о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2 - 2274/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         Советский районный суд г. Волгограда в составе:

         председательствующего судьи Хромовой М.Ю.

         при секретаре Абрамович И.Е.

      13 августа 2010 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Ольги Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и обязании назначить досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ :

Истец Козлова О.А. обратилась в УПФР в Советском районе г. Волгограда о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при наличии необходимого 30-летнего стажа.

Решением от 24.12.2009 года № 868 ей было отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости. В данный стаж было включено 24 года 11 месяцев 14 дней.

Истец не согласна с указанным решением по следующим основаниям:

          Ответчик ограничил ее право на досрочное назначение трудовой пенсии, исключив периоды ее работы с 01.07.1995 года по 14.07.1995 года, с 06.10.1992 года по 23.03.1993 года, а период работы с 01.01.1997 года по 31.07.2001 года и с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года засчитан в календарном порядке вместо льготного. Данный отказ на законе не основан.

В период ее работы с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года допущена ошибка при составлении записи сотрудником отдела кадров в трудовой книжке и личном деле, где указано, что она занимает должность медицинской сестры-анестезиста палаты интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ «Клиническая больница» скорой медицинской помощи №7), тогда как фактически она занимала должность медицинской сестры-палатной палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ «Клинической больницы скорой помощи № 7». Соответственно засчитан стаж в календарном порядке вместо льготного порядка, который должен составлять 9 лет 8 месяцев, вместо 6 лет 5 месяцев, так как данная должность согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 входит в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Также период ее работы в должности медицинской сестры кардиологического отделения МУЗ Клинической больницы № 7 г. Волгограда с 15.07.1995 года по 31.07.2001 года был определен в календарном исчислении и составил 06 лет 00 месяцев 16 дней.

Однако, с 01.01.1997 года по 31.07.2001 года согласно списка должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала она работала медицинской сестрой палаты интенсивной терапии кардиологического отделения на одну ставку, и из-за грубой ошибки сотрудника отдела кадров в трудовую книжку истца и личное дело не внесена запись данной должности.

Указанная должность должна быть отражена в льготном порядке как 1 год 6 месяцев вместо календарного. Стаж работы в данной должности в календарном исчислении составляет - 4 года 7 месяцев, а в льготном порядке - 6 лет 10 месяцев 15 дней.

Пенсионным фондом не были включены в периоды ее работы с 01.07.1995 года по 14.07.1995 года нахождение в отпуске без сохранения заработной платы со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года.

Также исключен из подсчета специального стажа период с 06.10.1992 года по 23.03.1993 года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года 6 месяцев со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 и Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 25.09.1992 года № 3543-1.

До 01.01.2002 года действовал Закон «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340-1. Вместе с ним при назначении пенсии за выслугу лет
медицинским работникам за периоды работы до 01.11.1999 года применялись Списки учреждений и должностей, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а за периоды работы после 01.11.1999 года - Списки учреждений и должностей и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

Вопрос о включении в выслугу лет отпуска по уходу за ребенком был не урегулирован Правилами исчисления сроков выслуги от 22.09.1999 года № 1066, поэтому при определении права на пенсию органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствовались нормами трудового законодательства и включали в стаж по выслуге лет время нахождения в указанном отпуске за период до 06.10.1992 года.

На основании вышеизложенного при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения за периоды работы до 01.01.2002 года с учетом ранее действовавшего законодательства отпуск по уходу за ребенком, имевший место до 06.10.1992 года, включается в стаж, дающий право на вышеназванную пенсию.

А поэтому, порядок исчисления и включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1 года 6 месяцев не отменён и не ухудшены условия реализации прав на пенсионное обеспечение, приобретенные истцом до 01.01.2002 года по нормам ранее действовавшего указанного законодательства и ответчиком не зачтен в специальный стаж период ее нахождения с 06.10.1992 года по 23.03.1993 года в отпуске по уходу за ребенком до 1 года 6 месяцев, а именно не зачтены 05 месяцев 17 дней в специальный стаж.

Таким образом, в специальный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, составляет более 30 лет.

