Дело № 2-761/2010 года
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юриной Г.Ю. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №3» пгт. Нижний Одес о взыскании невыплаченной заработной платы и процентов (денежной компенсации),
У С Т А Н О В И Л:
Юрина Г.Ю. обратилась в суд с иском к МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» пгт. Нижний Одес, просила обязать ответчика произвести перерасчёт её заработной платы с Дата обезличена по Дата обезличена, в связи с увеличением МРОТ от 01.09.2007г. до размера 2300 руб. (исходя из должностного оклада 6440 руб.); взыскать с ответчика в её пользу невыплаченную сумму с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Требования истица мотивировала тем, что с Дата обезличена по Дата обезличена она работала в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» пгт. Нижний Одес. Согласно обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2009 г., утверждённому постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010 г., размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ст.133 Трудового Кодекса, также без учёта компенсационных, стимулирующих, равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом. Согласно ч. 1,2 ст. 129, 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Таким образом, базовый оклад должен соответствовать МРОТ, а должностной оклад исчисляться как МРОТ, с увеличением, согласно тарифным коэффициентам. С 01.09.2007 года ФЗ от 20.04.2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты РФ» был установлен минимальный размер оплаты труда, равный 2300 руб. В постановлении Правительства Республики Коми № 223 от 01.10.2007 года «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми» с 01.09.2007 года были изменены повышающие коэффициенты, а базовый оклад (1 разряда) составил 1404 рубля, что меньше МРОТ. Её оклад составил 3432 рубля = коэффициент для 13 разряда 2,8 на оклад 1 разряда 1404 рубля. Учитывая, что базовый оклад не может быть ниже МРОТ, она должна была получать оклад = 2300х 2,8 = 6440 рублей. Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 11.09.2008 года № 239 «Об оплате труда работников государственных общеобразовательных учреждений Республики Коми», постановлению Правительства Республики Коми от 11.09.2008 года № 234 «О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми», на территории РК в общеобразовательных учреждениях был установлен базовый оклад, равный 1404 руб., а не 2300 руб. С 01.12.2008 года введено в действие положение об оплате труда и материальном стимулировании работников МДОУ «Детский сад комбинированного вида №3» пгт. Нижний Одес, в котором размер базового оклада составляет 1404 руб., что ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в 2300 руб. В положении об оплате труда работников общеобразовательных учреждений, основанном на постановлении Правительства РК от 11.09.2008 г. № 239, не отражена тарифная сетка с соответствующими коэффициентами, однако коэффициент ее оклада следует рассчитать, как соотношение между ее окладом и окладом, минимальным по отрасли. Этот коэффициент соответствует тарифным окладам и коэффициентам в тарифной сетке постановления Правительства РК от 11.09.2008 года № 234. Согласно ч. 3 ст.37 Конституции РФ, каждый человек имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. С 01.09.2007 года уровень оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по сути дискриминационно сравнялся с уровнем оплаты труда работников из регионов с благоприятными климатическими условиями, поскольку в понятие МРОТ были включены все выплаты за работу в суровых климатических условиях, стимулирующие и социальные выплаты.
Истица о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика - Мачульская Т.Л. в суде с иском не согласилась, пояснила, что Юрина Г.Ю. работала в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» пгт. Нижний Одес в качестве +++++++ с Дата обезличена., и уволена Дата обезличена. Из лицевых счетов по оплате видно, что за время работы истица получала кроме должностного оклада, надбавки из фонда стимулирования, доплату за выслугу лет, и с учётом северных надбавок и районного коэффициента от 7000 до 8600 рублей за 2008 год. Полагала, что права истицы по оплате труда не нарушены, она не получала оплату труда ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Также пояснила, что истица уволена в Дата обезличена., все причитающиеся выплаты работником были получены при увольнении. Полагала, что в настоящее время 3-х месячный срок обращения в суд с иском о взыскании невыплаченной заработной платы истёк. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено в материалы дела, ссылка на обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ не является уважительной причиной для восстановления срока обращения в суд. Поскольку права истицы не нарушены, то оснований для удовлетворения требований нет. Если истца полагала, что права нарушены, то могла своевременно обратиться в суд за защитой своих прав.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Юриной Г.Ю. подлежат оставлению без удовлетворения.
Материалами дела установлено, что Юрина Г.Ю. работала в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» пгт. Нижний Одес в качестве ++++++++ с Дата обезличена., и уволена Дата обезличена, о чём представлены копии приказов. Из лицевых счетов по оплате труда видно, что за спорный период истица получала кроме должностного оклада, надбавки из фонда стимулирования, доплату за выслугу лет, северные надбавки и районный коэффициент и оплата труда составляла не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Оспаривая правильность начисления заработной платы с Дата обезличена по Дата обезличена., истица указала на то, что в связи с увеличением минимального размера оплаты труда от 1.09.2007 года до 2300 руб., размер её оклада должен равняться 6440 рублей, определяемый путём умножения 2300 руб. на 2,8 (коэффициент для 13 разряда 2,8 на оклад 1 разряда 1404 рубля), поэтому подлежит перерасчёту заработная плата и взысканию невыплаченные суммы.
Однако суд находит указанные доводы не основанными на законе и требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
До 1.09.2007г. в части 2 статьи 129 ТК РФ минимальная заработная плата (МРОТ) определялась как установленный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в минимальный размер оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» с 01.09.2007 г. признана утратившей силу вышеназванная часть вторая статьи 129 ТК РФ, и часть четвёртая статьи 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Одновременно статьей 5 ФЗ от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ было установлено, что не допускается в связи с принятием данного Федерального закона снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до 01.09.2007 г. (дня вступления в силу указанного Федерального закона).
Кроме того, сохранила действие часть третья статьи 133 ТК РФ, согласно которой месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В указанной статье тарифная ставка, оклад (должностной оклад) и базовый оклад (базовый должностной оклад) определяются как размер оплаты труда без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
К выплатам компенсационного характера законодатель относит выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время).
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность, высокие результаты труда, выплаты за качество работы, за стаж непрерывной работы и выслугу лет.
К социальным выплатам относятся выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, что может быть предусмотрено коллективным договором, соглашением либо локальным нормативным актом в организации.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Указанное положение содержится также в ст.133 ТК РФ.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Анализ вышеизложенных норм Закона свидетельствует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами заработной платы, его составной частью.
Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда РФ, изложенного в определении от 01.10.2009 г. № 1160-О-О, который, основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвёртой статьи 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Ссылка на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2009 года, утверждённый Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010 г., не может быть принята во внимание, поскольку разъяснение на вопрос № 3 было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г..
При таких обстоятельствах, с учетом того, что заработная плата истицы составляет больше, чем показатель минимального размера оплаты труда, суд считает, что отсутствуют основания для признания требований истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы о неправильности исчисления заработной платы за спорный период основаны на неправильном толковании норм права. Поскольку не подлежит удовлетворению требование о взыскании невыплаченной заработной платы, ее перерасчёте, то нет оснований для взыскания процентов (денежной компенсации) за задержку выплат.
Кроме того, на основании статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Материалами дела установлено, что истица уволена в Дата обезличена., все причитающиеся выплаты работником были получены при увольнении. Учитывая доводы представителя ответчика о том, что в удовлетворении требований истца следует отказать в связи с пропуском срока исковой давности и принимая во внимание, что иск заявлен в Дата обезличена, то есть 3-х месячный срок обращения в суд с иском о взыскании невыплаченной заработной платы истёк, доказательств уважительности причин пропуска срока истицей не представлено, ссылка на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ, который отозван, не является уважительной причиной для восстановления срока обращения в суд, то при таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат также в связи с пропуском срока обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Юриной Г.Ю. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №3» п. Нижний Одес о взыскании невыплаченной заработной платы и процентов (денежной компенсации) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сосногорский суд с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено Дата обезличена.
Председательствующий О.С. Дудина