Дело № 2-274/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Советский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Хромовой М.Ю., при секретаре Абрамович И.Е., 31 января 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окуловой Оксаны Вадимовны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Волгограда о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, УСТАНОВИЛ: Окулова О.В. в настоящее время работает в должности лаборанта ГУЗ «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы». Согласно её заявлению, она была принята на работу в Волгоградское областное патологоанатомическое отделение на должность лаборанта - гистолога. 16.01.2002 года, согласно изменениям в штатном расписании, должность лаборанта-гистолога переименована на должность фельдшера - лаборанта. С изменением наименования должностные обязанности остались прежними: как лаборант - гистолог и как фельдшер-лаборант истец производила исследования операционно - биопсийного материала (от живых лиц) и аутопсийного материала (от тел умерших), работала с вредными и опасными химическими реактивами. Независимо от наименования занимаемой должности Окулова О.В. выполняла работу лаборанта. В трудовой книжке имеется запись о присвоении ей квалификационной категории лаборанта-гистолога. В представленных копиях свидетельств о специализации усовершенствовании звучит название самого курса «Лабораторная диагностика, гистологические методы исследования в патологоанатомических отделениях и прозекторских», в сертификате специалиста присвоена специальность «Гистология». Записи в трудовую книжку были внесены на основании вышеперечисленных документов. Таким образом, лаборант и фельдшер-лаборант и лаборант-гистолог, осуществляющий гистологические исследования операционного и аутопсийного материала, являются разными наименованиями одной и той же должности. Согласно списка должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 занимаемая мною ранее должность лаборанта - гистолога не попадает в перечень, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с вредными и опасными условиями труда. УПФР в Советском районе г. Волгограда отказало истцу в назначении пенсии со ссылкой на указанное постановление. Истец считает данный отказ незаконным. При учете трудового стажа при назначении пенсии должны учитываться не только наименования должности, но и выполняемая работа в конкретных условиях. Право истца на пенсию на льготных условиях Пенсионным фондом нарушено, так как ей отказано во включении в стаж работы во вредных условиях труда, период на должности, которая называлась лаборант-гистолог, а не фельдшер -лаборант. Окулова О.В. просила суд обязать УПФР в Советском районе г. Волгограда включить ей в стаж для назначения периоды работы в льготном исчислении 1 год работы считать 1 год 6 месяцев с 01.11.1999г. по 15.01.2002 г.(02-02-15) в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро; обязать УПФР в Советском районе г.Волгограда назначить ей пенсию с учетом работы в льготном исчислении 1 год работы считать 1 год 6 месяцев с 01.11.1999г. по 15.01.2002 г.(02-02-15) в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро. В судебном заседании истец Окулова О.В. уточнила свои требования, отказавшись от иска к ответчику в части обязать УПФР в Советском районе г.Волгограда назначить ей пенсию с учетом работы в льготном исчислении 1 год работы считать 1 год 6 месяцев с 01.11.1999г. по 15.01.2002 г.(02-02-15) в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро. Просит суд признать незаконным решение УПФР в Советском районе г. Волгограда № 1000 от 08.12.2011г. в части не включения ей в стаж в льготном исчислении периода её работы с 01.11.1999г. по 15.01.2002г. (02-02-15) в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро и обязать УПФР в Советском районе г. Волгограда включить ей в стаж для назначения периоды работы в льготном исчислении 1 год работы считать 1 год 6 месяцев с 01.11.1999г. по 15.01.2002 г.(02-02-15) в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро. Представитель ответчика - УПФР в Советском районе г. Волгограда по доверенности Варченко А.В. в судебном заседании исковые требования Окуловой О.В. не признала, просит отказать в их удовлетворении, суду пояснила, что Управлением не засчитан в выслугу лет заявителя ни в календарном порядке, ни в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) следующий период работы: с 01.11.1999 г. по 15.01.2002 г. (02-02-15) - в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро. Вышеуказанный период не подлежит зачету в льготном исчислении, поскольку по представленным заявительницей документам (трудовая книжка, справка работодателя, уточняющая льготный характер работы № 10 от 28.02.2007г. выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица) не подтверждается работа в структурном подразделении (отделении), работа в котором в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, а также календарно. Наименования должности лаборанта гистолога не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденный Приказом Минздрава России № 377 от 15.10.1999г. Кроме того, в указанный период имел место отпуск без сохранения заработной платы с 14.08.2000г. по 25.08.2000г., с 27.08.2001г. по 31.08.2001г. (00-00-18). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, осуществляет управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации. В обязанности Пенсионного фонда входит осуществление контроля за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. В связи с изложенным 13.12.2010г. Управлением ПФР в Дзержинском районе г. Волгограда была проведена проверка факта льготной работы истицы в спорный период (акт №143). В результате проверки установлено, что наименование должности, в которой протекала трудовая деятельность истицы лаборант-гистолог изменена приказом №3 от 16.01.2002г. на должность фельдшер-лаборант, предусмотренную Перечнем №781 и №1066, поэтому спорные периоды работы не могут быть засчитаны в стаж работы, как работа которая в течении года засчитывается как год и шесть месяцев, а также календарно. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.13 ФЗ №173-Ф3 от 17.12.2001г. при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 Периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии со ст. 11 №27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. В соответствии с пп.5 п.2 ст. 11 страхователь указывает периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, в п.п.8 п.2 - другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Сведения подтверждаются первичными документами. Постановлением Правления Пенсионного фонда от 31.07.2006г. №192п «О формах документов индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» в качестве оснований и условий выслуги лет для досрочного назначения трудовой пенсии разработаны параметры ЗП81ГД и 28-ГД для календарного исчисления выслуги лет. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца в спорные периоды страхователь - работодатель ГУЗ ВОПАБ ( реп №044-041-000834) в основании выслуги лет застрахованного лица не указывает код особых условий, т.е. подтверждает сведения об общем стаже ЗЛ. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования законодательства для Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства Пенсионному фонду Российской Федерации не предоставлено. Решения территориальных органов ПФР о не включении периода работы в стаж на соответствующих видах работ, когда имело место несоответствие наименований профессий, должностей и организаций (структурных подразделений) тем наименованиям профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), которые предусмотрены соответствующими списками, правомерны. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований Окуловой О.В. по следующим основаниям: Согласно п.п. 20 п.1 статьи 27 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии» Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального на от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При определении права на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с п.1 ст.27 применяется в совокупности с п.3 ст.27 № 173-ФЗ от 17.12.2001г. При этом п.3 ст.27 предусмотрено, что Правительству РФ предоставлено право утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, а также Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии. Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г. утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449). Постановлением от 29.01.2004г. №2-П Конституционный суд Российской Федерации определил, что с учетом конституционно-правового смысла в системе норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место на 1 января 2002 года может осуществляться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года пенсионного законодательства. В соответствии с Постановлением №2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. до 01 ноября 1999г. при определении права на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения используется Список профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464. В соответствии с Постановлением №2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. с 01 ноября 1999 года пенсионное обеспечение, в частности, медицинских работников регулировалось постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а с 14.11.2002г. при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам применяются Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. В судебном заседании установлено, что Окулова О.В. в настоящее время работает в должности лаборанта ГУЗ «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 50-52). 08.12.2011г. решением Управления Пенсионного фонда РФ / ГУ/ в Советском районе г. Волгограда № 1000 Окуловой О.В. не был включен ни в календарном порядке, ни в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) следующий период работы: с 01.11.1999 г. по 15.01.2002 г. (02-02-15) - в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро. Суд находит данный отказ не обоснованным по следующим основаниям: В соответствии с Постановлением № 2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года до 01.11.1999 года при определении права на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения используется Список профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464. В соответствии с п.2 п.