Истец просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда от 24.12.2009 года об отказе в назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

          Обязать Ответчика засчитать для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды работы: с 06.10.1992 года по 23.03.1993 года - 05 месяцев 17 дней; с 01.07.1995 года по 14.07.1995 года - 14 дней в календарном порядке.

Период работы с 01.01.1997 года по 31.07.2001 года в льготном порядке: 1 год как год 6 месяцев, то есть вместо 4 лет 7 месяцев - 6 лет 10 месяцев 15 дней, а всего 02 года 03 месяца 15дней.

Период работы с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года в льготном порядке: 1 год как год 6 месяцев, то есть вместо 6 лет 5 месяцев - 9 лет 8 месяцев, а всего 03 года 03 месяца. Всего засчитать в специальный стажа для назначения пенсии согласно указанных периодов работы - 06 лет 00 месяцев 16 дней. Назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 24.12.2009 года.

В судебном заседании истец Козлова О.А. и ее представитель по доверенности Королев С.С. настаивают на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика по доверенности Смирнова Н.В. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям: истец 30.11.2009г., а не 24.12.2009 года обратилась в УПФР в Советском районе г. Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 п.п.20 ст.27 ФЗ № 173-Ф3 от 17.12.2001г.

Решением Управления №868 от 24.12.2009г. заявителю засчитано в выслугу лет 24 года 11 месяцев 14 дней и в установлении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимого 30 летнего стажа.

В исковом заявлении истец оспаривает обоснованность календарного исчисления выслуги лет в периоды работы:

С 01.01.1997г. по 31.07.2001г. (04-07-00) в должности медицинской сестры кардиологического отделения МУЗ Клинической больницы №7 г. Волгограда;

С 01.08.2001г. по 31.12.2007г. (06-05-00) в должности медицинской сестры - анестезиста палаты интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ «Клинической больницы скорой медицинской помощи №7»;

А также просит включить в выслугу лет периоды:

С 06.10.1992г. по 23.03.1993г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком без содержания;

С 01.07.1995г. по 14.07.1995г. - нахождение в отпуске без содержания заработной платы.

Согласно п.п. 20 п.1 статьи 27 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии» Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г. утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» / в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449/.

Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П Конституционный суд Российской Федерации определил, что с учетом конституционно-правового смысла в системе норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место на 1 января 2002 года может осуществляться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года пенсионного законодательства.

Оценка права заявителя была проведена в строгом соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим ранее в строгой последовательности.

В соответствии с Постановлением № 2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. до 1 ноября 1999г. при определении права на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения используется Список профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464.

Также к периодам работы до 01.11.1999г. могут применяться п.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1066, где установлено, что в выслугу лет засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях, предусмотренных Списком, а также приведен исчерпывающий перечень структурных подразделений учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с Постановлением № 2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. с 01 ноября 1999 года пенсионное обеспечение, в частности, медицинских работников регулировалось постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а с 14.11.2002г. при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам применяются Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения предоставляется при наличии одновременно следующих условий: работы в определённых должностях в соответствующих структурных подразделениях учреждений здравоохранения.

В соответствии с Правилами периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев: применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень) к Правилам, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Так, согласно Приложениям к указанным выше Правилам в Перечнях структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, отсутствуют кардиологическое отделение, палаты интенсивной терапии.

Кроме того, согласно Перечню № 1066 (применяемому в период с 01.11.1999г по 13.11.2002г.) работа в отделениях хирургического профиля подлежит включению в выслугу лет в полуторном исчислении только при условии работы в должности медицинской сестры перевязочной либо операционной, в то время как истец работала в должности медицинской сестры.

Нормативные правовые акты, действующие в системе здравоохранения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение при решении вопроса об отнесении структурных подразделений к хирургическим номенклатуры и Списки применяются буквально. Таким образом, оспариваемые истцом периоды работы:

С 01.01.1997г. по 31.07.2001г. (04-07-00) в должности медицинской сестры кардиологического отделения МУЗ Клинической больницы №7 г. Волгограда

С 01.08.2001г. по 31.12.2007г. (06-05-00) в должности медицинской сестры - анестезиста палаты интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ «Клинической больницы скорой медицинской помощи №7»;

льготному порядку исчисления, согласно действующему законодательству, не подлежат.

