Дело № 2-2407/2012 ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 августа 2012 года г. Волгоград Советский районный суд города Волгограда В составе судьи Осадчей О.П. при секретаре Сариевой А.Е. с участием представителя Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Гасанова Р.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства, установил: Прокурор обратился в суд с иском к ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки деятельности Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области при осуществлении государственного экологического надзора выявлено злостное невыполнение природоохранного законодательства Государственным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации» Российской академии сельскохозяйственных наук. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, что в силу ст. 1065 ГК РФ и ст.80 Федерального закона “Об охране окружающей среды” является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке. При этом, учитывая, что приостановление деятельности ответчика может существенно отразиться на исполнении социальных обязательств перед работниками учреждения, на выплате налогов, на исполнении договорных обязательств, что противоречит общественным интересам, прокуратура находит целесообразным не заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности научного учреждения, в то же время, настаивая на обеспечении ответчиком выполнения требований федерального законодательства при образовании отходов производства и потребления. В судебном заседании представитель истца по доверенности Гасанов Р.А. заявленные требования поддержал, просил обязать Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации» Российской академии сельскохозяйственных наук составить паспорта на отходы II-IV класса опасности и представить их на согласование в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области. Обязать Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации» Российской академии сельскохозяйственных наук - представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: 1) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; 2) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; 3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Данные мероприятия выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда. Представители ответчика ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии, извещенный судом о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, до судебного заседания каких-либо заявлений и ходатайств от него не поступило, документов, объективно подтверждающих уважительность своей не явки, не представил. В соответствии со ст. 233 ч. 1 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Представитель истца Гасанов Р.А. не возражал против рассмотрения дела в заочном производстве. Третьи лица - представители Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. На основании ст. 18 вышеуказанного закона в целях обеспечения охраны окружающей природной среды к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Данный порядок определен Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Проверяя обоснованность требований истца, судом установлены следующие обстоятельства, дающие основание для удовлетворения иска. Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе прокурорской проверки деятельности Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области при осуществлении государственного экологического надзора выявлено злостное невыполнение природоохранного законодательства Государственным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации» Российской академии сельскохозяйственных наук. Проверкой установлено, что научное учреждение осуществляет с 1993 г. научные исследования и разработку в области естественных и технических наук. При осуществлении деятельности у учреждения образуются отходы производства и потребления, а именно: ртутные лампы люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - отход I класса опасности; кислота аккумуляторная серная отработанная - отход 2 класса опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масла - 15% и более,), аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные со слитым электролитом, масла трансмиссионные отработанные, масла автомобильные отработанные - отходы 3 класса опасности; камеры пневматические отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лом и отходы, содержащие цветные металлы; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; шлак сварочный; обувь кожаная рабочая, потерявшая потребительские свойства; разнородные отходы бумаги и картона (воздушные фильтры автомобилей) - отходы IV класса опасности, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-37). Согласно п. 7 Порядка, индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещения переданы от Ростехнадзора Росприроднадзору. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, а также утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 5.5.9. Положения). На территории Волгоградской области уполномоченным органом является Управление Росприроднадзора по Волгоградской области. Из вышеизложенных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым учреждение не относится) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов. Вопреки изложенным требованиям законодательства, ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом лимитов на размещение отходов. В соответствии с пунктами 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с п. 1 инструкции по заполнению паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода", паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Территориальным органом МПР России по Волгоградской области, осуществляющим согласование паспортов на отходы I - IV класса опасности, является Управление Росприроднадзора по Волгоградской области. Между тем, как установлено в ходе проверки, у ответчика не разработаны паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности предприятия, согласованные в установленном законом порядке. Данные нарушения были выявлены Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области при проведении плановой выездной проверки, по результатам которой составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано предписание об устранении нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-18). В ходе проведенной в январе 2012 г. внеплановой документарной проверки Комитетом установлено, что ответчиком нарушения не устранены, о чем был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание (л.д. 19-23, 27-29). В ходе внеплановой проверки в мае 2012 г. нарушения ответчиком снова не устранены, в связи с чем Комитетом выдано новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30-34). До настоящего времени ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не утверждены, паспорта на отходы II-IV класса опасности на отходы: кислота аккумуляторная серная отработанная - отход 2 класса опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масла - 15% и более,), аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные со слитым электролитом - отходы 3 класса опасности; лом и отходы, содержащие цветные металлы; разнородные отходы бумаги и картона (воздушные фильтры автомобилей) - отходы IV класса опасности, - не составлены и не согласованы. В связи с чем по данному факту ДД.ММ.ГГГГ гос. инспектором Волгоградской области по охране природы в отношении ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии был составлен протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-37). Доказательства, опровергающие вышеизложенные факты, в судебное заседание не представлены. Согласно ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства. Именно, с помощью подтверждения класса опасности отходов через их паспортизацию предприятие обеспечит безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности, их накопление на территории предприятия и их последующую транспортировку, использование и размещение. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Невыполнение ответчиком требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан, проживающих и находящихся в т. н. зоне влияния предприятия) и окружающей среде. В виду данных обстоятельств, суд считает исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 4 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ к ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства удовлетворить. Обязать Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации» Российской академии сельскохозяйственных наук составить паспорта на отходы II-IV класса опасности и представить их на согласование в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области. Обязать Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации» Российской академии сельскохозяйственных наук представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: 1) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; 2) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; 3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Данные мероприятия выполнить в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Взыскать с ГНУ «ВНИАЛМИ» Россельхозакадемии государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: