о признании действий незаконными и возложении обязанности



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судья Советского районного суда г. Волгограда Хромова М.Ю.,

        28 марта 2012 года, рассмотрев иск Прокурора Советского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к ООО» ВСПЛЕСК-1» о признании действий общества по выдаче диагностической карты и талона технического осмотра транспортного средства незаконными, признании недействительными диагностической карты и талона технического осмотра транспортного средства недействительными, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

       Прокурор Советского района г. Волгограда обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к ООО « ВСПЛЕСК-1», мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ООО «ВСПЛЕСК-1» законодательства о техническом осмотре транспортных средств, в ходе которой установлено, что деятельность указанного общества не отвечает требованиям действующего законодательства в указанной сфере.

Для оценки соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности в установленном законом порядке проводится технический осмотр транспортных средств, процедура прохождения которого закреплена в Федеральном законе от 01.07.2011 № 170 -ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств» (далее Закон) и Правилах проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства от 05.12.2011 № 1008 (далее - Правила).

Согласно указанным нормативным актам технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что техосмотр проводится операторами техосмотра, аккредитованными в установленном порядке, на пунктах техосмотра.

В соответствии с п.п. 12,13,15 Правил до выдачи талона техосмотра проводится диагностирование оператором техосмотра путем визуального, органолептического контроля с использованием средств технического диагностирования. По завершению процедуры технического диагностирования оператор осуществляет оформление и выдачу владельцу транспортного средства диагностической карты и талона техосмотра или международный сертификат техосмотра в соответствии с п. 16 Правил.

Федеральным законом от 01.07.2011 «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ устанавливаются порядок и периодичность проведения Технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра. Договор о проведении технического осмотра является публичным и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 16 названного Закона проведение технического осмотра осуществляется на платной основе.

В соответствии с п.п. 2 ст. 1 Закона диагностическая карта является документом, оформленным по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащим сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и служащим основанием для оформления и выдачи талона технического осмотра, международного сертификата технического осмотра или отказа в их выдаче.

П.п. 13 названной статьи установлено, что технический эксперт- это работник оператора технического осмотра, осуществляющий техническое диагностирование и отвечающий установленным в сфере технического осмотра квалификационным требованиям.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1008 от 5 декабря 2011 г. установлены «Правила проведения технического осмотра транспортных средств» п. 12 которых закрепляет, что техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 01.12.2011г. № 1664 утверждены квалификационные требования к техническим экспертам, которые вступили в силу 10.01.2012г.,в соответствии со ст. 1 которых настоящие квалификационные требования определяют необходимый минимум квалификации работников оператора технического осмотра, при выполнении которого они могут быть допущены к работе в качестве технических экспертов.

Статьей 3 установлено, что настоящие квалификационные требования и соответствие им работников оператора технического осмотра призваны обеспечить квалифицированное проведение технического диагностирования транспортных средств и принятие на основании его результатов ответственных решений о возможности выдачи талона технического осмотра.

Статьей 4 указанных Правил закреплен исчерпывающий перечень требований к работнику оператора технического осмотра, при выполнении которых он может быть допущен к работе в качестве технического эксперта:

при наличии у него высшего профессионального образования, удостоверенного документом государственного образца, по одному из направлений подготовки (специальностей), входящих в укрупненную группу направлений подготовки и специальностей 190000 "Транспортные средства", в сфере, охватывающей области проектирования, эксплуатации или обслуживания автомобильной техники;

при наличии у него высшего профессионального образования, удостоверенного документом государственного образца, то одному из направлений подготовки (специальностей), входящих в укрупненные группы направлений подготовки и специальностей 140000 "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", 150000 "Металлургия, машиностроение и материалообработка, 160000 "Авиационная и ракетно-космическая техника", 180000 "Морская техника", 200000 "Приборостроение и оптотехника", 210000 "Электронная техника, радиотехника и связь", 220000 "Автоматика и управление" или 230000 "Информатика и вычислительная техника" с присвоением квалификации "инженер" или специального звания "инженер", "бакалавр-инженер" или "магистр-инженер", и документа, свидетельствующего о повышении квалификации по программе "Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств";

- при наличии у него среднего профессионального образования, удостоверенного документом государственного образца, по одной из специальностей, входящих в укрупненную группу направлений подготовки и специальностей "Транспортные средства", в сфере, охватывающей области проектирования, эксплуатации или обслуживания автомобильной техники, и документа, свидетельствующего о повышении квалификации по программе "Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств".

Прокурором ходе проверки установлено, что деятельность ООО «ВСПЛЕСК-1» не основана на требованиях Закона о проведении технической диагностики техническим экспертом.

23.12.2011г. между ГУ МВД по Волгоградской области и 000 «ВСПЛЕСК -1» заключен договор № 202 о «Сотрудничестве при проведении проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре», в соответствии с п. 2.1.3 которого исполнитель обязан осуществлять проверку персоналом, отвечающим установленным требованиям и подготовленным в соответствии с действующими нормативными актами, обеспечивать постоянное повышение квалификации персонала по проверке.