2) По вопросу включения в выслугу лет периода нахождения в отпуске без содержания с 01.07.1995г. по 14.07.1995г. представитель ответчика отметила следующее:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (ред. от 17.10.2009) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица), периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 12.05.2006 N 46-В06-8: «.. Судебная коллегия не усматривает нарушений в выводе суда об отказе во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Л. в отпуске без сохранения заработной платы с 23 декабря 1974 года по 31 декабря 1974 года, поскольку как в нормативных правовых актах Союза ССР, действовавших на момент предоставления заявительнице такого отпуска, так и в новом пенсионном законодательстве период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не подлежит включению в специальный стаж.»

3) В исковом заявлении истица требует включение в стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 23.03.1993г.

           До 1989 года действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР», в соответствии с которым в статью 165 и статью 167 в КЗОТ РФ были внесены изменения.

Согласно ст. 165 КЗоТ РСФСР, кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию.

Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста одного года.

В силу ст. 167 КЗоТ РСФСР, кроме отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Этот отпуск может быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет.

Дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Данные нормы, предоставления женщинам отпуска по уходу за детьми на основании заявления, были закреплены и в основах законодательства СССР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", в Основы законодательства Союза ССР, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года были внесены изменения в статью 71 согласно которой женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае ненормальных родов или рождения двух и более детей - семьдесят) календарных дней после родов и, по их желанию, при наличии общего трудового стажа не менее одного года частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года с выплатой за эти периоды пособий по госсоцстрахованию.

Кроме указанных отпусков женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет».

2. После 1989 года, руководствуясь статьей 71 Закона СССР от 15.07.1970 "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" (в редакции Закона СССР от 5 марта 1991 года №2000-1), женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, и по их желанию частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Кроме указанных отпусков женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, законодатель, меняя женщинам срок продолжительности предоставленных отпусков, неизменным оставляет заявительный характер предоставления данных отпусков.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста полутора лет, а продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.

В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11 (утв. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 29 ноября 1989 г. № 375/24-11).

Положениями пункта 4 настоящего разъяснения предусматривается предоставление отпуска, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по заявлению женщины полностью или по частям в пределах установленного срока, которые оформляются приказом (распоряжением) администрации (работодателя) предприятия, учреждения.

Особо обращаем Ваше внимание, что предоставление отпусков до достижения ребенком возраста полутора лет и/или дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществлялось только на основании приказа (распоряжения).

Именно издание приказа (распоряжения) является моментом возникновения правоотношений женщины и работодателя по предоставлению отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и/или предоставлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, истице на основании ее заявления и приказа (распоряжения) администрацией учреждения предоставлялся отпуск по уходу за ребенком уже в рамках действия Закона № 3543-1, то есть после 06.10.1992г., когда никакие отпуска по уходу за детьми (ни частично оплачиваемые, ни дополнительные отпуска без сохранения заработной платы) не включаются в стаж, дающий право на льготную пенсию.

Данная позиция подтверждена п. 15 Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005г. N 25 «при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».

4) не подлежат удовлетворению требования истица о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости с 24.12.2009г., по следующим основаниям:

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

В соответствии с п.2 ст. 19 днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Истец обратилась в Управление с заявлением на назначением досрочной трудовой пенсии 30.11.2009г., т.о. органами осуществляющими пенсионное обеспечение не проводилась правовая оценка в период работы истца с 30.11.2009г. по 24.12.2009г., в оспариваемом истцом решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии данный период не указан, в связи с чем требования в данной части нарушают нормы материального и процессуального права.

Представитель 3 го лица - МУЗ « Клиническая больница скорой медицинской помощи № 7» по доверенности Максимов А.А. в судебном заседании при принятии решения полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела приходит к вывод о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям:

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет и женщины, достигшие 55 лет.

В силу подпункта 11 пункта 1 ст. 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не мене 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 3 ст. 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждается Правительством РФ.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона « о трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

В судебном заседании установлено, что истец Козлова О.А. обратилась в УПФР в Советском районе г. Волгограда о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при наличии необходимого 30-летнего стажа.

