Дело № 2-804/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд г.Волгограда в составе : председательствующего судьи Хромовой М.Ю., при секретаре Абрамович И.Е., 02 апреля 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьева Михаила Витальевича и Ананьевой Марины Николаевны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к Министерству обороны РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: 6 октября 2011г. Ананьевым М.В. с одной стороны и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с другой, был заключен договор социального найма №. Согласно п.1 данного договора истцу и членам его семьи - жене Ананьевой М.Н., сыну ФИО1 и дочери ФИО2 в бессрочное владение и пользование была предоставлена 3-х комнатная квартира №, общей площадью 69,69 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В октябре 2011г. Ананьев М.В. обратился в ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о приватизации его семей занимаемой квартиры, но 20.12.2011 года получил отказ в связи с тем, что квартира закреплена за ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ на праве оперативного управления, а собственником данной квартиры является Российская Федерация, поэтому договор ее приватизации заключен быть не может. При этом сам факт их права на приватизацию указанной квартиры ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не оспаривается. Ананьевы считают, что отказ ответчика в заключении с ними договора о передаче квартиры в собственность нарушает их права. Истцы просят суд признать за ними и их детьми право собственности по 1/4 доли за каждым на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Впоследствии судом в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство обороны Российской Федерации. Истцы Ананьев М.В. и Ананьева М.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просят удовлетворить, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Согласны на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие представителей ответчиков. Представители ответчиков - Министерства обороны РФ и ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений по существу иска не представили. Суд, выслушав истцов, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность...подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность». Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность граждан не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушены ст.ст.2,6,8 указанного закона), поскольку квартиры МО РФ не отнесены к категориям жилых помещений, не подлежащих приватизации. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п.2.1: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно», и п.6: «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках». В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается по правилам искового производства. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ). По смыслу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Как предусмотрено ст. 1 п.п. 2, 4 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. В судебном заседании установлено, что нанимателем квартиры <адрес> является Ананьев М.В., что подтверждается копией выписки по лицевому счету (л.д. 16) и копией договора социального найма жилого помещения № от 06.10.2011г., из которого следует, что в спорное жилое помещение совместно с нанимателем вселяются: жена Ананьева М.Н., сын ФИО1 и дочь ФИО2 (л.д. 6-8). Как следует из выписки из приказа Начальника 2-го филиала ФБУ Войсковая часть № от 15.12.2011 года № 244 общая продолжительность военной службы майора Ананьева М.В. в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия при увольнении по состоянию на 25.12.2011 года составляет 16 лет. Из пояснений истцов следует, что при обращении Ананьева М.В. в ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения»» Минобороны России с заявлением о передаче им в собственность спорного жилого помещения, им было отказано в связи с тем, что у должностных лиц ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения»» Минобороны России отсутствуют полномочия на подписание договора на передачу жилых помещений в собственность граждан. Указанное также подтверждается копией письма ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 7713 от 20.12.2011г. (л.д. 9). Вместе с тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-п «О проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» указано, что определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Квартира № в <адрес> была предоставлена Ананьеву М.В. и членам его семьи на условиях договора социального найма от 06.10.2011г. Следовательно, граждане, которые занимают указанное жилое помещения, вправе приобрести его в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Ранее истцы в приватизации не участвовали. Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России нарушает жилищные права истцов. Суд считает исковые требования о признании права собственности на спорное жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ананьева Михаила Витальевича и Ананьевой Марины Николаевны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к Министерству обороны РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации - удовлетворить. Признать за Ананьевым Михаилом Витальевичем, Ананьевой Мариной Николаевной, ФИО1 и ФИО2 в равных долях право собственности на квартиру <адрес>. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий судья М.Ю. Хромова