о признании парва собственности в порядке приватизации



Дело № 2-2426/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г.Волгограда в составе :

председательствующего судьи Хромовой М.Ю.,

при секретаре Абрамович И.Е.,

с участием представителя истца Резник А.Ф. - Кашигиной Э.А., представившей доверенность № 4Д-1710 от 08.08.2012г.

29 августа 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резник <данные изъяты> к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Резник А.Ф. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.

07.08.2012г. он обратился к начальнику ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения», действующего от имени собственника жилого помещения Министерства обороны РФ на основании Указа Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 и доверенности Министра обороны Российской Федерации от 11.05.2011г. № 207/244д о передаче в собственность жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, которое закреплено за государственным учреждением на праве оперативного управления.

В ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» ему ответили, что Югрегионжилье не является собственником вышеуказанной квартиры, а также не является организацией, за которой закреплена указанная жилая площадь на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем (на праве оперативного управления) спорной квартиры является ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Истец Резник А.Ф. просит суд признать за ним право собственности на квартиру <адрес>

Истец Резник А.Ф. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 16).

Представитель истца Резник А.Ф. по доверенности Кашигина Э.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит удовлетворить их в полном объеме, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены судом своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений по существу иска не представили.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Таким образом, учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчиков, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность...подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность».

Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность граждан не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушены ст.ст.2,6,8 указанного закона), поскольку квартиры МО РФ не отнесены к категориям жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п.2.1: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно», и п.6: «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках».

В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ВС РФ указывал: «учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается по правилам искового производства.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ).

Как предусмотрено ст. 1 п.п. 2, 4 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

В судебном заседании установлено, что нанимателем квартиры <адрес> является Резник А.Ф., что подтверждается копией выписки из решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), копией договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8).

Таким образом, Резник А.Ф. вселен в спорное жилое помещение, проживает и зарегистрирована в нем на законных основаниях, на условиях социального найма.

С целью реализации своих прав, Резник А.Ф. обратился к ответчику ФГУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлением о передаче ему в собственность квартиры <адрес>.

Из пояснений представителя истца следует, что истцу в приватизации занимаемого жилого помещения было отказано по тем основаниям, что «Югрегионжилье» не является собственником спорной квартиры, а также не является организацией, за которой закреплена указанная жилая площадь на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011г. № 512 порядок предоставления жилых помещений в собственность граждан до настоящего времени не урегулирован.

Однако, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-п «О проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Спорное жилое помещение было предоставлено Резник А.Ф. на условиях договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, он вправе приобрести его в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Учитывая, что общая продолжительность военной службы Резник А.Ф. составляет более 10 лет (л.д. 11-12), суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Резник <данные изъяты> к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности - удовлетворить.

Признать за Резник <данные изъяты> право собственности на квартиру <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 03.09. 2012 года.

Председательствующий судья                                         М.Ю. Хромова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200