Решением от 24.12.2009 года № 868 ей было отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия 30 лет специального стажа, требуемого для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости. В данный стаж было включено 24 года 11 месяцев 14 дней. Были исключены периоды ее работы с 01.07.1995 года по 14.07.1995 года, с 06.10.1992 года по 23.03.1993 года, а период работы с 01.01.1997 года по 31.07.2001 года и с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года засчитан в календарном порядке вместо льготного.

Суд, удовлетворяя исковые требования истца в части, исходит из следующего:

           как следует из трудовой книжки истца Козловой О.А. / л.д. 10-12/ в нее внесена запись

           о том, что в период с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года она являлась сестрой-

           анестезистом палаты интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ «

           Клиническая больница скорой медицинской помощи № 7», в связи с чем ответчиком

           данный период работы был исключен из специального стажа в льготном исчислении,

           поскольку перечнем структурных подразделений предусмотрено наименование - палата

           реанимации и интенсивной терапии.

          Суд не может согласиться с данными доводами, поскольку данная должность согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 входит в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

                        Соответственно стаж является льготным и должен составлять 9 лет 8 месяцев,

            вместо 6 лет 5 месяцев.

С 01.01.1997 года по 31.07.2001 года согласно списка должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала Козлова О.А. работала медицинской сестрой палаты интенсивной терапии кардиологического отделения на одну ставку, но в трудовую книжку истца и личное дело не внесена запись данной должности.

Указанная должность должна быть отражена в льготном порядке как 1 год 6 месяцев вместо календарного. Стаж работы в данной должности в календарном исчислении составляет - 4 года 7 месяцев, а в льготном порядке - 6 лет 10 месяцев 15 дней.

Данные доводы истца подтверждаются показаниями свидетелей ФИО10 и ФИО11

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что она с 1980 года по настоящее время работает в должности старшей медицинской сестры кардиологического отделения Городской клинической больницы № 7 и вместе с нею работает Козлова О.А. в должности медицинской сестры-палатной палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения МУЗ «Клинической больницы скорой помощи». Козлова О.А. всегда выполняла одну и ту же работу. В период с 1997 года по 2000 год она была ответственна за составление приказов по ММУ Городская клиническая больница № 7, согласно которых ежемесячно за палатой интенсивной терапии кардиологического отделения закреплялись медсестры, в том числе и Козлова О.А. для исполнения обязанностей медсестры сестры палатной Палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения больницы. Почему не были внесены соответствующие записи в трудовые книжки, пояснить не может, однако приказы по больнице издавались таким образом, чтобы каждая из медсестер, в том числе и Козлова О.А. имели в месяц 1 ставку. Соответственно заработная плата выплачивалась за полные дни работы медсестер.

Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что она с января 1997 года была принята на должность медсестры терапевтического отделения Городской клинической больницы № 7, в феврале 1999 года была переведена на должность медсестры сестры палатной Палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения больницы. Истец Козлова О.А. работала вместе с нею в период с 1997 года по 2001 год и с 2001 года по 2007 год и ее функциональные обязанности на протяжении всей работы были одними и теми же.

В подтверждение пояснений свидетелей, к материалам дела приобщены копии их трудовых книжек с соответствующими записями.

Кроме того, справками отдела кадров МУЗ КБСМП № 7 подтверждено, что в функциональные обязанности медицинской сестры палатной Палаты реанимации и Интенсивной Терапии кардиологического отделения Козловой О.А. входит: оказание срочной медицинской помощи больным с инфарктом миокрада, кардиогенным шоком, отеком легких, нестабильной стенокардии, нарушениями ритма, угрожающими здоровью жизни пациента. Проведение медикамент озной и электрической кардиоверсии / внутривенное введение наркоза/, снятие ЭКГ, круглосуточное наблюдение и ведение тяжелых пациентов, контроль основных параметров жизнедеятельности, проведение реанимационных мероприятий при остановке сердца / закрытый массаж сердца, дефибриляция, внутрисердечное введение адреналина/, помощь врачу при постановке подключичного катетера. Медицинская сестра ПРИТ имеет допуск к работе с наркотическими средствами.

Аналогичные должностные обязанности у Козловой О.А. были и при исполнении ею обязанностей медицинской сестры Палаты Интенсивной терапии кардиологического отделения.

Согласно должностной инструкции медицинской сестры - палатной Палаты реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения, она исполняет следующие обязанности:

1. осуществляет уход и наблюдение за больными; своевременно и точно выполняет назначение лечащего врача, организует своевременно обследовании больных в диагностических кабинетах, наблюдает за состоянием больного, физиологическими отправлениями, сном, немедленно сообщает об ухудшении состояния больного, изолирует больных в агональном состоянии, присутствует при смерти, вызывает врача для констатации смерти, подготавливает трупы умерших для передачи их в морг, осуществляет счет дыхания, пульса, измеряет артериальное давление, измеряет суточное количество мочи, записывает эти данные в карту наблюдения, имеет допуск к работе с наркотическими средствами, проводит медикаментозные мероприятия при остановке сердца, снимает ЭКГ, ставит центральные и периферические катетеры, проводит дефибриляцию.

В соответствии с Постановлением № 2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года до 01.11.1999 года при определении права на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения используется Список профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464.

В соответствии с п.2 пп.2 Постановления № 464 исчисление сроков выслуги лет как один год работы за один год и 6 месяцев производится по следующим правилам:

врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии -реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам -патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционнойпатологииреспубликанских,     областныхи городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.

В соответствии с Постановлением № 2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года с 01.11.1999 года пенсионное обеспечение, в частности, медицинских работников регулировалось постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а с 14.11.2002 года при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам применяются Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Согласно Приложению к Правилам исчисления сроков выслуги лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения № 1066 от 22.09.1999 года в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, работа в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5,7-11,14,15,16,20,21,28-31 Списка предоставляет право на льготное исчисление стажа только при условии работы в соответствующих должностях, а именно: врачи-анестезиологи - реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты.

Особый порядок приобретения права на льготное исчисление выслуги лет для данной категории работников установлен законодателем в Правилах от 29.10.2002 года № 781.

Так, согласно Приложению к Правилам в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев, работа в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8,12,15,16,20,21,27-30 Списка дает право на льготное исчисление стажа только при условии работы в должностях врача-анестезиолога-реаниматолога (врача анестезиолога-реаниматора), в том числе заведующего, медицинской сестры-анестезиста, медицинской палатной, в том числе старшей (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449).

Право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения предоставляется при наличии одновременно следующих условий: работы в определённых должностях в соответствующих структурных подразделениях учреждений здравоохранения.

Так, пунктом 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в разделе «Наименование структурных подразделений», предусмотрено - Отделение (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 списка, при этом в разделе «Наименование должностей» предусмотрена медицинской сестры-анестезиста, медицинской палатной, в том числе старшей.

Как следует из штатного расписания Клинической больницы № 7 в периоды с 2000 года по 2008 год предусмотрены должности медицинской сестры-анестезиста, медсестры палатной, медсестры палатной ПИТ, медсестры палатной палаты реанимации и интенсивной терапии.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2009 года № 570н было установлено тождество наименования структурного подразделения "отделение реанимации с палатами интенсивной терапии" наименованию структурного подразделения "отделение реанимации и интенсивной терапии", предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.06.2006 года № 464 было установлено тождество наименований структурных подразделений "послеоперационной терапии и реанимации", "анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации", "гипотермии, анестезиологии, послеоперационной терапии и реанимации", "искусственного кровообращения", анестезиологии и реанимации искусственного кровообращения", "анестезиологии и реаниматологии" и "анестезиологии-реаниматологии" наименованию структурного подразделения "анестезиологии-реанимации", предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным исковые требования Козловой О.А. удовлетворить и решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным в части невключения периодов работы : с 01.01.1997 года по 31.07.2001 года в льготном порядке - 6 лет 10 месяцев 15 дней / вместо 4 лет 7 месяцев/ и период работы с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года в льготном порядке - 9 лет 8 месяцев/ вместо 6 лет 5 месяцев/.

Истец обратилась в Управление с заявлением на назначением досрочной трудовой пенсии 30.11.2009г., т.о. органами осуществляющими пенсионное обеспечение не проводилась правовая оценка в период работы истца с 30.11.2009г. по 24.12.2009г., в оспариваемом истцом решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии данный период не указан.

Вместе с тем, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момент возникновения такого права, то есть с 30.11.2009 года. То обстоятельство, что истцом в Управление ПФ на момент принятия решения об отказе в назначении трудовой пенсии не были представлены документы, подтверждающие стаж работы и по данному вопросу решения об отказе не принималось, не является основанием к отказу в удовлетворении требований, так как в данном случае истец восстанавливается в своих правах и нарушений прав ответчика в данном случае суд не усматривает.

В удовлетворении исковых требований Козловой О.А. о включении периода с 06.10.1992 года по 23.09.1994 года / 1 год 11 месяцев 18 дней/ - нахождение в отпуске без содержания по уходу за ребенком до трех лет должно быть отказано на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

В соответствии с п. 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 6 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет засчитывается до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 « О внесении изменений в Кодекс закона о труде РФ».

С 01.07.1995 года по 14.07.1995 года / 14 дней/ - нахождение в отпуске без сохранения заработной платы так же не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 периоды нахождения работников в отпусках без сохранения заработной платы, вынужденных отпусках по инициативе администрации, учебных отпусках, военных сборах и т.п. исключаются из стажа работы, дающей право на пенсию по выслуге.

Предоставление отпусков до достижения ребенком возраста полутора лет и/или дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществлялось только на основании приказа (распоряжения).

Именно издание приказа (распоряжения) является моментом возникновения правоотношений женщины и работодателя по предоставлению отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и/или предоставлению дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, истице на основании ее заявления и приказа (распоряжения) администрацией учреждения предоставлялся отпуск по уходу за ребенком уже в рамках действия Закона № 3543-1, то есть после 06.10.1992г., когда никакие отпуска по уходу за детьми (ни частично оплачиваемые, ни дополнительные отпуска без сохранения заработной платы) не включаются в стаж, дающий право на льготную пенсию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ :

             Исковые требования Козловой Ольги Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и обязать назначить досрочную пенсию удовлетворить частично.

            Признать отказ ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда № 868 от 24.12.2009 года, которым Козловой Ольге Алексеевне в льготном порядке не были засчитаны периоды работы с 01.01.1997 года по 31.07.2001 года и с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года - незаконным.              

           Обязать ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда назначить Козловой Ольге Алексеевне досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение, то есть с 30.11.2009 года.

           В удовлетворении остальной части исковых требований Козловой Ольге Алексеевне отказать.

           Решение может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок после получения полного / мотивированного/ текста решения в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Советский райсуд г. Волгограда.

Полный / мотивированный / текст решения изготовлен 16 августа 2010 года.

Председательствующий судья -                                                                 М.Ю. Хромова

     Дело № 2 - 2274/2010

РЕХОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         Советский районный суд г. Волгограда в составе:

         председательствующего судьи Хромовой М.Ю.

         при секретаре Абрамович И.Е.

      13 августа 2010 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Ольги Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и обязании назначить досрочную пенсию,

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ :

             Исковые требования Козловой Ольги Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и обязать назначить досрочную пенсию удовлетворить частично.

            Признать отказ ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда № 868 от 24.12.2009 года, которым Козловой Ольге Алексеевне в льготном порядке не были засчитаны периоды работы с 01.01.1997 года по 31.07.2001 года и с 01.08.2001 года по 31.12.2007 года - незаконным.              

           Обязать ГУ УПФ РФ по Советскому району г. Волгограда назначить Козловой Ольге Алексеевне досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение, то есть с 30.11.2009 года.

           В удовлетворении остальной части исковых требований Козловой Ольге Алексеевне отказать.

           Решение может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок после получения полного / мотивированного/ текста решения в Волгоградский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Советский райсуд г. Волгограда.

Председательствующий судья -                                                                 М.Ю. Хромова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200