об оспаривании действий органа местного самоуправления и органа гос. власти



Дело № 2-380/2010 годаР Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске гражданское дело по заявлению Иванова И.С., Макаровой Т.Д. об оспаривании действий органа местного самоуправления и органа государственной власти, признании недействительными общественных слушаний,

У С Т А Н О В И Л :

Иванов И.С. и Макарова Т.Д. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления и органа государственной власти и признании недействительными общественных слушаний, просили признать недействительными общественные слушания по вопросу передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины, проведённые в здании администрации МО МР «Сосногорск» Дата обезличена г.

Заявление мотивировано тем, что Дата обезличена г. в газете «Заря Тимана» было опубликовано объявление о проведении Дата обезличена г. в здании администрации МР «Сосногорск» по предложению Комитета лесов РК общественных слушаний по вопросу передачи в аренду лесных участков ГУ «Сосногорское лесничество» для заготовки древесины в лесном фонде восьми участковых лесничеств на территории Сосногорского района, в т.ч. Нижнеодесского и Конашъельского. Нижнеодесское и Конашъельское участковые лесничества находятся на территории городского поселения «Нижний Одес», где они проживают. Посёлок Нижний Одес является административным центром ГП «Нижний Одес». Проведение слушаний, исключительно в г. Сосногорске (более чем в 50 км от Нижнего Одеса), в рабочее время препятствовало их участию и других заинтересованных граждан в слушаниях. Платный проезд пассажирским транспортом от Нижнего Одеса до Сосногорска (и других посёлков) ограничивает число участников слушаний в зависимости от материального положения граждан. Конституция РФ гарантирует равенство прав граждан независимо от многих обстоятельств, в т.ч. имущественного положения и места жительства, обязывает органы местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права, а также гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии. Организаторы слушаний были обязаны обеспечить бесплатный доступ граждан к информации о намечаемой хозяйственной деятельности (как минимум - в населённых пунктах, являющихся центрами городских и сельских поселений, на территории которых находятся передаваемые в аренду леса), а также обеспечить условия для участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду. Считают, что в данном случае заинтересованными лицами путём создания препятствий к участию в слушаниях было нарушено их право на получение информации, затрагивающей их интересы, а также их право на участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите и воспроизводстве. В результате они не знают, на каких условиях и кому леса переданы в аренду.

В суде заявители уточнили требования, просили признать непроведение в п. Нижний Одес общественных слушаний по вопросу передачи в аренду лесных участков ГУ РК «Сосногорское лесничество» для заготовки древесины (в кварталах Номер обезличен Нижнеодесского участкового лесничества и в кварталах Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен Конашъельского участкового лесничества), нарушающим их права на получение информации, затрагивающей их интересы, а также их право на участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите и воспроизводстве, а также признать недействительными общественные слушания по вопросу передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины, проведённые в здании администрации МО МР «Сосногорск» Дата обезличена. Заявители подтвердили доводы, указанные в заявлении, Иванов И.С. пояснил также, что является членом общества охотников и рыболовов, охотником, оплачивает взносы. Лес - среда обитания для объектов охоты. Полагал, что их, заявителей, отстранили от участия в принятии решений, затрагивающих среду обитания объектов охоты. До проведения общественных слушаний они, заявители, не обращались в Администрацию МР «Сосногорск» с предложением о желании участвовать в слушаниях, и наличием препятствий в их участии. Узнали о проведении общественных слушаний после их проведения. Признать недействительными общественные слушания необходимо, потому что цель общественных слушаний не достигнута, а именно, они не проинформированы о намечаемой хозяйственной деятельности на территории Нижнеодесского и Конашъельского участковых лесничеств. Считают, что каждый должен быть информирован о намечаемой хозяйственной деятельности, и поэтому целесообразно проведение слушаний на территории пгт. Нижний Одес. При этом они будут иметь возможность обсуждать вопросы при принятии решений и вести контроль за их исполнением. Само по себе объявление в газете о проведении общественных слушаний с указанием номеров кварталов и наименований участковых лесничеств не является достаточной информацией о планируемой деятельности на территории этих лесных участков. Нет информации, где находятся эти лесные участки, не указано на какой срок передаются земельные участки, на каких условиях и т.д. Проведение общественных слушаний в г. Сосногорске дискриминирует жителей пгт. Нижний Одес, поскольку созданы неравные условия к доступу к информации по сравнению с жителями г. Сосногорска. На слушания необходимо было приехать в рабочее время, и нести расходы за проезд. Считают, что нарушены требования: Конституции РФ п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 24, ст. 42; ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 3, 11 13; ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» п. 2,8 ст. 8; Лесного кодекса РФ п. 7 ст. 1; Положения «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» п. 2.5, п. 2.7, п. 4.2, п. 4.9.

Представитель заинтересованного лица - Администрации МР «Сосногорск» Ворона Т.В., действующая по доверенности, с требованиями заявителей не согласилась, пояснила, что общественные слушания были проведены по заявке Комитета лесов РК в г. Сосногорске потому, что заявка включала в себя территории других муниципальных образований - поселений, расположенных на территории района (Висовское, Войвожское, Малоперское участковые лесничества). Большая территория указанных кварталов участковых лесничеств приходится на территорию городского поселения Сосногорск. Не исключает, что в будущем возможно проведение общественных слушаний на территории муниципальных образований городских и сельских поселений, если затрагиваются интересы жителей конкретных городских или сельских поселений. Заявка от Комитета лесов РК поступила в Администрацию МР «Сосногорск», поэтому были слушания проведены в Администрации МР «Сосногорск». Указали в газете «Заря Тимана» (районная газета) информацию о проведении общественных слушаний, чья заявка, когда и где будут проводиться общественные слушания, указали конкретные кварталы конкретных участковых лесничеств, в отношении которых будут проводиться общественные слушания по вопросу передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины, указали телефон для справок. Предложений до проведения общественных слушаний от жителей пгт. Нижний Одес, и конкретно заявителей, не поступало. Общественные слушания были проведены, о чём имеется протокол, и было вынесено решение согласовать общественные слушания. Полагала, что нормы Конституции и других законов, перечисленных заявителями, не нарушены. Проинформировано население разных населённых пунктов. Не были созданы препятствия для участия в слушаниях. В будущем намерены решать вопрос о проведении общественных слушаний, в том числе в выходные дни, и после рабочего дня. В данном случае предложений о проведении общественных слушаний в другом месте, в другое время не поступало. Проинформированы жители населённых пунктов были через СМИ.

Представитель заинтересованного лица - ГУ РК «Сосногорское лесничество» Газизянов З.Г. с заявлением согласился, пояснил, что обоснованно проводить общественные слушания на территории тех населённых пунктов, где находятся эти лесные участки. Общественные слушания действительно были проведены по заявке Комитета лесов РК, они были согласованы. Из указанных в протоколе общественных слушаний кварталов указанных участковых лесничеств были лесные участки сформированы и выставлены на аукцион на Дата обезличена г. В связи с отсутствием заявок на участие, аукцион не состоялся, и договоров аренды лесных участков не заключалось.

Заинтересованное лицо - Комитет лесов РК о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представитель не явился, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.

Заслушав заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Иванова И.С. и Макаровой Т.Д. подлежит оставлению без удовлетворения.

Согласно п. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статьей 24 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» среди основных принципов охраны окружающей среды - соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством. Статьей 11 данного ФЗ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно статьи 13 органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 2,8 ст. 8) предусмотрено право граждан на бесплатное предоставление информации, затрагивающей их права, от государственных органов и органов местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством. Согласно указанному Закону доступ к информации - это возможность получения информации, и её использования.

На основании п. 7 ст. 1 Лесного кодекса РФ предусмотрено участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах.

Из материалов дела следует, что Комитет лесов РК письмом от 26.11.2009г. обратился в Администрацию МО МР «Сосногорск» с ходатайством о проведении общественных слушаний на предмет передачи в аренду лесных участков, расположенных в восьми участковых лесничествах Сосногорского лесничества, в том числе Нижнеодесском и Конашъельском участковых лесничествах, а кроме того, Войвожском, Малоперском, Висском, Ираельском и других. Целью проведения общественных слушаний указано общественное участие в решении вопросов природопользования и реализации принципа открытости и прозрачности передачи лесных участков в аренду. Из доводов представителя Администрации МР «Сосногорск» следует, что данные общественные слушания были организованы Администрацией МО МР «Сосногорск» с целью информирования населения и участия общественности, на основании Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденного приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000г. № 372, и решения Совета МР «Сосногорск» от 10.04.2003 г. № 17 «О наделении полномочиями по распоряжению землями».

Из материалов дела и доводов представителей заинтересованных лиц следует, что администрацией МО МР «Сосногорск» слушания были назначены на Дата обезличена г. в здании администрации муниципального района «Сосногорск», поскольку вопрос затрагивал интересы нескольких муниципальных образований городских и сельских поселений, расположенных на территории района. Информация о проведении слушаний Дата обезличена г. была опубликована в газете «Заря Тимана», и направлена в адрес администраций муниципальных образований городских и поселений, на территории которых расположены лесные участки. В установленный срок замечаний и предложений от населения не поступило, представители населения пгт. Нижний Одес к назначенному времени не явились. В результате обсуждения вопроса передачи в аренду лесных участков было принято решение о согласовании Комитету лесов РК данной передачи. Результаты проведенных слушаний носили рекомендательный характер. В ходатайстве инициатора слушаний предложений о месте и времени их проведения указано не было.

