреждение «Кадастровая палата» по Волгоградской области предоставить сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости: о земельном участке с кадастровым , адрес: <адрес> (ранее - <адрес>), площадью <данные изъяты> кв.м. в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ за ней и ее мужем ФИО2 признано право собственности на незавершенный объект индивидуального жилого строительства, расположенного по адресу <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>). Судом установлено, что в апреле 2004 года произведено межевание земельного участка, на котором расположен незавершенный объект индивидуального жилого строительства. Изготовлен кадастровый план от ДД.ММ.ГГГГ, участок поставлен на кадастровый учет кадастровый номер , что характеризует его как сформированный объект недвижимости, возможный передачи по сделке. Площадь участка соответствует материалам межевания и составляет <данные изъяты> кв.м. Данный участок выделен из участка Землеустроительное дело на межевание земельного участка никем не оспорено, утверждено руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по <адрес> ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ и хранятся в архиве ФГУ «ЗКП» по Волгоградской области, так как сдано при постановке земельного участка на кадастровый учет. В настоящее время они имеют намерение оформить свои права на указанный земельный участок: купить или арендовать его. В ЗК РФ, а также Постановлении Правительства утвержден перечень документов, в который входит кадастровый паспорт (ранее кадастровый план) и поскольку в земельный комитет администрации Волгограда необходимо представить паспорт, выданный не позднее чем за 3 месяца до дня подачи заявления, а имеющийся у нас кадастровый план 2004 года, то она, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в орган кадастрового учета ФГУ «ЗКП» по Волгоградской области с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>) в виде кадастрового паспорта. Однако кадастровый паспорт выдан не был по тем основаниям, что сведения на земельный участок с кадастровым в ГКН отсутствуют. Считала, что предусмотренных законом оснований в непредставлении ей сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым :34:06 00 31: 0052 по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>) в виде кадастрового паспорта земельного участка не имелось, разрешенное использование, и площадь земельного участка не изменялись, земельный участок не утрачен.

Истец Морозова Е.В. и ее представитель по доверенности Кусмарцева Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель ответчика Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Волгоградской области по доверенности Лисунов А.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером в базе данных ГКН не зарегистрирован, и в базу учета не вносился. Данный земельный участок был только согласован предварительно. В связи с тем, что истцом не представлено каких либо документов подтверждающих о выделении данного земельного участка, законных оснований для его регистрации не имеется. Кроме того, истцом не верно избран способ защиты в связи с тем, что ему необходимо обратится в администрацию района для оформления данного земельного участка после чего он будет поставлен на кадастровый учет.

Выслушав истца Морозову Е.В., ее представителя по доверенности Кусмарцеву Е.Ю., представителя ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по Волгоградской области по доверенности Лисунова А.С., исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ, статьями 255, 258 ГПК РФ и разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/6 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для признания недействительным ненормативного акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органа местного самоуправления является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав охраняемых законов интересов граждан.

Как установлено судом, постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), было предварительно согласовано ЗАО «Кадастровое бюро Волгограда» (ЗАО «КБВ») место размещения объекта и разрешено проведение проектно-изыскательских работ для малоэтажной жилой застройки на земельном участке ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. на <адрес> (отвод № , кадастровый ). В случае непредставления проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке, в течение двух лет, данное постановление утрачивает силу.

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Постановление утратит свою силу с ДД.ММ.ГГГГ. Установлена арендная плата. Земельный участок подлежит государственному кадастровому учету в Управлении по Волгограду Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Волгограда постановлено внести информацию в земельно-кадастровую документацию.

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), переоформлено с ЗАО «КБВ» на НП «П.Х.П.» право аренды земельного участка (учетной ), площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленного для строительства комплекса малоэтажной жилой застройки на <адрес>, на оставшийся срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Морозова Евгения Владимировна и ФИО2 являются собственниками незавершенного строительством жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., степенью готовности 7%, расположенного по адресу: <адрес> на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35), и определения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Данный факт подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии (л.д. 8), серии (л.д. 9).

Согласно справке МУ «Городской информационный центр» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), объекту недвижимости - индивидуальному домовладению, расположенному по адресу: <адрес> предварительно присвоен адрес: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ на указанный земельный участок был составлен кадастровый план (л.д. 10-11). Участку присвоен кадастровый номер (предыдущий номер ).

Истец обратилась в <данные изъяты> которое подготовило технический проект на межевание земельного участка по адресу: <адрес>, утвержденного заказчиками ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-31).

Также ООО «Терра» было подготовлено землеустроительное дело на межевание земельного участка Морозовой Евгении Владимировны, ФИО2 по адресу: Прибрежная <адрес> (л.д. 12-16). Данное землеустроительное дело утверждено руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Морозова Е.В. обратилась в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>) в виде кадастрового паспорта.

Однако кадастровый паспорт выдан не был по тем основаниям, что сведения на земельный участок с кадастровым в ГКН отсутствуют, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Истец Морозова Е.В. данные действия ФБУ «Кадастровая палата» по Волгоградской области считала неправомерными, поскольку предусмотренных законом оснований в непредставлении ей сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>) в виде кадастрового паспорта земельного участка не имелось, разрешенное использование, и площадь земельного участка не изменялись, земельный участок не утрачен.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 14 указанного Закона, общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11 ЗК РФ 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Статьей 36 ЗК РФ установлено, что 1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года № 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Так, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;

6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Таким образом, анализ действующего российского законодательства приводит суд к выводу о том, что истцом Морозовой Е.В. был нарушен порядок обращения с заявлением об оформлении прав на указанный земельный участок.

Точки местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, указанные в кадастровом плане (л.д. 11), являются точками предварительного согласования, также как и присвоенный кадастровый номер. Данный земельный участок в настоящее время не зарегистрирован, что подтверждается уведомлением (л.д. 32), а также пояснениями представителя ответчика.

Таким образом, оспариваемые заявителем действия совершены ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, нарушения требований закона при этом не допущено, права и охраняемые законом интересы истца не нарушены.

В виду данных обстоятельств, суд полагает требования истца Морозовой Е.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Морозовой Евгении Владимировны к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Волгоградской области о признании неправомерными действий по удалению сведений из государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости; бездействия, выразившееся в непредставлении государственного кадастра недвижимости о земельном участке; обязании устранить препятствия к осуществлению прав путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об объекте недвижимости; обязании предоставить ведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение 10 дней через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья                                     В.Ф. Лазаренко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200