об оспаривании действий администрации г. Волгограда и обязании предоставить земельный участок под строительство жилого дома



Дело № 2-2411/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                                                                                      06 сентября 2011 года

Советский районный суд города Волгограда

В составе судьи                                                                                    Лазаренко В.Ф.

При секретаре                                                                                       Цветовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеперд Елены Евгеньевны к администрации г. Волгограда опризнании действийнезаконными выраженные в отказе в предоставлении Шеперд Елене Евгеньевне земельного участка земельного участка <данные изъяты> для размещения индивидуального жилогодома иобязать Администрацию г. Волгограда предоставить данный земельный участок Шеперд Елене Евгеньевне,

У С Т А Н О В И Л:

Шеперд Е.Е. обратилась в суд с иском к Администрации г. Волгограда в которых просила признать незаконными действия Администрации г. Волгограда об отказе в предоставлении Шеперд Елене Евгеньевне земельного участка <данные изъяты> для размещения индивидуального жилогодома иобязать Администрацию г. Волгограда предоставить данный земельный участок Шеперд Елене Евгеньевне.

В обоснование заявленных требований указав, что ею было подано заявление в Администрацию Волгограда о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты>, для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес было направлено письмо, согласно которого Администрация г. Волгограда известило ее что с учетом рекомендации комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды. Считала, что вынесенное комиссией по градостроительству и земельным отношениям решение существенно нарушает ее права на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, при отказе в предоставлении земельного участка не учтено что на ее иждивении находится несовершеннолетний ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому установлена группа инвалидности, чем нарушено положение ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Истец Шеперд Е.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом и своевременно, представив в суд заявление в котором просила рассмотреть данное гражданское дело без ее участия, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Шеперд Е.Е. по доверенности Попова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, в обосновании своих доводов указав, что при отказе Шеперд Е.Е. в предоставлении земельного участка не было учтено положение ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» из которого следует, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В связи с тем, что у Шеперд Е.Е. на иждивении находиться несовершеннолетний сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения которому установлена группа инвалидности, в связи, с чем имеет внеочередное право на получение данного земельного участка без проведения аукциона.

Представитель ответчика администрации г. Волгограда по доверенности Рыков Д.Г. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требованиях Шеперд Е.Е. отказать в полном объеме, в обосновании своих доводов указав, что в соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 29 вышеуказанного Закона, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

без предварительного согласования мест размещения объектов;

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3)проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2)выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ,
осуществление его государственного кадастрового учета;

4)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что кроме истца Шеперд Е.Е. на данный земельный участок претендуют другие лица в адрес истца было направлено письмо, в котором разъяснялось что Администрацией г. Волгограда с учетом рекомендации комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка. Данный ответ не является отказом в предоставлении земельного участка Шеперд Е.Е. а является разъяснением действующего законодательства. Согласно положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилых условий. Однако со стороны истца не представлено доказательств о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Представитель 3-его лица Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда по доверенности Евдокимова И.В. в судебном заседании просила в исковых требованиях Шеперд Е.Е. отказать в полном объеме, мотивируя это тем, что порядок предоставления земельных участков для строительства (в том числе и для строительства индивидуальных жилых домов) регулируется ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ и Положением о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с тем, что кроме истца Шеперд Е.Е. на данный земельный участок претендуют другие лица в адрес истца было направлено письмо, в котором разъяснялось что Администрацией г. Волгограда с учетом рекомендации комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка. Данный ответ не является отказом в предоставлении земельного участка Шеперд Е.Е. а является разъяснением действующего законодательства. Согласно положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилых условий. Однако со стороны истца не представлено доказательств о нуждаемости в улучшении жилищных условий. В связи с чем, считала исковые требования Шеперд Е.Е. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель 3-его лица Комитета по градостроительству и архитектуре г. Волгограда в судебное заседание не явился о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом и своевременно заявлений и ходатайств суду не представлено.

Выслушав представителя истца Шеперд Е.Е. по доверенности Попову Н.А., представителя ответчика Администрации г. Волгограда по доверенности Рыкова Д.Г. представителя 3-его лица Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда по доверенности Евдокимову И.В. исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования Шеперд Е.Е., не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.2 ст.6 Земельного кодекса РФ, земельный участок - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно ч.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

без предварительного согласования мест размещения объектов;

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3)проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2)выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ,
осуществление его государственного кадастрового учета;

4)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Аналогичный порядок предоставления земельных участков, установлен «Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде», утвержденным Постановлением Администрации г. Волгограда от 11.06.2004 года № 790, в редакции от 27.02.2008 года № 397.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ» основанием для признания оспариваемых действий (бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является совокупность двух условий: не соответствие обжалуемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Оспаривая законность и обоснованность действий Администрации г. Волгограда об отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное строительство, истец указывает на нарушение положения ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, что ответчиком не учтено что на ее иждивении находится несовершеннолетний сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения которому установлена группа инвалидности, в связи с чем, нарушаются Конституционные права инвалида на первоочередное предоставление земельного участка.

Отказывая в удовлетворения исковых требованиях Шеперд Е.Е. суд исходит из фактических обстоятельств дела установленные при его рассмотрении.

Судом установлено, что на иждивении Шеперд Е.Е. находится несовершеннолетний сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

Согласно справки несовершеннолетнему ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ установлена группа инвалидности (ребенок инвалид) пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данный факт подтверждается копией удостоверения (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ Шеперд Е.Е. обратилась в Администрацию г. Волгограда с дополнительным заявлением о возможности предоставления земельного участка <данные изъяты>

Комитетом по градостроительству и архитектуре г. Волгограда было подготовлено градостроительное заключение о соответствии заявленного земельного участка для целей строительства от ДД.ММ.ГГГГ и передано на рассмотрение комиссии.

Из п. 2.3 Градостроительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что: «Имеются градостроительные заключения Шеперд Е.Е., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 под индивидуальное жилищное строительство» что подтверждается копией градостроительного заключения (л.д.21-22).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Волгограда Шеперд Е.Е., была уведомила что Администрацией г. Волгограда с учетом рекомендации комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка (л.д.23).

Исходя из положений ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лицосуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лицможет осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законам и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства определен ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ и Положением о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденным постановлением администрации Волгограда с 11.06.2004 года № 790.

Согласно п. 2.2.6 Положения о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 года № 790 с учетом заключений комитета по градостроительству и архитектуре, комитета земельных ресурсов и администрации района Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре выносит вопрос на рассмотрение комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда (далее - комиссия), осуществляющей свою работу на основании Постановления администрации Волгограда от 11.06.2004 года № 791 «О комиссии по градостроительству иземельным отношениям администрации Волгограда». По результатам рассмотрения комиссия принимает одно из следующих решений:

о возможности предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест: размещения объекта;

о возможности формирования земельного участка и его предоставлении путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона;

о мотивированном отказе Заявителю в предоставлении земельного участка.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.

Ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособи и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защит инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.

Положения ст. 17 указанного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющим детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ за N 901, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социально защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Анализируя содержание указанного законоположения, суд приход к обоснованному выводу, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительств предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов.

Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Отказывая в удовлетворении данных исковых требованиях суд исходил из того, что со стороны истца не представлено доказательств, что она и ее семья состоит на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Кроме того данный земельный участок Шеперд Е.Е. просила ей выделить для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем обязана доказать нуждаемость в улучшении жилищных условий.

При рассмотрении данного гражданского дела, судом достоверно установлено, что в материалах дела как такового отказа в предоставлении земельного участка истцу нет. Направленное истцу Шеперд Е.Е. письмо от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом Администрации г. Волгограда в предоставлении земельного участка, а является разъяснением действующего законодательства и порядка предоставления земельного участка.

Поскольку данный ответ не может быть признан судом отказом в предоставлении земельного участка, то оснований для признания действий Администрации г. Волгограда незаконными не имеется.

Суд, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, признавая их в совокупности достаточными для разрешения данного гражданского дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шеперд Е.Е.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Шеперд Елене Евгеньевне кАдминистрации г. Волгограда о признании действий незаконнымивыраженные в отказе в предоставлении Шеперд Елене Евгеньевне земельного участка <данные изъяты> для размещения индивидуального жилогодома иобязать Администрацию г. Волгограда предоставить земельный участок Шеперд Елене Евгеньевне- отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение 10 дней через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья                                В.Ф. Лазаренко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200