Дело № 12-105\2012 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г. Волгоград «22» мая 2012 года Федеральный судья Советского районного суда г. Волгограда Фадеева С.А., рассмотрев единолично административный материал по жалобе Кузнецова С.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении от 27 апреля 2012 года, вынесенном государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору, которым: КУЗНЕЦОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, гражданин <данные изъяты>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, работающий заместителем главы администрации Советского района г.Волгограда признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ: Кузнецов С.Ю., будучи должностным лицом, заместителем главы Администрации Советского района г. Волгограда, на основании постановления по делу об административном правонарушении № 062469 от 27 апреля 2012 года, вынесенного государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей. Согласно представленному административному материалу, указанное административное правонарушение им было совершено при следующих обстоятельствах. В период времени с 10.04.2012 года по 20.04.2012 года в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Волгограда совместно с ОНД по Советскому району г. Волгограда УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности было установлено, что в нарушении п. 21 и 32 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, территория Советского района г. Волгограда не очищена от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы по следующим адресам: овраг по ул. Коганова; территория напротив жилого дома № 13 по ул. Петроградская. Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении Кузнецов С.Ю. обратился с жалобой в суд, оспаривая законность привлечения его к административной ответственности. В обосновании поданной жалобы указал, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено со значительными нарушениями процессуальных норм КоАП РФ, должностным лицом не приведено доказательств его вины в совершенном административном правонарушении. Также заявителем было указано, что на основании Положения об Администрации Советского района г. Волгограда финансирование возложенных на неё функций, в том числе в области соблюдения противопожарной безопасности, осуществляется за счет средств бюджета городского округа город-герой Волгоград и на 2012 финансовый год, Департаментом финансов Администрации Волгограда на мероприятия, связанные с обеспечением мер пожарной безопасности до получателя бюджетных средств МБУ «ЖКХ Советского района» были доведены денежные средства на сумму 1000000 рублей, в связи с чем, в настоящее время, указанное учреждение подготавливает документацию на размещение муниципального заказа на ликвидацию несанкционированных свалок по состоянию на 3 квартал на территории Советского района г. Волгограда, в том числе и по адрес, указанных в постановлении по делу об административном правонарушении. В связи с чем, по мнению заявителя, он не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку полномочий по проведению мероприятий по защите населения на территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Постановлением от 08.02.2011 года № 93, на него, как на заместителя главы Администрации Советского района г. Волгограда, возложено не было. Кроме того, 24 апреля 2012 года, в ходе проведения обследования внутриквартальной территории по ул. Петроградская, 13 сводной комиссией Администрации Советского района г. Волгограда было установлено, что выявленные недостатки в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Волгограда совместно с ОНД по Советскому району г. Волгограда УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области были устранены силами ООО УК «ЖКХ Советского района». Просит суд оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Кузнецов С.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом и заблаговременно, причина не явки суду не известна. Представитель заявителя Ермолова О.А., действующая на основании доверенности № 01-53/16 от 15.05.2012 года, требования заявителя поддержала, на удовлетворении жалобы настаивала. Представитель ОНД по Советскому району г. Волгограда УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Черников М.В., действующий на основании доверенности № 4-6/1 от 10.01.2012 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы. Пояснить суду о том, имели ли место на момент вынесения постановления о привлечении Кузнецова С.Ю. к административной ответственности 27.04.2012 года, выявленные при проверке 20.04.2012 года нарушения не смог. Помощник прокурора Советского района г. Волгограда Мокроусова Е.Г. в судебном заседании также возражала против удовлетворения жалобы. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, изучив административный материал и доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. По смыслу статьей 2.1, 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленно, если это лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Судом по настоящему делу установлено, что в период времени с 10.04.2012 года по 20.04.2012 года в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Волгограда совместно с ОНД по Советскому району г. Волгограда УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности был выявлен факт нарушения п. 21 и 32 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, территория Советского района г. Волгограда не очищена от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы в овраге по ул. Коганова и на территории, прилегающей к жилому дому № 13 по ул. Петроградская. Указанные обстоятельства подтверждаются также и фототаблицей, составленной при проведении проверки и имеющейся в материалах дела. 20 апреля 2012 года по факту проведенной проверки заместителем прокурора Советского района г. Волгограда ФИО6 было возбуждено производство об административном правонарушении, которое было направлено в ОНД по г. Волгограду УНД МЧС России по Волгоградской области для дальнейшего рассмотрения. 25 апреля 2012 года государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору ФИО7 было вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которое было назначено на 10 часов 00 минут 27 апреля 2012 года. По результатам рассмотрения административного дела, государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору ФИО7 27 апреля 2012 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 062469, которым Кузнецов С.Ю. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей. В соответствии с пунктами 10 и 28 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся как обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, так и организация с осуществлением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По смыслу пунктов 1.1., 2.3.24, 2.3.15 и 2.3.25 Положения об Администрации Советского района г. Волгограда, утвержденного решением Волгоградской Городской Думы от 24.12.2010 года № 40/1252, Администрация Советского района Волгограда является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Советского района Волгограда, которая организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района; организует и осуществляет в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, мероприятия по защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; а также организует и контролирует в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории района. Согласно пунктам 12.3, 13.8 и 13.21 Приложения к Постановлению главы Администрации Советского района г. Волгограда от 08.02.2011 года № 93 « О распределении обязанностей между главой администрации и заместителями главы администрации Советского района г. Волгограда» Кузнецов С.Ю. осуществляет организацию и контроль за благоустройство территории района, а также сбора и вывоза твердых бытовых отходов от индивидуального жилого фонда на территории района и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ заключается в нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Субъектами указанной статьи являются как граждане, так должностные и юридические лица. С учетом анализа вышеуказанных нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что Кузнецов С.Ю., будучи должностным лицом, а именно заместителем главы Администрации Советского района г. Волгограда, в силу закона и возложенных на него полномочий, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Таким образом, в действиях Кузнецова С.Ю. усматриваются признаки состава административного правонарушения, однако суд считает, что вынесенное постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, с прекращением производства по делу, исходя из следующего. По смыслу закона, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом, а также с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (части 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ). В силу закона, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка осуществления государственной власти, от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а также добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, т.е. при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Суд считает, что действия Кузнецова С.Ю., хотя и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, не представляют существенного нарушения и угрозы охраняемым общественным правоотношениям, не повлекли тяжких последствий, поскольку выявленные недостатки в ходе проведенной прокуратурой Советского района г. Волгограда совместно с ОНД по Советскому району г. Волгограда УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области были устранены силами ООО УК «ЖКХ Советского района», до вынесения постановления о привлечении Кузнецова С.Ю. к административной ответственности, а именно 24.04.2012 года, о чем в материалах дела имеется соответствующий акт. В судебном заседании представителем ОНД по Советскому району г. Волгограда УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области Черниковым М.В. указанные доводы и доказательства заявителя не опровергнуты, иных доказательств обратного суду не представлено. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению, на основании ст.2.9 КоАП РФ, а Кузнецов С.Ю. освобождению от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Постановление государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору ФИО7 от 27 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Кузнецова Сергея Юрьевича, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Освободить от административной ответственности Кузнецова С.Ю. в связи с малозначительность совершенного правонарушения. Объявить Кузнецову Сергею Юрьевичу устное замечание. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд. Федеральный судья подпись С.А. Фадеева Копия верна Федеральный судья С.А. Фадеева .