Дело № 12-27/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
«02» февраля 2011 год г.Волгоград
Судья Советского районного суда г.Волгограда Фадеева С.А., рассмотрев жалобу директора <данные изъяты> Лапынина Юрия Геннадиевича на постановление мирового судьи судебного участка № 143 Волгоградской области от 25 октября 2010 года, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 143 Волгоградской области от 25 октября 2010 года директор <данные изъяты> Лапынин Ю.Г. привлечен к административной ответственности по ст.13.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Лапынин Ю.Г. обратился в суд с жалобой на незаконность принятого мировым судьей решения, указав, что в период с 19 сентября 2010 года по 30 сентября 2010 года прокуратурой Советского района г.Волгограда с привлечением специалиста отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Волгоградской области проведена проверка соблюдения исполнения требований законодательства о порядке сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах (персональных данных) в деятельности <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, где он является директором.
Между тем, суд не установил, на каком основании была проведена указанная проверка.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В данном случае проверяющим органом по вопросу о защите прав субъектов персональных данных является Управление Роскомнадзора по Волгоградской области, которое самостоятельно не проводило плановую проверку <данные изъяты> и не выявляло каких-либо нарушений ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Колледж своевременно направил в уполномоченный орган соответствующее уведомление, что нашло свое подтверждение в судебном заседании и факт осуществления прокурорского надзора с привлечением специалиста отдела по защите прав субъектов персональных данных фактически является подменой плановой проверки государственным органом, что в свою очередь является нарушением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Все остальные нарушения должны были быть подвержены проверке со стороны прокуратуры только по заявлению субъекта персональных данных.
Вместе с тем, заявления о нарушении прав указанных субъектов отсутствуют и в судебное заседание не исследовались.
К тому же, непредставление уведомления об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных подпадает под юрисдикцию ст. 13.11 КоАП РФ.
Таким образом, директор Колледжа Лапынин Ю.Г. не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 13.11. КоАП РФ ввиду незаконности проведенной проверки и недоказанности нарушений установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
На основании этого директор <данные изъяты> Лапынин Ю.Г. считает необходимым отменить постановления мирового судьи судебного участка № 143 от 25 октября 2010г., производство по делу прекратить.
В судебное заседание Лапынин Ю.Г. и его представитель не явились, причины неявки суду не сообщили, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании старший помощник прокуратуры Советского района г.Волгограда Мжельская Н.С. просит суд в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав представителя прокуратуры Советского района г.Волгограда, исследовав материалы дела, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст.13.11 КоАП РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных.
В соответствии с п. 6. Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).
Согласно п.7 Положения при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее - типовая форма), должны соблюдаться следующие условия:
а) типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
б) типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект
персональных данных может поставить отметку о своем согласии на
обработку персональных данных, осуществляемую без использования
средств автоматизации, - при необходимости получения письменного
согласия на обработку персональных данных;
в) типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый
из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел
возможность ознакомиться со своими персональными данными,
содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных
субъектов персональных данных;
г) типовая форма должна исключать объединение полей,
предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки
которых заведомо не совместимы.
Согласно п.8 Положения при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должна соблюдаться в том числе необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных.
На основании п.13 Положения обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.
Согласно п.15 Положения при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 143 Волгоградской области от 25.10.2010г. директор <данные изъяты> Лапынин Ю.Г. привлечен к административной ответственности по ст.13.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
В обосновании выводов о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ мировой судья ссылается на то, что в <данные изъяты> обработка персональных данных лиц, кандидатов на замещения вакантных должностей производится без согласия субъектов персональных данных (кандидатов). Кроме того, не соблюдено требование по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки. В <данные изъяты> отсутствует акт оператора о необходимости ведения журнала регистрации посетителей для однократного пропуска субъекта на территорию, на которой находится оператор, содержащий сведения о цели обработки персональных данных, способы фиксации и состав информации, запрашиваемый у субъекта персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальному носителю, и ответственных за ведение и сохранность журнала, сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных территорию оператора, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных. В <данные изъяты> отсутствовали сведения о цели обработки персональных данных, сроков обработки персональных данных, перечне действия с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, а также общего описания используемых оператором способ обработки в заявлении абитуриента, либо связанным с ним документе. Так же на момент проверки отсутствуют документы об установлении мест хранения персональных данных, перечня мер, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к персональным данным, и не был определен перечень лиц, ответственных за реализацию вышеуказанных мер.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Состав административного правонарушения образуется лишь в тех случаях, когда имеются все доказательства о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, добытые в соответствии с требованиями закона и оформленные надлежащим образом для каждой категории дел об административных правонарушениях.
В судебном заседании факт совершения директором <данные изъяты> Лапыниным Ю.Г. административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ подтверждается постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 3-7); актом проведения проверки (л.д. 8-9); правилами приема <данные изъяты> на 2010-2011 учебный год (л.д. 14-36); приказами о зачислении в число студентов колледжа на основное обучение абитуриентов (л.д. 37-39, 45-52); положением о работе с персональными данными (40-44): положением «О защите персональных данных в <данные изъяты> (л.д. 53-80); журналом регистрации посетителей (л.д. 83-84).
Доводы директора <данные изъяты> Лапынина Ю.Г. о том, что непредставление уведомления об обработке персональных данных попадает под юрисдикцию ст. 19.7 КоАП РФ.
Доводы директора <данные изъяты> Лапынина Ю.Г. о том, что проверка была проведена без какого-либо основания, опровергаются копией плана работы прокуратуры Советского района г.Волгограда на 2 полугодие 2010 года, представленного прокурором в судебном заседании, в соответствии с п.6 которого на период август-сентябрь 2010 года, заместителем прокурора района Покасовой О.В. и старшим помощником прокурора района Мжельской Н.С. запланировано проведение проверки с привлечением специалистов Управления Роскомнадзора по Волгоградской области исполнения требований законодательства о порядке сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) <данные изъяты> и т.д.
Согласно ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При таких обстоятельствах, утверждение директора <данные изъяты> Лапынина Ю.Г. о незаконности вынесенного мировым судьей постановления не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.
Исходя из вышеприведенной нормы закона, нарушений действующего законодательства при проведении проверки сотрудниками прокуратуры, судом не установлено.
Других доводов ставящих под сомнение законность вынесенного мировым судьей постановления жалоба директора <данные изъяты> Лапынина Ю.Г. не содержит.
Таким образом, квалификация действий директора <данные изъяты> Лапынина Ю.Г. мировым судьей дана верная, а наказание назначено с учетом тяжести совершенного административного правонарушения и его личности.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину директора <данные изъяты> Лапынина Ю.Г. в порядке ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ судом не установлено.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 143 Волгоградской области от 25.10.2010г. о привлечении директора <данные изъяты> Лапынина Ю.Г. к административной ответственности по ст.13.11 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 143 Советского района г.Волгограда от 25.10.2010г., которым Лапынин Юрий Геннадиевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей - оставить без изменения, жалобу директора <данные изъяты> Лапынина Юрия Геннадиевича - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья С.А. Фадеева