Дело № 2-900/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд г.Волгограда в составе : председательствующего судьи Хромовой М.Ю., при секретаре Абрамович И.Е., 04 апреля 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тазабаева Рахмана Шахидовича к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности, УСТАНОВИЛ: Истец Тазабаев Р.Ш., бывший военнослужащий, является владельцем (нанимателем) квартир № и № в доме <адрес> на основании договоров социального найма № 4092 и № 4093 от 01.12.2011г., заключенных им с ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, находящегося в г. Ростов-на-Дону. Данные квартиры относится к государственному жилищному фонду, и являются федеральным имуществом, находящимся в собственности МО РФ в соответствии с указанными договорами. Собственник не принимал решения о передаче данного имущества региональным или муниципальным органам, соответствующего акта не подписывалось (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом"). В соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец обратился к стороне, подписавшей договоры социального найма, с заявлением о приватизации указанных выше квартир. Из ответа ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО следует, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации (отчуждению) имущества. Порядок передачи Министерством обороны РФ жилых помещений в собственность (бесплатно) гражданам не разработан и не утвержден. Отсутствие установленного порядка порождает неравенство прав граждан в жилищной сфере и противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ устанавливающей, что органы государственной власти создают условия для осуществления гражданами их права на жилище. Таким образом, истец не может воспользоваться правом приобретения указанных выше квартир в собственность в досудебном порядке. Спорные квартиры не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. Бесплатная передача квартир в собственность граждан осуществляется по волеизъявлению лица, проживающего в них на основании договора социального найма. Волеизъявление собственника или предприятия, в ведении которого находится жилое помещение на основании хозяйственного ведения или оперативного управления - не требуется. В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в.. . оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма.. . вправе.. . приобрести эти помещения на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются.. . в собственность одного из совместно проживающих лиц... В спорных квартирах кроме истца также зарегистрированы и проживают члены его семьи: супруга ФИО3, дети ФИО4, ФИО5, ФИО6 и мать ФИО11 Супруга и дети отказались от приватизации спорных жилых помещений в пользу Тазабаева Р.Ш. Мать истца умерла. Истец считает, что не осуществление соответствующими службами МО РФ разработки регламента процедуры передачи прав на жилое недвижимое имущество не должно ущемлять право гражданина на распоряжение жильем, в том числе и его право на приватизацию занимаемых им квартир. Тазабаев Р.Ш. просит суд признать за ним право собственности на квартиры № и №, расположенные в доме <адрес>. Истец Тазабаев Р.Ш. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Представитель истца по доверенности Тазабаев Р.Ш. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Представители ответчиков - Министерства обороны РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены судом своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений по существу иска не представили. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчиков и вызове их в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность...подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность». Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность граждан не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушены ст.ст.2,6,8 указанного закона), поскольку квартиры МО РФ не отнесены к категориям жилых помещений, не подлежащих приватизации. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п.2.1: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно», и п.6: «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках». В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ВС РФ указывал: «учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается по правилам искового производства. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ). По смыслу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Как предусмотрено ст. 1 п.п. 2, 4 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. В судебном заседании установлено, что нанимателем квартир № и № в доме <адрес> является Тазабаев Р.Ш., что подтверждается копией выписки из решения о предоставлении жилых помещений от 01.12.2011г. № 2215 (л.д. 4) и копиями договоров социального найма жилых помещений № 4092 и № 4093 от 01.12.2011г., из которого также следует, что в спорное жилое помещение совместно с нанимателем вселяются также: супруга ФИО3, дети ФИО4, ФИО5, ФИО6 и мать ФИО12 (л.д. 5-10). Таким образом, судом установлено, что семья Тазабаевых вселена в спорные квартиры, проживает и зарегистрирована в них на законных основаниях, на условиях социального найма. Из копии свидетельства о смерти (л.д. 21), следует, что мать истца - Тазабаева А. умерла ДД.ММ.ГГГГ Из пояснений представителя истца следует, что при обращении Тазабаева Р.Ш. в ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения»» Минобороны России с заявлением о передаче ему в собственность спорных жилых помещений, ему было отказано по тем основаниям, что у должностных лиц ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения»» Минобороны России отсутствуют полномочия на подписание договоров на передачу жилых помещений в собственность граждан. Указанное также подтверждается копией письма ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 7514 от 14.12.2011г. (л.д. 16). Вместе с тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-п «О проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» указано, что определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Квартиры № и № в доме <адрес> была предоставлена Тазабаеву Р.Ш. и членам его семьи на условиях договоров социального найма от 01.12.2011г. Следовательно, граждане, которые занимают указанное жилое помещения, вправе приобрести его в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России нарушает жилищные права истца. Таким образом, учитывая, что в данном деле отсутствует спор о праве между истцом и проживающими с ним членами его семьи, что подтверждается их заявлением (л.д. 22), суд считает исковые требования Тазабаева Р.Ш. о признании за ним права собственности на спорные жилые помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Тазабаева Рахмана Шахидовича к Министерству обороны РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации - удовлетворить. Признать за Тазабаевым Рахманом Шахидовичем право собственности на квартиры № и №, расположенные в доме <адрес>. Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда. Председательствующий судья М.Ю. Хромова