Довод заявителей о том, что общественные слушания были проведены в г. Сосногорске, а не в пгт. Нижний Одес, и непроведение их в пгт Нижний Одес нарушает их права, поэтому указанные общественные слушания следует признать недействительными, - не состоятелен и не подтверждается материалами дела.

Данными общественными слушаниями затрагивались интересы нескольких муниципальных образований городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск», т. к. лесные участки расположены, в том числе на территориях других участковых лесничеств, в частности, Войвожского, Малоперского, Айювинского, Висского, Усть-Ухтинского, Ираёльского, что подтверждается копией заявки на проведение слушаний, копией информации из газеты «Заря Тимана» (л.д. 7, 15, 16).

В письме (заявке) Комитета лесов РК от 26.11.2009 г. в адрес Администрации МО МР «Сосногорск» о проведении общественных слушаний на предмет передачи в аренду лесных участков восьми участковых лесничеств Сосногорского лесничества, не было предложений о времени и месте проведения данных слушаний, что подтверждается копией данного письма (л.д.16).

Не опровергнут довод представителя Администрации МО МР «Сосногорск» о том, что не было предложений от жителей пгт. Нижний Одес, и в частности, от заявителей, о желании участвовать в общественных слушаниях и наличии каких-то препятствий для участия в слушаниях, а также не были переданы вопросы для обсуждения на слушаниях, что подтверждается копией протокола от Дата обезличена г. (л.д. 12,13). Кроме того, не опровергнут довод о том, что решение по результатам проведения общественных слушаний носит рекомендательный характер.

Из доводов представителя ГУ РК «Сосногорское лесничество» и материалов дела видно, что из указанных в протоколе общественных слушаний от Дата обезличена г. кварталов, Комитет лесов РК сформировал 8 участков и выставил на аукцион на Дата обезличена г. В связи с отсутствием заявок на участие, назначенный аукцион по аукционным единицам по территории лесничества не состоялся и в последующем по лесным кварталам, указанным в протоколе общественных слушаний, договора аренды лесных участков не заключались, то есть неблагоприятных последствий для жителей пгт. Нижний Одес и в частности, заявителей, не наступило.

Таким образом, доказательств, что нарушены права заявителей не представлено, также как и не представлено доказательств, что нарушены требования Конституции РФ п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 24, ст. 42; ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. 3, 11 13; ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» п. 2,8 ст. 8; Лесного кодекса РФ п. 7 ст. 1; Положения «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» п.2.5, п.2.7, п.4.2, п.4.9.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых; нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таких доказательств, подтверждающих, что результате проведения общественных слушаний нарушены права и свободы заявителей, созданы препятствия к осуществлению заявителями их прав и свобод, на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности - не представлено.

Довод заявителей о том, что проведение общественных слушаний на территории административного центра МР «Сосногорск» нарушает право заявителей на получение информации, затрагивающей их интересы, а также их право на участие в подготовке решений, и участие в слушаниях затруднительно для них и является платным, не является достаточным основанием для удовлетворения требования и признании недействительными общественных слушаний. Законом не предусмотрено обязательное ознакомление каждого проживающего на территории намечаемой хозяйственной и иной деятельности, могущей воздействовать на окружающую среду, с проведением слушаний на территории каждого отдельного поселения, где будет осуществляться намечаемая деятельность. Информация о проведении слушаний заблаговременно Дата обезличена г. была опубликована в газете «Заря Тимана», и направлена в адрес администраций муниципальных образований городских и сельских поселений, на территории которых расположены лесные участки. Таким образом, у заявителей имелась возможность получения информации и участия в проведении слушаний. Других доказательств, подтверждающих проведение общественных слушаний в здании администрации МО МР «Сосногорск» Дата обезличена года с нарушением требований закона - не представлено.

С учётом изложенных обстоятельств и доказательств, исследованных в суде, суд считает, что заявление Иванова И.С. и Макаровой Т.Д. подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования Иванова И.С., Макаровой Т.Д. об оспаривании действий органа местного самоуправления и органа государственной власти, и признании недействительными общественных слушаний по вопросу передачи в аренду лесных участков для заготовки древесины, проведённых в здании администрации МО МР «Сосногорск» Дата обезличена, и признании непроведения в пгт. Нижний Одес общественных слушаний по вопросу передачи в аренду лесных участков ГУ РК «Сосногорское лесничество» для заготовки древесины (в кварталах Номер обезличен Нижнеодесского участкового лесничества и в кварталах Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен Конашъельского участкового лесничества), нарушающим права на получение информации, на участие в подготовке решений - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в 10-дневный срок через Сосногорский суд с даты изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена.

Председательствующий Дудина О.С.

.

.

.

.

.

.