Дело № 2-3067/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Советский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Хромовой М.Ю., при секретаре Абрамович И.Е., 20 декабря 2011 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долговой Натальи Альбертовны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и обязании назначить пенсию с момента возникновения такого права, УСТАНОВИЛ: 05.05.2011 года Долгова Н.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району, за значением пенсии за выслугу лет. Решением от 03.10.2011 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости и были засчитаны в её трудовой стаж в календарном исчислении периоды ей работы: с 12.10.1981г. по 27.10.1981г. в должности врача-интерна хирургии в ВОКБ № 1, с 01.11.1986г. по 17.09.1990г. в должности врача детского анестезиолого-реанимационного отделения Волгоградской клинической больницы № 7; не были засчитаны в специальный трудовой стаж периоды: её работы с 19.10.1982г. по 01.10.2986г. в должности старшего лаборанта Волгоградского медицинского института и нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.2006г. по 30.09.2006г. Долгова Н.А. просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району г.Волгограда не законным и засчитать периоды её работы с 12.10.1981 года по 27.10.1981 года в должности врача-интерна хирургии в ВОКБ №1, с 01.11.1986 года по 17.09.1990 года в должности врача детского анестезиолого-реанимационного отделения Волгоградской клинической больницы №7 в специальный трудовой стаж, в льготном исчислении как один год и шесть месяцев. Засчитать в её специальный трудовой стаж период работы с 19.10.1982 года по 01.10.1986 года в должности старшего лаборанта Волгоградского медицинского института, календарно. Засчитать период нахождение на курсах повышения квалификации с 04.09.2006 года по 30.09.2006 года в специальный трудовой стаж, календарно. Признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости за выслугу лет, с момента обращения, то есть с 05.05.2011 года. В судебном заседании истец Плеханова Н.М. и её представитель по доверенности Басова В.А. настаивают на удовлетворении заявленных исковых требований. Представитель ответчика - УПФР в Советском районе г. Волгограда по доверенности Варченко А.В. просит в иске отказать, пояснив, что Долгова Н.А. обратилась 04.07.2011г., а не с 05.05.2011г. как указано в иске, в УПФР в Советском районе г. Волгограда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 п.п.20 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. Решением Управления №759 от 03.10.2011г. заявителю засчитано в выслугу лет 28 лет 01 месяц 17 дней. Таким образом, в установлении досрочной трудовой пенсии по старости заявителю было отказано в связи с отсутствием необходимого 30 летнего стажа. Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости является деятельность медицинских работников в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях. Должность врача-интерна в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, поскольку выделена как самостоятельная должность и по общему правилу права на досрочное пенсионное обеспечение не дает. Вместе с тем, согласно постановлению Минтруда России от 27.08.1997 № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения», врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия. Работает в соответствии с типовым планом подготовки врачей-интернов, разработанным руководителем врачей-интернов - заведующим отделением, при участии главного специалиста и преподавателя ВУЗа, ответственного за подготовку врачей-интернов по определенной специальности. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами. Данное обстоятельство не позволяет квалифицировать врача-интерна в полной мере, как врача-специалиста, работающего по врачебной специальности на самостоятельной основе. В правоприменительной практике имеют место случаи, когда работа в должности врача-интерна протекала в структурных подразделениях, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ (врач-интерн по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии-реанимации, врач-интерн патологоанатомического отделения). Пунктом 5 Правил исчислении периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. установлено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно Перечню (приложение к названным Правилам) год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Указанная льгота предоставляется за особую сложность выполняемой работы, физическую нагрузку, за длительное неблагоприятное эмоциональное, психологическое воздействие на лиц, работавших в отдельных должностях и структурных подразделениях стационаров. Пунктами 2 и 3 раздела «Наименование должностей» Перечня, предусмотрены непосредственно врачи - анестезиологи - реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) отделений анестезиологии -реанимации и врачи-патологоанатомы патологоанатомических отделений больниц, то есть не врачи-интерны по соответствующей специальности. По сообщению Минздравсоцразвития России врачам-интернам согласно учебному плану устанавливается не более 50 процентов нагрузки, предусмотренной для врачей-специалистов по определенной специальности. Использование врачей-интернов для замещения уходящих в отпуск штатных врачей допускается в исключительных случаях с разрешения Министерства или соответствующего ведомства. Врачи-интерны по существу не выполняют функциональных обязанностей в полном объеме по должности врача-специалиста, а осуществляют лишь вспомогательные функции, ими осваиваются отдельные манипуляции. Определением Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. № 906-О-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на не конституционность правового регулирования, не позволяющего засчитывать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды осуществления ими этой деятельности в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения. Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в РФ" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 года N 84-0, от 29 января 2009 года N 67-0-0). Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Возложение законодателем на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. Учреждение ГОУ ВПО «ВолгГМУ» в списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебно-профилактической деятельностью не значатся. В соответствии с Постановлением №2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. до 1 ноября 1999г. при определении права на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения используется Список профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464. В соответствии с п.2 пп.2 Постановления №464 исчисление сроков выслуги лет производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам -реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам -судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999, регистрационный N 1943). В приведенном списке наименования просто «врач» не значится. Кроме того, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования законодательства для Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства Пенсионному фонду Российской Федерации не предоставлено. Решения территориальных органов ПФР о не включении периода работы в стаж на соответствующих видах работ, когда имело место несоответствие наименований профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) тем наименованиям профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), которые предусмотрены соответствующими списками, правомерны. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. При этом с целью установления тождества работодатель вправе обратиться в зависимости от ведомственной подчиненности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенный соответствующими полномочиями, который готовит документы для представления в соответствующее вышестоящее федеральное министерство (ведомство), выступающее субъектом инициативы по установлению тождества. Указанное министерство направляет документы с ходатайством в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации принимает соответствующее постановление, подлежащее регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, либо извещает работодателя, обратившегося для установления тождественности соответствующих профессий (должностей), об отказе в ее установлении. Таким образом, законодательством Российской Федерации определен порядок установления тождества. Суды, руководствуясь пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при рассмотрении спора между гражданином и территориальным органом ПФР о включении в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в указанный стаж работы, учитывают, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Таким образом, судебные органы, по сути, устанавливают факт, имеющий юридическое значение, от которого зависит возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Суд, выслушав истца, её представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям: согласно п.п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ) - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 данной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449). По смыслу действующего законодательства, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона) периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Постановлением от 29.01.2004 года № 2-П Конституционный суд Российской Федерации определил, что с учетом конституционно-правового смысла в системе норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место на 01.01.2002 года, может осуществляться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года пенсионного законодательства. При этом, при отнесении того или иного учреждения к лечебно-профилактическому, необходимо руководствоваться: номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 20.02.1995 года № 35; номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395. С 01.11.1999 года применяется постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а с 14.11.2002 года при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам применяются Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Указанные Правила действуют на территории РФ, применяются всеми заинтересованными сторонами - как ПФР, так и в системе здравоохранения РФ; расширительному толкованию органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, не подлежат. В связи с чем, при решении вопроса об отнесении медицинских учреждений к лечебно-профилактическим, структурных подразделений к хирургическим, указанные номенклатуры и Списки применяются буквально. Следовательно, право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии одновременно следующих условий: работы в определённых должностях, в соответствующих структурных подразделениях и в определённых учреждениях. В судебном заседании установлено, что 03.10.2011г. решением УПФР в Советском районе г. Волгограда Долговой Н.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (л.д. 5-7) и были засчитаны в её трудовой стаж в календарном исчислении периоды ей работы: с 12.10.1981г. по 27.10.1981г. в должности врача-интерна хирургии в ВОКБ № 1, с 01.11.1986г. по 17.09.1990г. в должности врача детского анестезиолого-реанимационного отделения Волгоградской клинической больницы № 7; не были засчитаны в специальный трудовой стаж периоды: её работы с 19.10.1982г. по 01.10.2986г. в должности старшего лаборанта Волгоградского медицинского института и нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.2006г. по 30.09.2006г. Вместе с тем, в соответствии с Постановлением №2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. до 1 ноября 1999г. при определении права на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения используется Список профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464. Порядок подсчета специального стажа медицинских работников в льготном исчислении за периоды работы до 01 ноября 1999 г. определяется в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, согласно которому врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год засчитывается за один год и шесть месяцев (абзац 3 пункта 2 указанного постановления). Перечень таких отделений утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377. В соответствии с п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных факультетов медицинских институтов, утвержденного приказом министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 г. № 44 на врачей-интернов распространяются правила внутреннего распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, где проходит интернатуру врач-интерн. При таких обстоятельствах требования истца о включении её в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периодов её работы с 12.10.1981г. по 27.10.1981г. в должности врача-интерна хирургии в ВОКБ № 1, с 01.11.1986г. по 17.09.1990г. в должности врача детского анестезиолого-реанимационного отделения Волгоградской клинической больницы № 7 подлежат удовлетворению. Удовлетворяя требования истца о включении в её специальный трудовой стаж периода с 19.10.1982г. по 01.10.1986г. в должности старшего лаборанта кафедры анестезиологии и реаниматологии Волгоградского медицинского института, суд исходил из следующего: Согласно п. 3 ст. 28 указанного Закона Правительству РФ предоставлено право утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, а также Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии. В соответствии с ч.4 «Правил исчисления периодов работы» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основаниям для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона, необходимо учитывать, что вопрос о виде, типе учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности тем работам должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Долгова Н.А. осуществляла одни и те же функциональные обязанности, работала по той же профессии в учреждении с тем же направлением деятельности, с теми же целями и задачами, то есть выполняла. В данном случае, такое основание для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости, означало было нарушения требования равноправия применительно к правам, гарантированным ст. 39 Конституции РФ. Статья 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вышеназванных Списков позволяет прийти к выводу о том, что для досрочного назначения пенсии имеет значение не формально точное наименование должности и учреждения, а суть осуществляемой деятельности. Кроме того, суд считает подлежащими удовлетворению требования Долговой Н.А. о включении ей в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.2006г. по 30.09.2006г. по следующим основаниям: исходя из требований ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости (пенсии за выслугу лет), о зачете или незачете в специальный стаж времени курсов повышения квалификации ничего не сказано. Однозначная позиция высказана в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 июня 2006г. и 14 июня 2006г.: «период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение». Спорный период Долговой Н.А. оплачивался, производились выплаты страховых взносов, налоговые отчисления во все фонды, в том числе и в Пенсионный фонд. Таким образом, суд приходит к выводу, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации должен быть включен в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Совокупность представленных суду доказательств дает основания суду считать, что исковые требования Долговой Н.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исходя из требований пенсионного законодательства в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. Как установлено судом, Долгова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии и представила все необходимые документы 05.05.2011г., в связи с чем, её требования о назначении ей пенсии с этого времени суд находит обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Долговой Натальи Альбертовны удовлетворить. Решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда от 03 октября 2011 года № 1022 об отказе в назначении Долговой Наталье Альбертовне досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда включить в специальный трудовой стаж Долговой Натальи Альбертовны в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с 12.10.1981 года по 27.10.1981 года - работа в должности врача-интерна хирургии ВОКБ № 1 и период с 01.11.1986 года по 17.09.1990 года - в должности врача детского анестезиолого-реанимационного отделения Волгоградской клинической больницы № 7, а также включить период с 19.10.1982г. по 01.10.1986г. - в должности старшего лаборанта Волгоградского медицинского института - календарно и период нахождения на курсах повышения квалификации с 04.09.2006г. по 30.09.2006г. - календарно. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г.Волгограда назначить Долговой Наталье Альбертовне досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионное учреждение, то есть с 05 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано сторонами в 10 дневный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в кассационную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи кассационных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда. Председательствующий судья М.Ю. Хромова