о признании права собственности в порядке приватизации



Дело № 2-1366/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г.Волгограда в составе :

председательствующего судьи Хромовой М.Ю.,

при секретаре Абрамович И.Е.,

с участием представителя истца Колотовкина В.А., представившего доверенность № 2Д-638 от 22.03.2012г.,

ДД.ММ.ГГГГ в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авагяна Артема Вачиковича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Авагяну А.В., военнослужащему Министерства обороны Российской Федерации, в связи с предстоящим увольнением по организационно-штатным мероприятиям, на состав семьи 3 человека по избранному им месту жительства в г. Волгограде предоставлена жилая площадь, расположенная в <адрес>.

Данное жилое помещение предоставлено истцу ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России в соответствии с нормами ст.ст. 15, 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» по договору социального найма жилого помещения № 4312 от 13.12.2011 года.

По условиям указанного договора истцу и его несовершеннолетним детям жилая площадь передана в бессрочное владение и пользование. В настоящее время они проживают на указанной жилой площади, зарегистрировались.

В марте 2012 года Авагян А.В. обратился в ФГУ «Специальное управление имущественных отношений» Минобороны России с заявлением по вопросу приватизации квартиры, где ему было отказано в заключении договора приватизации из-за отсутствия у должностных лиц полномочий на подписание указанного договора и рекомендовано обратиться в суд.

Истец считает, что он и его несовершеннолетние дети имеют право на бесплатное предоставление в собственность жилого помещения, находящегося в государственной собственности, как лицо, уволенное с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Отсутствие у должностных лиц полномочий на подписание договора на передачу жилого помещения в собственность граждан не может ставить в зависимость реализацию права Авагяна А.В. на бесплатную приватизацию квартиры, в которой он и его дети проживают на условиях социального найма.

Авагян А.В. просит суд признать за ним и его несовершеннолетними детьми ФИО1, ФИО2 в равных долях право собственности на квартиру , расположенную по адресу: <адрес>.

Истец Авагян А.В. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель истца по доверенности Колотовкин В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены судом своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений по существу иска не представили.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Таким образом, учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчиков, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность...подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность».

Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность граждан не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушены ст.ст.2,6,8 указанного закона), поскольку квартиры МО РФ не отнесены к категориям жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п.2.1: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно», и п.6: «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках».

В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ВС РФ указывал: «учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается по правилам искового производства.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ).

Как предусмотрено ст. 1 п.п. 2, 4 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

В судебном заседании установлено, что нанимателем квартиры № <адрес> в доме <адрес> является Авагян А.В., что подтверждается копией выписки по лицевому счету (л.д. 9), копией договора социального найма жилого помещения № 4312 от 13.12.2011г. (л.д. 5-7), из которого также следует, что в указанное жилое помещение совместно с нанимателем вселяются также его дети: ФИО1, ФИО1

Таким образом, семья Авагян вселена в спорное жилое помещение, проживает и зарегистрирована в нем на законных основаниях на условиях социального найма.

С целью реализации своих прав, Авагян А.В. обратился к ответчику ФГУ «СТУИО» МО РФ с заявлением о передаче ему в собственность квартиры в доме <адрес> (л.д. 10).

Из показаний представителя истца следует, что Авагяну А.В. было отказано в заключении договора приватизации спорного жилого помещения из-за отсутствия у должностных лиц полномочий на подписание указанного договора и рекомендовано обратиться в суд.

Однако, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-п «О проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Спорное жилое помещение было предоставлено Авагяну А.В. на условиях договора социального найма от 13.12.2011г.

Следовательно, он вправе приобрести его в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Учитывая, что общая продолжительность военной службы Авагяна А.В. составляет более 10 лет (л.д. 17), а также то, что истец и его дети ранее участия в приватизации не принимали (л.д. 18), суд считает исковые требования Авагяна А.В. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Авагяна Артема Вачиковича к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности - удовлетворить.

Признать за Авагяном Артемом Вачиковичем, ФИО1, ФИО2 право собственности на квартиру , расположенную по адресу: <адрес> по 1/ 3 доле за каждым.

Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 30 мая 2012 года.

Председательствующий судья                  М.Ю. Хромова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200