о признании отказа в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма



Дело № 2- 1748/2012     

                                                       РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Хромовой М.Ю.

при секретаре Абрамович И.Е.

с участием заявителя Разореновой Т.П.

         15 июня 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Разореновой Таисии Петровны о признании незаконным отказа Департамента по жилищной политике администрации Волгограда в признании нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

                                                             УСТАНОВИЛ :

      Заявитель Разоренова Т.П. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением к Департаменту по жилищной политике администрации Волгограда, мотивируя тем, что она проживает в летней кухне на территории домовладения <адрес>.

       22.03.2012 года она обратилась в жилищный отдел по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приложив к заявлению пакет документов: договор купли- продажи, справку о составе семьи, копию паспорта, уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, справку Волгоградского филиала ФГУП БТИ Среднеахтубинского района Волгоградской области, копию домовой книги, техническую карточку на домовладение.

        28.05.2012г. в ее адрес из жилищного отдела по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда поступил отказ от 14.05.2012г. № 12-19/9 об отсутствии у нее оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

         В данной справке было указано место ее регистрации в доме общей площадью 18, 8 кв.м., жилой площадью 11, 6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Всего в доме зарегистрировано 22 человека. Согласно акта обследования жилищных условий от 02.05.2012г. № 12-37/149 заявитель проживает в летней кухне на территории домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, которая была приобретена по частной расписке 29.11.2006г. Юридические документы на домовладение отсутствуют.

        Далее в справке указано, что заявитель не имеет оснований для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с не предоставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ.

         Заявитель Разоренова Т.П. не согласна с решением органа местного самоуправления и просит: признать незаконным отказ начальника жилищного отдела по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ от 14.05.2012г. № 12 -18/19.

        Обязать Департамент по жилищной политике администрации Волгограда рассмотреть вопрос о признании Разореновой Т.П. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании предоставленных документов и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

         В судебном заседании заявитель Разоренова Т.П. настаивает на удовлетворении заявления, пояснив, что ею в жилищный отдел по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда были предоставлены все необходимые для постановки на учет документы. Отказ, изложенный в справке от 14.05.2012гю. № 12-18/19 начальника жилищного отдела незаконен, так как не обоснован, из справки неясно, какая причина послужила основанием к отказу, какие еще документы ею не предоставлены. Она проживает в летней кухне, являющейся самовольным и ветхим строением, другого жилья у нее нет.

       Представитель заинтересованных лиц- администрации Волгограда и Департамента по жилищной политике администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о чем имеется подтверждение в материалах дела / л.д. 18, 19/.

         Суд признает неявку представителей без уважительных причин. Учитывая, что законом предусмотрен 10 дневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решений органа местного самоуправления, суд оснований для отложения разбирательства не находит.

     Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления по следующим основаниям:

согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ - к решениям, действиям / бездействию/ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия бездействие/, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что заявитель Разоренова Т.П. зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме пользователя ФИО4, что подтверждается справкой МБУ « Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг» от 21.03.2012г. и копией домовой книги / л.д. 11, 24 - 36/.

Фактически Разоренова Т.П. проживает по адресу : <адрес> в летней кухне - в помещении, не являющемся жилым и на возведение которой разрешения в органы БТИ не предъявлено. На территории участка основного строения не имеется, что подтверждается учетно- технической документацией и информацией МУП Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации Ворошиловское отделение от 23.03.2012г. № 294/ л.д. 12 - 16 /.

В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте по жилищной политике администрации Волгограда, утвержденном решением Волгоградской городской думы от 06.12.2010г. № 39/1209 « О даче согласия администрации Волгограда на преобразование управления по жилищной политике администрации Волгограда и утверждении Положения о Департаменте по жилищной политике администрации Волгограда» - Департамент по жилищной политике администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным от имени администрации Волгограда на обеспечение на территории городского округа Волгоград проведения единой государственной политики в области жилищных отношений, формирование муниципальной жилищной политики и решение вопросов, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений. В силу п. 1.5 указанного Положения Департамент является юридическим лицом.

22.03.2012г. Разоренова Т.П. обращается в жилищный отдел по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением с просьбой рассмотреть вопрос о наличии оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и прилагает копии :

1. договора купли- продажи / частной расписки от 29.11.2006г./л.д.20/

2. справку о составе семьи / л.д. 11/.

3. паспорт

4. уведомление Волгоградского филиала ФГУП БТИ и

Среднеахтубинского БТИ/ л.д. 17, 22/.

5.домовую книгу / л.д. 24-36/

6. учётно - техническую документацию / л.д. 7/.

7. уведомление из Федеральной службы государственной регистрации

об отсутствии регистрации права собственности на дом № 111 по ул.

Савеловская г. Волгограда/ л.д. 23/.

Согласно акта обследования жилищных условий Разореновой Т.П. от 02.05.2012г. № 12-37/149, составленного комиссией, созданной в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 25.07.2011 года № 1879, а именно: начальником жилищного отдела по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда ФИО5, ведущего специалиста того же отдела ФИО6, начальника отдела опеки и попечительства администрации Советского района г. Волгоград ФИО7 при участии старшего инспектора жилищного отдела ФИО8 установлено, что Разоренова Т.П. зарегистрированная по адресу: <адрес>, фактически проживает и является пользователем летней кухни общей площадью 11 кв.м. по адресу: <адрес> без юридических документов. Основного строения нет. В летней кухне имеется печное отопление, электроснабжение, вода от колонки на улице, уборная надворная / л.д. 10/.

