Дело № 2-786/2010 года
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофановой Н.Ф. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кадетская школа г. Сосногорска» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации, обязании установить оклад,
У С Т А Н О В И Л :
Митрофанова Н.Ф. обратилась в суд с иском к МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска», просила обязать ответчика произвести перерасчёт её заработной платы с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг., в связи с увеличением МРОТ от 01.09.2007 г. до размера 2300 руб. (исходя из должностного оклада 2392 руб.), с 01.12.2008 г. - исходя из должностного оклада 2392 рубля, как у уборщика служебных помещений, 01.12.2009 г., в связи с увеличением МРОТ до 4330 руб., исходя из должностного оклада 4503,20 руб. уборщика служебных помещений с учётом выполненной работы, с учётом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; взыскать с ответчика в её пользу невыплаченную ей сумму ___ руб. с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; обязать ответчика установить базовый оклад работников МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска» на уровне 4330 руб. с одновременной индексацией согласно квалификации.
Требования истица мотивировала тем, что с Дата обезличенаг. она работает в МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска». Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2009 г., утверждённому постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010 г., размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части ст.133 Трудового Кодекса, также без учёта компенсационных, стимулирующих, равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом. Согласно ч. 1,2 ст. 129, 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Таким образом, базовый оклад должен соответствовать МРОТ, а должностной оклад исчисляться как МРОТ, с увеличением, согласно тарифным коэффициентам. С 01.09.2007 года ФЗ от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты РФ» был установлен минимальный размер оплаты труда, равный 2300 руб. В постановлении Правительства Республики Коми № 223 от 01.10.2007 года «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми» с 01.09.2007 года были изменены повышающие коэффициенты, а базовый оклад (1 разряда) составил 1404 рубля, что меньше МРОТ. Её оклад как у уборщика служебных помещений составил 1460 руб. = коэффициент для 2 разряда 1,04 х на оклад 1 разряда 1404 рубля. Учитывая, что базовый оклад не может быть ниже МРОТ, она должна была получать оклад = 2300 х 1,04 = 2392 руб.. Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 11.09.2008 года № 239 «Об оплате труда работников государственных общеобразовательных учреждений Республики Коми», постановлению Правительства Республики Коми от 11.09.2008 года № 234 «О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми», на территории РК в общеобразовательных учреждениях был установлен базовый оклад, равный 1404 руб., а не 2300 руб. С 01.12.2008 года введено в действие положение об оплате труда и материальном стимулировании работников бюджетной сферы, в котором размер базового оклада составляет 1404 руб., что ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в 2300 руб. В положении об оплате труда работников общеобразовательных учреждений, основанном на постановлении Правительства РК от 11.09.2008 г. № 239, не отражена тарифная сетка с соответствующими коэффициентами, однако коэффициент ее оклада рассчитать, как соотношение между её окладом и окладом, минимальным по отрасли. Этот коэффициент соответствует тарифным окладам и коэффициентам в тарифной сетке постановления Правительства РК от 11.09.2008 года № 234. Её должностной оклад 1460 руб., согласно постановлению Правительства РК от 11.09.2008г. № 239, отличается от минимального оклада учреждения (1404 руб.) в 3,027 раза. Таким образом, с 01.12.2008 г. её оклад уборщика служебных помещений должен был бы составлять: МРОТ (2300 руб.) х на коэффициент = 2392 руб.. С 01.01.2009 г. её должностной оклад составил бы: 4330 х1,04 = 4503,20 руб.. Но ни её работодатель, ни Правительство РК не внесло никаких изменений в базовый оклад после вступления в действие ФЗ №91 от 24.06.2008 г.. Таким образом, с 01.09.2007 г. ей начислялась заработная плата без учёта повышения МРОТ, что является нарушением трудового законодательства и влечет не выплату в установленном порядке всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, положенных ей в соответствии с трудовым договором и трудовым законодательством. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый человек имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. С 01.09.2007 года уровень оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по сути дискриминационно сравнялся с уровнем оплаты труда работников из регионов с благоприятными климатическими условиями, поскольку в понятие МРОТ были включены все выплаты за работу в суровых климатических условиях, стимулирующие и социальные выплаты.