25.01.2012 ФИО3, на основании договора, заключенного с собственником транспортного средства ФИО1 после оплаты последним услуг общества, проведен технический осмотр транспортного средства марки «<данные изъяты>», по результатам которого им заполнена диагностическая карта с заключением о прохождении технического осмотра, о чем свидетельствует его подпись как эксперта и печать ООО «ВСПЛЕСК-1».

      25.01.2012 Истомину СВ. выдан талон технического осмотра .

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ФИО3 имеет свидетельство о прохождении им обучения в Волгоградском областном отделении общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов», по результатам прохождения которого ему присвоена квалификация - контролер технического состояния транспортных средств, а также имеется диплом Новозыоковского сельского техникума, квалификация «техника-механика».

Таким образом, не обладая необходимыми квалификационными требованиями и специальными познаниями в области диагностирования транспортного средства и не имея на
то полномочий, ФИО3 25.01.2012 подписал диагностическую карту технического осмотра.

Следовательно, действия, по выдачедиагностической карты и технического талона собственнику транспортного средства являются незаконными.

Указанные действия не обеспечивают квалифицированное проведение технического диагностирования транспортных средств и принятие на основании его результатов ответственных решений о возможности выдачи талона технического осмотра.

Помимо изложенного, в силу ст. 4 Федерального Закона «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 № 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Однако, в нарушение положений действующего законодательства услуги надлежащего качества потребителю ФИО4 оказаны не были.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Автотранспортные средства являются источниками повышенной опасности.

Таким образом, проведение технического осмотра лицом, не имеющим установленной законом квалификации, создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Данное исковое заявление предъявляется прокурором в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц в связи с тем, что проведение технического осмотра автотранспортного средства лицом, не обладающим квалификационными требованиями, установленными действующим законодательством может повлечь совершение дорожно-транспортных происшествий, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, снижает безопасность участников дорожного движения.

Прокурор просит суд:

1.Признать действия ООО «ВСПЛЕСК -1» по выдаче диагностической карты Ml и талона технического осмотра ФИО1 незаконными.

2.Возложить на ООО «ВСПЛЕСК-1» обязанность провести действия по техническому осмотру специалистом соответствующей квалификации, т.е. техническим экспертом.

3. Признать диагностическую карту M1 и талон технического осмотра , выданные ФИО1 недействительными.

          Рассмотрев исковое заявление прокурора, суд полагает необходимым отказать в принятии иска к производству суда и возвратить его по следующим основаниям:

    в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В исковом заявлении прокурор, указывает на законность обращения в суд с исковыми требованиями в защиту неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, мотивирует это тем, что проведение технического осмотра автотранспортного средства лицом, не обладающим квалификационными требованиями, установленными действующим законодательством может повлечь совершение дорожно-транспортных происшествий, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, снижает безопасность участников дорожного движения.

Судья полагает, что данное утверждение не обоснованно по следующим основаниям:

под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указан предполагаемый способ защиты этих интересов, в частности, признать незаконными действия ООО « ВСПЛЕСК-1» по выдаче диагностической карты и талона технического осмотра транспортного средства, признать эти документы недействительными и обязать ООО « ВСПЛЕСК-1» произвести действия по техническому осмотру специалистом соответствующей квалификации, то есть техническим экспертом.

Талон технического осмотра был выдан ФИО1, указанному в исковом заявлении третьим лицом.

При таких обстоятельствах судья полагает, что заявленные прокурором исковые требования непосредственно затрагивают интересы ФИО1, который в случае отсутствия у него талона технического осмотра транспортного средства, несет ответственность в соответствии со ст. 12.3 КоАП РФ.

Кроме того, в случае признания недействительным данного документа затрагиваются права и законные интересы ФИО1, поскольку талон является основанием для заключения договора в соответствии с ФЗ от 25.04.2002г. № 40-ФЗ « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Сведений о том, что транспортное средство ФИО1 в связи с ненадлежащей квалификацией сотрудника ООО « ВСПЛЕСК_1» находится в технически неисправном состоянии и, соответственно имеются нарушения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в исковом заявлении не имеется и документов, подтверждающих данный вывод, к иску не приложено.

При таких обстоятельствах судья полагает, что прокурор не вправе предъявлять вышеназванные требования в интересах неопределенного круга лиц, поскольку допущенные нарушения затрагивают права и интересы конкретного лица - ФИО1, который может лично обратиться в суд.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ - судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

На основании изложенного, ст. 45 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 134, 135 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

         Отказать в принятии к производству Советского районного суда г. Волгограда иска Прокурора Советского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к ООО» ВСПЛЕСК-1» о признании действий общества по выдаче диагностической карты и талона технического осмотра транспортного средства незаконными, признании недействительными диагностической карты и талона технического осмотра транспортного средства недействительными, возложении обязанности совершить определенные действия.

       Определение может быть обжаловано в 15 дневный срок после его получения в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи представления через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья                                                                                   М.Ю. Хромова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200