Дело № 2-1057/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд г.Волгограда в составе : председательствующего судьи Хромовой М.Ю., при секретаре Абрамович И.Е., с участием представителя истца Колотовкина В.А., представившего доверенность № 1Д-272 от 06.03.2012г. 27 апреля 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Елены Николаевны к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Супругу истца - Никитину Леониду Сергеевичу, военнослужащему Министерства обороны Российской Федерации, в связи с предстоящим увольнением по организационно-штатным мероприятиям, на состав семьи 3 человека по избранному месту жительства в г.Волгограде предоставлена жилая площадь, расположенная по <адрес>. Данное жилое помещение предоставлено ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России в соответствии с нормами ст.ст. 15, 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» по договору социального найма жилого помещения № 2293 от 21.09.2011 года. По условиям указанного договора жилая площадь семье истца передана в бессрочное владение и пользование. В декабре 2011 года истец обратилась в ФГУ « Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России с заявлением по вопросу приватизации квартиры и получили отказ в передаче жилья в собственность из-за отсутствия полномочий на подписание указанного договора. Супруг истца Никитин Л.С. и её совершеннолетняя дочь Никитина А.Л. отказываются от своего права на приватизацию квартиры, что подтверждается нотариально удостоверенными согласиями. Никитина Е.Н. имеет право на бесплатное предоставление в собственность жилого помещения, находящегося в государственной собственности, как член семьи военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет. Никитина Е.Н. просит суд признать за ней право собственности в порядке бесплатной приватизации на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>. Истец Никитина Е.Е. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила. Представитель истца по доверенности Колотовкин В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит удовлетворить, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Представитель ответчика ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, решение вынести на усмотрение суда. Представитель ответчика - Министерства обороны РФ, представитель ответчика - ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений по существу иска не представили. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность...подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность». Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность граждан не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушены ст.ст.2,6,8 указанного закона), поскольку квартиры МО РФ не отнесены к категориям жилых помещений, не подлежащих приватизации. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п.2.1: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно», и п.6: «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках». В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается по правилам искового производства. По смыслу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Как предусмотрено ст. 1 п.п. 2, 4 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. В судебном заседании установлено, что нанимателем квартиры <адрес> является Никитин Л.С., что подтверждается копией выписки по лицевому счету (л.д. 9) и копией договора социального найма жилого помещения № 2293 от 21.09.2011г., из которого следует, что в спорное жилое помещение совместно с нанимателем вселяются его жена Никитина Е.Н. и дочь Никитина А.Л. (л.д. 4-6). Из пояснений представителя истца следует, что при обращении Никитина Л.С. в ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения»» Минобороны России с заявлением о передаче его семье в собственность спорного жилого помещения, ему было отказано в связи с тем, что решить вопрос о праве на приватизацию жилой площади возможно только в судебном порядке, поскольку порядок предоставления жилых помещений в собственность граждан до настоящего времени не урегулирован. Указанное также подтверждается копией письма ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № 42 от 27.01.2012г. (л.д. 10). Вместе с тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-п «О проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» указано, что определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц. В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Квартира № в <адрес> была предоставлена Никитину Л.С. и членам его семьи на условиях договора социального найма от 21.09.2011г. Следовательно, граждане, которые занимают указанное жилое помещения, вправе приобрести его в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России нарушает жилищные права истца. Таким образом, учитывая, что ранее Никитина Е.Н. в приватизации не участвовала, а также то, что её супруг Никитин Л.С. и дочь Никитина А.Л. отказались от приватизации спорного жилого помещения в пользу истца (л.д. 11,12), суд считает исковые требования о признании права собственности на спорное жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Никитиной Елены Николаевны к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации - удовлетворить. Признать за Никитиной Еленой Николаевной право собственности на квартиру <адрес>. Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда. Полный / мотивированный/ текст решения изготовлен 28.04.2012г. Председательствующий судья- М.Ю. Хромова