п.2 Постановления № 464 исчисление сроков выслуги лет как один год работы за один год и 6 месяцев производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала. В соответствии с Постановлением № 2-П Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. с 01 ноября 1999 года пенсионное обеспечение, в частности, медицинских работников регулировалось постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а с 14.11.2002г. при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам применяются Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Согласно Приложению к Правилам исчисления сроков выслуги лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения № 1066 от 22.09.1999г. в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право 1 год работы считать за 1год и 6 месяцев, работа в патологоанатомических отделения государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5, 15, 20 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях; отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института), а именно: в должностях врачи - патологоанатомы, в том числе врачи - заведующие и средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала. Согласно Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002г. № 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка. Как видно из трудовой книжки, Окулова О.В. 04.08.1995г. принята на должность лаборанта гистолога в Волгоградское ПАО (ОКБ), 16.01.2002г. данная должность переименована на должность фельдшера-лаборанта Волгоградского патологоанатомического отделения согласно Номенклатуре должностей. В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы.. ., утвержденных Постановлением правительства № 781 от 29 октября 2002г. в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» п. 1 ст. 27 и п.п. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона, необходимо учитывать, что вопрос о виде, типе учреждения, тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности тем работам должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Как установлено в судебном заседании с изменением наименования должности Окуловой М.В. её должностные обязанности остались прежними: как лаборант - гистолог и как фельдшер-лаборант она производила исследования операционно - биопсийного материала (от живых лиц) и аутопсийного материала (от тел умерших), что подтверждается должностной инструкцией лаборанта, производящего гистологические методы исследования и должностной инструкцией фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения (л.д. 5-8); работала с вредными и опасными химическими реактивами. Таким образом, независимо от наименования занимаемой должности истец выполняла работу лаборанта. Кроме того, в трудовой книжке Окуловой О.В. имеется запись о присвоении ей квалификационной категории лаборанта-гистолога. В представленных суду копиях свидетельств о специализации усовершенствовании указано название самого курса «Лабораторная диагностика, гистологические методы исследования в патологоанатомических отделениях и прозекторских», в сертификате специалиста присвоена специальность «Гистология». Записи в трудовую книжку истца были внесены на основании вышеперечисленных документов. Таким образом, лаборант и фельдшер-лаборант и лаборант-гистолог, осуществляющий гистологические исследования операционного и аутопсийного материала являются разными наименованиями одной и той же должности. Поэтому суд считает, что работа Окуловой О.М. в должности лаборанта гистолога не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости, так как она осуществляла одни и те же функциональные обязанности и работала по той же профессии, что и лаборант и фельдшер-лаборант в учреждениях, указанных в Списках. В данном случае, такое основание для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости, означало бы нарушения требования равноправия применительно к правам, гарантированным ст. 39 Конституции РФ. В связи с этим, требования Окуловой О.М. о включении в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) периода работы истца с 01.11.1999г. по 15.01.2002г. (02-02-15) - в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд считает, что из указанного периода должны быть исключены периоды с 14.08.2000г. по 25.08.2000г. и с 27.08.2001г. по 31.08.2001г. - нахождение Окуловой О.В. в отпуске без сохранения заработной платы, поскольку средняя заработная плата за ней не сохранялась, в данные периоды начисления заработной платы и соответствующие отчисления в пенсионный фонд не производились. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Окуловой Оксаны Вадимовны удовлетворить. Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советском районе г. Волгограда от 08 декабря 2011 года № 1000 признать незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г. Волгограда включить в специальный трудовой стаж Окуловой Оксаны Вадимовны в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с01.11.1999г. по 15.01.2002г. - работа в должности лаборанта гистолога патологоанатомического отделения Волгоградского областного патологоанатомического бюро. В удовлетворении исковых требований Окуловой Оксаны Вадимовны о включении в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов с 14.08.2000г. по 25.08.2000г. и с 27.08.2001г. по 31.08.2001г. - отпуск без сохранения заработной платы - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда. Председательствующий судья М.Ю. Хромова