Истица в суде не иске настаивала, подтвердила доводы, изложенные в иске, добавила, что кроме оклада получала доплаты за совмещение и доплаты из стимулирующего фонда. Со всеми доплатами и надбавками получала оплату не менее МРОТ. С доводами ответчика о том, что пропущен трёхмесячный срок для обращения в суд по требованию о взыскании недополученной заработной платы, начиная с 2007 года, не согласилась.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в суд представитель не явился, направили в суд отзыв на иск, где указано, что в течение спорного периода размер оплаты труда истицы соответствовал норме, установленной трудовым законодательством, а также истицей пропущен срок исковой давности, установленный ст. 392 ТК РФ.
Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Митрофановой Н.Ф. подлежат оставлению без удовлетворения.
Материалами дела установлено, что Митрофанова Н.Ф. с Дата обезличенаг. работает в МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска» уборщиком служебных помещений, о чём имеется копия трудовой книжки.
Оспаривая правильность начисления заработной платы с 01.09.2007 по 31.05.2010 г., истица указала на то, что в связи с увеличением минимального размера оплаты труда от 01.09.2007 года до 2300 руб., размер её оклада должен равняться 2392 рублей, в связи с увеличением минимального размера оплаты труда до 4330 руб., размер её оклада должен равняться 4503,20 рублей, поэтому просила произвести перерасчёт заработной платы и взыскать невыплаченные суммы.
Однако суд находит указанные доводы не основанными на законе и требования истицы не подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Учитывая доводы представителя ответчика, указанные в отзыве на иск о том, что в удовлетворении требований истицы следует отказать в связи с пропуском срока исковой давности и принимая во внимание, что иск о перерасчеёте заработной платы и взыскании невыплаченных сумм за период с Дата обезличена по Дата обезличена года заявлен Дата обезличена, то есть 3-х месячный срок обращения в суд истёк, учитывая, что истица ежемесячно получала заработную плату, знала о составных частях выплачиваемой заработной платы, доказательств уважительности причин пропуска срока истицей не представлено, ссылка на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ, который отозван, не является уважительной причиной для восстановления срока обращения в суд, то при таких обстоятельствах следует в иске о перерасчёте заработной платы и взыскании невыплаченных сумм за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд, и подлежит проверке правильность начисления и выплаты заработной платы истице за последние 3 месяца до момента обращения в суд.
Из лицевых счетов по оплате труда видно, что за 3 предшествующих месяца (март-май 2010 года) истица получала кроме должностного оклада надбавки из фонда стимулирования, доплату за совмещение, северные надбавки и районный коэффициент и оплата составляла не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
До 01.09.2007 г. в части 2 статьи 129 ТК РФ минимальная заработная плата (МРОТ) определялась, как установленный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в минимальный размер оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» с 01.09.2007 г. признана утратившей силу вышеназванная часть вторая статьи 129 ТК РФ, и часть четвёртая статьи 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Одновременно статьей 5 ФЗ от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ было установлено, что не допускается, в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 01.09.2007 г. (дня вступления в силу указанного Федерального закона).
Кроме того, сохранила действие часть третья статьи 133 ТК РФ, согласно которой месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) определяется, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В указанной статье тарифная ставка, оклад (должностной оклад) и базовый оклад (базовый должностной оклад) определяются, как размер оплаты труда, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
К выплатам компенсационного характера законодатель относит выплаты работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время).
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность высокие результаты труда, выплаты за качество работы, за стаж непрерывной работы и выслугу лет.
К социальным выплатам относятся выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, что может быть предусмотрено коллективным договором, соглашением, либо локальным нормативным актом в организации.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Указанное положение содержится также в ст. 133 ТК РФ.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Анализ вышеизложенных норм Закона свидетельствует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами заработной платы, его составной частью.
Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Данный вывод также нашёл отражение в позиции Конституционного суда РФ, изложенного в определении от 01.10.2009 г. №1 160-О-О, который, основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришёл к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Ссылка на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2009 года, утверждённый Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010 г., не может быть принята во внимание, поскольку, разъяснение на вопрос № 3 было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г..
При таких обстоятельствах, с учётом того, что заработная плата истицы составляет больше, чем показатель минимального размера оплаты труда, суд считает, что отсутствуют основания для признания требований истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы о неправильности исчисления заработной платы за спорный период основаны на неправильном толковании норм права. Поскольку не подлежит удовлетворению требование о взыскании невыплаченной заработной платы, её перерасчёте, то нет оснований для взыскания процентов (денежной компенсации) за задержку выплат и обязании установить базовый оклад.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Митрофановой Н.Ф. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Кадетская школа г. Сосногорска» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации, обязании установить оклад - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сосногорский суд с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена.
Председательствующий О.С. Дудина