Дело № 2-1264/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( РОССИИ) г. Волгоград 18 июня 2010 года Советский районный суд г. Волгограда в составе: Председательствующего - судьи Саранча Н.И., При секретаре - Сацкевич И.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Александра Владимировича к Администрации Волгограда о признании незаконным и необоснованным решения администрации Волгограда об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, У С Т А Н О В И Л : Андреев А.В. обратился в суд с иском к администрации Волгограда в котором просил признать недействительным решение Администрации г. Волгограда № от 01.07.2009 года об отказе в предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в квартале <адрес> и обязать Администрацию Волгограда предоставить ему - Андрееву Александру Владимировичу земельный участок для строительства объекта «Индивидуальный жилой дом в квартале <адрес>. В обосновании своих требований указал, что 25 сентября 2008 года он обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, заместителю главы Волгограда ФИО11 с заявлением (№ Ф/6564-08 от 21.11.2008г) о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка в квартале 0603015 ориентировочной площадью 600 кв.м., ориентировочные параметры объекта строительства -2 этажа, 150 кв.м., 30 % застройки участка по адресу: Волгоград, <адрес> согласно прилагаемой картографической схеме. Ответом № Администрация Волгограда с учетом рекомендаций комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 20.03.2009г. по указанному заявлению принято решение - отказать, испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц. Считает, что отказ в выделении земельного участка по указанному адресу необоснован и незаконен. Ссылаясь на ст.ст. 28, 30.1 ЗК РФ и Постановление администрации г. Волгограда от 11.06.2004 N 790 (ред. от 27.05.2009) «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде» считает указанный отказ не законным и не обоснованным. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> № от 21.08.2009 года сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на испрашиваемом земельном участке - отсутствуют. Согласно сведений Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда и МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» никаких прав на испрашиваемый участок так же не зарегистрировано. Таким образом, мотив, указанный в решении № Администрация Волгограда -обременение правами третьих лиц опровергается официальными ответа уполномоченных органов в сфере прав на земельные участки и землепользования. По его мнению, решение № Администрация Волгограда об отказе в удовлетворении его заявлении о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка в <адрес>, площадью 6000 кв.м., согласно прилагаемой картографической схеме не является мотивированным и принято с нарушением действующих правовых норм. Данным решением нарушено право Андреева А.В. на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. (л.д. 8-10) В дальнейшем Андреев А.В. уточнил заявленные исковые требования и просил суд: Признать незаконным и необоснованным решение администрации Волгограда от 01.07.2009г. № об отказе в заявлении Андреева А.В. в заявлении о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка в квартале <адрес> и обязать устранить нарушение права Андреева А.В. на получение земельного участка в собственность. Обязать Администрацию города Волгограда принять положительное решение о возможности предоставления Андрееву А.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в квартале <адрес>. (л.д. 55-57). Истец Андреев А.В. в судебном заседании поддержал заявленные им уточненные исковые требования и настаивал на их удовлетворении просил удовлетворить их в полном объеме. Суду пояснил, что узнал о нарушении своих прав при получении 28.10.2009 года ответов из регистрационных органов о том, что испрашиваемый земельный участок не обременен правами 3-х лиц. Указанный им земельный участок более 19 лет ни кем не освоен, не огорожен и не оформлен в установленном законом порядке ни в собственность ни в аренду, ни по какому-нибудь другому праву. Представитель ответчика - администрации Волгограда Ларина Т.В. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении настоящего дела в её отсутствие и отзыв на иск Андреева А.В. в котором указала, что считает исковые требования Андреева А.В. незаконными и необоснованными по следующим обстоятельствам. 21.11.2008г. Истец обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с приложением необходимого пакета документов. На основании данного обращения и в соответствии с Положением о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 г. №790, Комитет по градостроительству и архитектуре подготовил соответствующее градостроительное заключение и направил запросы во все согласующие структурные подразделения администрации Волгограда. 06.02.2009г. администрацией Советского района было сообщено, что испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц в соответствии с решением исполнительного комитета Советского района совета народных депутатов г.Волгограда № 3/80 от 20.02.1991г.. С учетом предоставленной информации, Комиссия по градостроительств и земельным отношениям 20.03.2009г. рассмотрела заявление Андреева А.В. и приняло законное решение - отказать в предоставлении земельного участка, т.к. он обременен правами третьих лиц. Считает, что доводы истца о том что в настоящее время в БТИ и Росреестре отсутствуют данные о правообладателе земельного участка не могут быть приняты во внимание ввиду следующего. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на земельные участки как на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации. При этом в соответствии со ст. 33 указанного закона, он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Официально же он был опубликован в "Российской газете", N 145, 30.07,1997, т.е. вступил в силу 30.01.1998г. В связи с чем, можно сделать однозначный вывод об отсутствии необходимости государственной регистрации прав, возникших в 1991г. в порядке, установленным данным законом. Постановлением администрации Волгоградской области от 17.04.1998г. № 199 «Вопросы создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области» установлено, что впредь до создания на территории муниципальных образований филиалов Волгоградского областного регистрационного управления и начала их деятельности органами по земельным ресурсам и землеустройству Волгоградской области осуществляется государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ним. Следовательно права на земельные участки никогда не подлежали государственной регистрации в органах БТИ. Полагала, что обжалуемое решение администрации Волгограда, выраженное в письме от 01.07.2009г. является законным и обоснованным. Так же указала, что администрация Волгограда приняла обжалуемый отказ 01,07.2009 года, тогда как Андреев обратился в суд в 2010 году, т.е. по истечении установленного законом срока. В связи с чем в силу ч. 2 ст. 256 ПК РФ, пропуск трехмесячного срока обращения в суд, с заявлением может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Представитель третьего лица Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда по доверенности Елисеев А.В. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и отзыв на иск Андреева А.В. в котором указал, что считает исковые требования Андреева А.В. незаконными и необоснованными по следующим обстоятельствам. Андреев А.В. обратился в администрацию Волгограда (вх. Ф 6564-08 от 21.11.08 г.) с необходимым приложением материалов для рассмотрения вопроса на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда о возможности предоставления земельного участка площадью 600 кв. м для размещения индивидуального жилого дома по <адрес>. На основании обращения заявителя и прилагаемых материалов Комитетом было подготовлено градостроительное заключение № 06-08-0700 от 10.12.08 г. и в установленном порядке направлены запросы во все согласующие структурные подразделения администрации Волгограда. 06.02.2009 года вх.№ 1200-09 в Комитет поступило письмо администрации Советского района Волгограда (исх. № 10к-07/22 от 05.02.2009г.), в котором сообщалось, что данный земельный участок, в соответствии с решением исполнительного комитета Советского района Совета народных депутатов г. Волгограда № 3/80 от 20.02.1991г.. обременен правами третьих лиц. Материалы по заявлению Андреева А.В. были подготовлены Комитетом в установленном порядке для рассмотрения на очередном заседании комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда (далее -Комиссия). Комиссия от 20.03.2009 года рассмотрела обращение гр. Андреева Александра Владимировича о возможности предоставления земельного участка по <адрес> г. Волгограда и на основании ранее подготовленных заключений приняла решение - отказать, испрашиваемый земельный участок обременён правами третьих лиц. Считает, что заявление Андреева А.В. рассмотрено в соответствии с действующим законодательством, постановлениями администрации Волгограда № 790 от 11.06.2004г. и № 791 от 11.06.2004 г., а следовательно действия администрации Волгограда - законны. В ст. 11.1 Земельного кодекса РФ дается определение земельного участка. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, для того чтобы земельный участок мог быть предоставлен, сначала он должен быть сформирован. Отсутствие данных в БТИ и РОСРЕЕСТРЕ свидетельствует только о том, что лицо, получившее земельный участок по постановлению исполнительного комитета Советского района Совета народных депутатов г. Волгограда № 3/80 от 20.02.1991г., не оформило на него право землепользования или собственности. Представитель третьего лица Администрации Советского района г. Волгограда по доверенности Жиркова А.А. в судебном заседании исковые требования Андреева А.В. не признала, просила отказать в их удовлетворении, на основании того, что спорный земельный участок обременен правами третьих лиц. Решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов от 20.02.1991 года № 3/80 спорный земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства предположительно ФИО1, данных о месте жительства которого не имеется. Строк застройки земельного участка не устанавливался и заявлений на дачу разрешения на строительство, на предоставлении спорного земельного участка в собственность или в аренду до настоящего времени не подавалось. Однако вынесенное исполнительным комитетом решение от 20.02.1991 года никем не оспаривалось и до настоящего времени не отменено. Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Андреева А.В. и возможности удовлетворения их в полном объеме, исходя из следующего. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно ч. 1 ст.28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Земельного Кодекса. Согласно ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч.4. ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: - изъятия земельных участков из оборота; - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц». Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В соответствии с пунктами 2.1.- 2.2. Постановления Администрации г. Волгограда от 11 июня 2004г. № 790 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде», гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства объекта, вправе обратиться с заявлением на имя заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования, по установленной форме. Согласно п. 5 ст. 39 Устава города-героя Волгограда (принят Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года №20/362, ред. от 18 июля 2007 года) администрация Волгограда осуществляет регулирование земельных отношений на территории Волгограда, в том числе предоставление в установленном законом порядке земельных участков в аренду или собственность. В судебном заседании достоверно установлено, что 25 сентября 2008 года Андреев А.В. обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, заместителю главы Волгограда А.В. Кузьмичеву с заявлением (№ Ф/6564-08 от 21.11.2008г) о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка в квартале <адрес> ориентировочной площадью 600 кв.м., ориентировочные параметры объекта строительства -2 этажа, 150 кв.м., 30 % застройки участка по адресу: Волгоград, <адрес>. (л.д. 13) Согласно п.5.1. Постановления администрации г. Волгограда от 11.06.2004 N 790 (ред. от 27.05.2009) «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде», по результатам рассмотрения комиссией в порядке, указанном в разделе 2 настоящего Положения, заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, заполненного по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению, администрацией Волгограда по рекомендации комиссии может быть принято одно из следующих решений: - о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка; - о возможности предоставления земельного участка и публикации сообщения о приеме иных заявлений о предоставлении в аренду земельного участка; - о мотивированном отказе в предоставлении земельного участка. Ответом № Администрация Волгограда с учетом рекомендаций комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 20.03.2009г. по указанному заявлению принято решение - отказать Андрееву А.В., т.к. испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц (л.д. 12) на основании сообщения администрации Советского района г. Волгограда № 10к-07/22 от 05.02.2009г. (л.д. 25). Суд считает, что данный отказ является незаконным и необоснованный в виду следующего. В решении № 3/80 от 20.02.1991 года на которое ссылаются ответчик и 3-и лица не содержит в себе сведений о том, что запрашиваемый истцом земеьный участок кому-либо выделялся (л.д. 40-41). В п. 20 этого решения указано об отведении земельного участка площадью 600 кв.м. ФИО1, однако каких-либо подтверждений того, что отведенный тому земельный участок является тем, который испрашивает Антреев А.В. суду представлено не было. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области №01/158/2009-507 от 21.08.2009 года сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) на испрашиваемом земельном участке - отсутствуют. (л.д. 16). Согласно сведений Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда № 18477 от 21.10.2009 года (л.д. 14) и МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» № 1306 от 12.10.2009г. (л.д. 15), никаких прав на испрашиваемый участок так же не зарегистрировано. Таким образом, мотив, указанный в решении № Администрация Волгограда -обременение правами третьих лиц опровергается официальными ответа уполномоченных органов в сфере прав на земельные участки и землепользования. Отсутствие обремений на земельный участок <адрес> так же подтверждается представленной суду картографической схеме (л.д. 17). Других, каких-либо достоверных доказательств обременения спорного земельного участка правами 3-х лиц суду не представлено. Согласно ч.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, «граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков». Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности». Согласно ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Согласно ст. 30 ГПК РФ, иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Последний ответ уполномоченных органов по спорному вопросу получен Андреевым А.В. 28.10.2009 года, согласно почтовому штемпелю на конверте. Следовательно, Андрееву А.В. стало известно, о том, что отказ администрации не мотивирован и по этому основанию незаконен, лишь после 28.10.2009г. Следовательно, срок исковой давности Андреевым А.В. не пропущен. Проанализировав все представленные доказательства и установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Андреева А.В. к администрации Волгограда в полном объеме и обязовании этого органа муниципальной власти принять решение о возможности предоставления Андрееву А.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным и необоснованным решение администрации Волгограда от 01 июля 2009 года № об отказе в заявлении Андрееву Александру Владимировичу в заявлении о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка в квартале <адрес> в собственность. Обязать Администрацию города Волгограда принять решение о возможности предоставления Андрееву Александру Владимировичу земельного участка, площадью 600 кв.м. для индивидуального жилищного строительства в квартале <адрес> Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней с момента оглашения через Советский районный суд г. Волгограда. Решение изготовлено в совещательной комнате с помощью компьютерной техники. Судья: Саранча Н.И.