        28.05.2012г. Разореновой Т.П. была направлена справка от 14.05.2012г. № 12-19/9, в соответствии с которой начальником жилищного отдела по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда ФИО5 было сообщено об отсутствии у Разореновой Т.П. оснований для признания ее нуждающееся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В данной справке указано о том, что Разоренова Т.П. зарегистрирована по месту жительства в доме общей площадью 18, 8 кв.м. и жилой площадью 11, 6 кв.м., числящимся за пользователем ФИО4, и расположенном по адресу: <адрес>. Всего в доме зарегистрировано 22 человека. Кроме того, указано, что фактически Разоренова Т.П. проживает на территории домовладения, приобретенном Разореновой Т.П. по частной расписке 29.11.2006г. при отсутствии правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности на домовладение. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение так же не представлен.

        В справке указано основание для отказа в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, то есть в связи с не предоставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ / пункт 1 части 1 ст. 54 ЖК РФ/.

         Признавая незаконным отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Разореновой Т.П. суд исходит из следующего:

       

       согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения: 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 1 ч. 1 ч. 4 ст. 54 Жилищного кодекса РФ - отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 7 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" установлен перечень документов, прилагаемых гражданами к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 1 указанной статьи Закона к заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин прилагает:

1) справку о составе семьи (с указанием фамилии, имени, отчества, степени родства, возраста);

2) справку федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках, совершенных гражданином и (или) членами его семьи, указанными в справке о составе семьи, с жилыми помещениями за пять лет, предшествующих дню обращения с заявлением о принятии на учет;

3) ксерокопию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета.

Согласно п. 2 статьи 7 Закона помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, представляются гражданином, являющимся собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, - копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

По смыслу закона отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в ст. 54 Кодекса.

Отказ возможен, если:

- не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( ч. 4 ст. 52 Кодекса);

- были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- граждане с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма / ст. 53 Кодекса/. В таком случае граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса.

Иные основания отказа в принятии гражданина на учет недопустимы. Законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления такие основания установлены быть не могут.

Обязательное требование, предъявляемое Кодексом к содержанию решения об отказе в принятии на учет, состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, указанные выше. Иные обязательные требования на федеральном уровне не установлены, поэтому их вправе определить региональные и муниципальные органы.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Президиум Верховного Суда РФ обратил внимание на то, что ст. 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.

На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.

Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ ( Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г. (по гражданским делам), утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005).

В справке - отказе начальника жилищного отдела по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда ФИО5 от 14.05.2012 г. отсутствует разъяснение, в связи с отсутствием каких документов был сделан вывод об отсутствии у Разореновой Т.П. оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данный отказ не обоснован.

Разореновой Т.П. были предоставлены документы, перечень которых определен ст. 54 ЖК РФ и ст. 7 Закона Волгоградской области от 01.12.2005г. № 1125-ОД « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области».

Суд считает, что отказ со ссылкой на отсутствие документов без указания конкретных документов и обстоятельств, которые они должны подтверждать, является необоснованным.

При таких обстоятельствах для восстановления прав и свобод Разореновой Т.П. суд полагает необходимым обязать Департамент по жилищной политике администрации Волгограда вновь рассмотреть вопрос о возможности признания Разореновой Т.П. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

       Заявление Разореновой Т.П. в части обязания Департамента по жилищной политике администрации Волгограда поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма надлежит отказать, так как судом установлено, что отказ основан на отсутствии документов, подтверждающих право Разореновой Т.П. на постановку на учет как нуждающейся.

       Поскольку в справке от 14.05.20112г. об отказе в постановке на учет как нуждающегося в жилье, сделана ссылка лишь на отсутствие документа, причем без указания какого именно, суд пришел к выводу о незаконности отказа, но вместе с тем, не имеет возможности проверить обоснованность отказа в полной мере, так как отказ не мотивирован обязательной ссылкой на конкретное нарушение и отсутствие оснований для постановки Разореновой Т.П. на учет в качестве нуждающейся в жилье, соответственно, принять решение об обязании постановки на учет не представляется возможным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию с Департамента по жилищной политике администрации Волгограда в пользу Разореновой Т.П. подлежат судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

          Заявление Разореновой Таисии Петровны о признании незаконным отказа Департамента по жилищной политике администрации Волгограда в признании нуждающейся в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма удовлетворить частично.

         Признать незаконным отказ начальника жилищного отдела по Советскому району управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 14.05.2012 года № 12-19/9 в признании Разореновой Таисии Петровны нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать Департамент по жилищной политике администрации Волгограда вновь рассмотреть вопрос о возможности признания Разореновой Т.П. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

         В удовлетворении заявления Разореновой Таисии Петровны в части обязания Департамента по жилищной политике администрации Волгограда поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - отказать.

        Взыскать с Департамента по жилищной политике администрации Волгограда в пользу Разореновой Таисии Петровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 / двести/ рублей.

          Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Полный / мотивированный/ текст решения изготовлен 20 июня 2012г.

Председательствующий судья                                                       М.Ю. Хромова