Дело № 2-205/2011 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 февраля 2011 года г. Волгоград Советский районный суд города Волгограда В составе судьи Осадчей О.П. при секретаре Гнединой И.С. с участием старшего помощника прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чепуркова О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ООО «Галюся», ИП Мазину Сергею Сергеевичу об обязывании разработать проекты зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, установил: Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура первоначально обратилась в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ООО «Галюся», ИП Мазину Сергею Сергеевичу об обязывании разработать проекты зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В обоснование своих требований истец указал, что на основании договора аренды участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № во временном пользовании у индивидуального предпринимателя Мазина Сергея Сергеевича (далее - ИП Мазин С.С.) находится участок лесного фонда-Лещейского лесничества, Каршевитского участкового лесничества (квартал 220, выделы 5, 6, 7) площадью 3,7 га (кадастровый номер 34:15:12 01 04:0023. Местоположение данного участка примерно в 0,5 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес>. Данный участок ИП Мазиным используется для рекреационных целей, в связи с чем на нем возведены временные строения и организована база отдыха «Летучая рыба», площадью 3,7 га, которая располагается на левом берегу <адрес>, в прибрежной защитной полосе. Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории базы отдыха используется артезианская скважина глубиной 23 м. с расчетным водопотреблением 5,2 м /сут, владельцем которой является ИП Мазин С.С. Указанная артезианская скважина является источником централизованного водоснабжения всей базы отдыха «Летучая рыба». Через систему водопровода вода после очистки подается в жилые и служебные помещения базы, не только для обеспечения своих нужд, но и водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих. Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Б/Н и акта передачи от ДД.ММ.ГГГГ, артезианская скважина ИП Мазиным С.С. передана во временное возмездное владение и пользование ООО «Галюся» для организации деятельности базы отдыха «Летучая рыба». Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Галюся», в ходе которой выявлены следующие нарушения: отсутствует проект зоны санитарной охраны подземного источника питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Впоследствии старший помощник прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чепурков О.С. отказался от исковых требований к ООО «Галюся». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по исковым требованиям Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ООО «Галюся» об обязывании разработать проекты зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения было прекращено. В судебном заседании старший помощник прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чепурков О.С. заявленные требования поддержал, просил обязать индивидуального предпринимателя Мазина С.С. разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения базы отдыха «Летучая рыба» - артезианской скважины глубиной 23 м, с расчетным водопогреблением 5,2 м3/сут, которая расположена в 500 м к юго-западу от <адрес> на левом берегу <адрес> (географические координаты: с.ш. 48°26 57,5, в.д. 45°18"07,6") и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Представитель ответчика Мазин С.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил. В соответствии со ст. 233 ч. 1 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Представители 3-их лиц - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области, извещенные надлежащим образом и своевременно о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования удовлетворить. Представитель Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области - Выслушав старшего помощника прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чепуркова О.С., исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 1, 2, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (куда помимо земли, почвы, воды, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, входят и недра), обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Согласно требований ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В силу п. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006г., порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья. Исходя из положений ст. 23 данного Закона к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку (пункт 7); предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 11). Проверяя обоснованность требований истца, судом установлены следующие обстоятельства, дающие основание для удовлетворения иска. На основании договора аренды участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № во временном пользовании у индивидуального предпринимателя Мазина Сергея Сергеевича (далее - ИП Мазин С.С.) находится участок лесного фонда-Лещейского лесничества, Каршевитского участкового лесничества (квартал 220, выделы 5, 6, 7) площадью 3,7 га (кадастровый номер 34:15:12 01 04:0023. Местоположение данного участка примерно в 0,5 км по направлению на юго-запад от ориентира <адрес> (л.д. 7-9). Данный участок ИП Мазиным используется для рекреационных целей, в связи с чем на нем возведены временные строения и организована база отдыха «Летучая рыба», площадью 3,7 га, которая располагается на левом берегу <адрес>, в прибрежной защитной полосе. Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории базы отдыха используется артезианская скважина глубиной 23 м. (географические координаты: с.ш. 48°26" 57,5"" в.д. 45°18"07,6") с расчетным водопотреблением 5,2 м /сут, владельцем которой является ИП Мазин С.С. (учетная карточка буровой скважины б/н от ДД.ММ.ГГГГ). Указанная артезианская скважина является источником централизованного водоснабжения всей базы отдыха «Летучая рыба». Через систему водопровода вода после очистки подается в жилые и служебные помещения базы, не только для обеспечения своих нужд, но и водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих. Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Б/Н и акта передачи от ДД.ММ.ГГГГ, артезианская скважина ИП Мазиным С.С. передана во временное возмездное владение и пользование ООО «Галюся» для организации деятельности базы отдыха «Летучая рыба». В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Пунктом 1.4 приведенных СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Санитарные мероприятия должны выполняться, согласно п. 1.15. указанного СанПиН в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, а в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (п. 3.2.1.2 СанПиН). Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории базы отдыха «Летучая рыба», в ходе которой установлено, что ИП Мазиным данные требования не выполняются: отсутствует проект зоны санитарной охраны подземного источника питьевого водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Тем самым, нарушаются права потребителей услуг водоснабжения - отдыхающих базы отдыха и обслуживающего персонала. Согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст. 39 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Поскольку ИП Мазин С.С. является владельцем базы отдыха «Летучая рыба», на территории которого расположена водозаборная скважина (географические координаты: с.ш. 48°26" 57,5"" в.д. 45°18"07,6"), следовательно, он должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. ИП Мазин С.С., обеспечивая отдыхающих базы отдыха «Летучая рыба» питьевой водой из источника питьевого водоснабжения при отсутствии утвержденного проекта ЗСО, имеющего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушают требования природоохранного и санитарного законодательства. В виду данных обстоятельств, суд считает исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к ИП Мазину С.С. об обязывании разработать проекты зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения обоснованными и подлежащими удовлетворению. Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика ИП Мазина С.С. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 4 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Мазина Сергея Сергеевича разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны подземного источника питьевого водоснабжения базы отдыха «Летучая рыба» - водозаборной скважины глубиной 23 м, с расчетным водопотреблением 5,2 м3/сут, которая расположена в 500 м к юго-западу от <адрес> на левом берегу <адрес> (географические координаты: с.ш. 48°26" 57,5"" в.д. 45°18"07,6") и представить данный проект для утверждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с индивидуального предпринимателя Мазина Сергея Сергеевича государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Волгограда, а не явившаяся сторона вправе подать в Советский районный суд г. Волгограда заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения суда. Судья: