Дело № 2- 927/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Советский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Хромовой М.Ю. при секретаре Абрамович И.Е. с участием представителя истца Арутюнян С.С. - Карчакина А.Ф., представившего доверенность от 21.11.2011 года № 5Д-2564 представителя ответчика - администрации Советского района г. Волгограда по доверенности Жирковой А. А., представившей доверенность от 20.03.2012г. №01-53/11 24 апреля 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюнян Сосика Степаевича к администрации Советского района г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, УСТАНОВИЛ: Истцу администрацией Советского района г. Волгограда в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд. Арутюнян С.С. считает данный отказ незаконным, так как земельный участок не обременен правами третьих лиц, само резервирование земельного участка для государственных и муниципальных нужд не препятствует предоставлению земельного участка в собственность, поскольку в дальнейшем дом будет сноситься за плату. Статьей 36 Конституции РФ определено право гражданина иметь, и Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства / ч. 7 ст. 2 ЖК РФ/. Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправление, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции. Арутюнян С.С. просил суд признать незаконным решение Администрации Советского района г. Волгограда от 23.01.2012г. № 10-24/16 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> и обязать администрацию Советского района г. Волгограда предоставить его в собственность. Впоследствии Арутюнян С.С. уточнил свои требования и просит суд признать незаконным решение администрации Советского района г. Волгограда об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 23.01.2012г. № 10-24/16, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> в Советском районе г. Волгограда и обязать администрацию Советского района г. Волгограда согласовать и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, указав в обоснование, что комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда данная схема уже согласована. Истец Арутюнян С.С. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Карчакина А.Ф. Представитель истца по доверенности Корчакин А.Ф. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Представитель ответчика - администрации Советского района г. Волгограда по доверенности Жиркова А.А. в судебном заседании исковые требования Арутюняна С.С. не признала, пояснив, что истец 23.01.2012г. обратился в администрацию Советского района Волгограда с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> В соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006г. № 29/588 «О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения» (в ред. от 06.12.2010г.), на основании заявления гражданина, администрация района в месячный срок со дня поступления указанного заявления, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, при условии наличия согласования представителей комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и комитета земельных ресурсов администрации Волгограда. Согласно п.2 Постановления главы Волгограда от 11.12.2008г. № 2576 «О резервировании земельных участков в Советском районе для муниципальных нужд» структурным подразделениям администрации Волгограда запрещено принимать решения о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся на резервируемых земельных участках. При этом, в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земельных участков включен земельный участок по <адрес>. Учитывая вышеназванные нормативно-правовые акты в администрацию района из Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда поступил отрицательный ответ в согласовании схемы спорного земельного участка, следовательно, оформить его в собственность не предоставляется возможным. Представитель третьего лица - Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований по следующим основаниям: согласно ч.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно ч. 1 ст.28 Земельного кодекса РФ - земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Земельного Кодекса. Согласно ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что 23.01.2012г. Арутюнян С.С. обратился в администрацию Советского района г. Волгограда с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией заявления (л.д. 31), схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 17-26). Из ответа заместителя главы администрации Советского района г. Волгограда № 10-24/16 от 03.02.2012г. следует, что в связи с отказом представителя комитета земельных ресурсов, администрация района возвращает истцу схему расположения без согласования и утверждения по причине того, что формируемый земельный участок расположен в границах земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд для строительства линейного объекта «Подземный вариант транспортной развязки микрорайона 201 Волгограда». Таким образом, согласно постановлению главы Волгограда № 2576 от 11.12.2008г. оформление в собственность заявленного земельного участка не возможно (л.д. 16). Арутюнян С.С. считает данный отказ незаконным и необоснованным, что и послужило поводом для его обращения в суд с указанным выше исковым заявлением. Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего: Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии с пунктами 2.1.- 2.2. Постановления Администрации г. Волгограда от 11 июня 2004г. № 790 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде», гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства объекта, вправе обратиться с заявлением на имя заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования, по установленной форме. Согласно п. 5 ст. 39 Устава города-героя Волгограда (принят Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года №20/362, ред. от 18 июля 2007 года) администрация Волгограда осуществляет регулирование земельных отношений на территории Волгограда, в том числе предоставление в установленном законом порядке земельных участков в аренду или собственность. В соответствии с Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 № 29/588 «О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения» (в ред. от 06.12.2010), на основании заявления гражданина, администрация района в месячный срок со дня поступления указанного заявления, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, при условии наличия согласования представителей комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и комитета земельных ресурсов администрации Волгограда. На основании пункта 1, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно п.2 Постановления главы Волгограда от 11.12.2008г. № 2576 «О резервировании земельных участков в Советском районе для муниципальных нужд» структурным подразделениям администрации Волгограда запрещено принимать решения о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся на резервируемых земельных участках (л.д. 33). При этом, в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земельных участков, включен земельный участок по <адрес> (л.д. 34). При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Арутюняна С.С. Доводы истца о том, что спорный земельный участок не обременен правами третьих лиц, что само резервирование земельного участка для государственных и муниципальных нужд не препятствует предоставлению земельного участка в собственность, поскольку в дальнейшем дом будет сноситься за плату, что Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда схема расположения земельного участка была согласована, не являются основанием к удовлетворению заявления, так как законом прямо предусмотрен отказ в случае резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Арутюнян Сосика Степаевича к администрации Советского района г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от 23.01.2012г. № 10-24/16, об отказе в предоставлении в собственность; обязании согласовать и утвердить схему расположения земельного участка в кадастровом плане, в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда. Полный / мотивированный/ текст решения изготовлен 28.04.2012г. Председательствующий судья М.Ю. Хромова
частной собственности землю.