Дело № 2-1140/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСОСНОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе: председательствующего судьи Дудиной О.С.,
при секретаре Подойницыной И.Е.,
с участием прокурора Карчевской Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске
19 ноября 2010 года заявлению Коваленко М.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному округу № 14 Сясько Н.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Коваленко М.В. обратился в Сосногорский городской суд с заявлением, просил признать незаконным и отменить постановление ТИК г. Сосногорска № 08-01/33 от 03 ноября 2010 года «О регистрации кандидатов в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Сясько Н.В.
Требования мотивировал тем, что постановлением ТИК г. Сосногорска № 08-01/2 от 04 октября 2010 года на 28.11.2010 года назначены досрочные выборы депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва. 03.11.2010 года ТИК г. Сосногорска принято решение в форме постановления № 08-01/33 о регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Сясько Н.В. По его мнению, постановление ТИК г. Сосногорска № 08-01/33 от 03.11.2010 года в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Сясько Н.В., не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, а следовательно вынесено незаконно и подлежит отмене судом. Сясько Н.В. выдвигался кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 14 путем самовыдвижения. Согласно ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. В соответствии с положениями п. 1 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. В силу п. 2 ст. 38 количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи. В соответствии с требованиями ст. 37, ст. 38 постановлением ТИК г. Сосногорска от 08.10.2010 г. № 01-08/5 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения досрочных выборов депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва», для выдвижения и регистрации Сясько Н.В. необходимо было собрать не менее 51 подписи и не более 57 подписей избирателей соответствующего избирательного округа. Для своей регистрации Сясько Н.В. представил в ТИК г. Сосногорска подписные листы, содержащие 56 подписей избирателей. Одна подпись согласно заключению рабочей группы ТИК г. Сосногорска по проверке подписных листов была признана недействительной (подпись избирателя ПН. - № на втором подписном листе). Учитывая тот факт, что 55 подписей (56 представлено минус одна недействительная) достаточно для регистрации Сясько Н.В. кандидатом в депутаты, ТИК г. Сосногорска было принято решение о регистрации его кандидатом. Согласно п. 8 ст. 37 Закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. В силу п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ (ред. от 17.02.2010) "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" (далее - Закон N 65-РЗ) недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений, либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пп. 3), подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых, не внесены ими собственноручно(пп. 5), подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы (пп. 6). При этом, в подписных листах, представленных Сясько Н.В., имеются следующие подписи, которые подлежат признанию недействительными (приведены в таблице).
№ подписного листа | Номер позиции в подписном листе | Нарушения, допущенные при сборе подписей | Основание для признания подписи недействительной/недостоверной |
2 | 2 (ПН.) | Название населенного пункта указано не в соответствии с данными паспорта (Н-Одес) | пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
2 | 3 (ПИ.) | Название населенного пункта указано не в соответствии с данными паспорта (Н-Одесс) | пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
2 | 5 | Название населенного пункта указано не в соответствии с данными паспорта (Н-Одес) | пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
2 | 7 (УН.) | Исправления в адресе, не оговоренные ни избирателем, ни кандидатом | пп. 5 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
2 | 9 (М) | Исправления в адресе, не оговоренные ни избирателем, ни кандидатом | пп. 5 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
3 | 13 (Г) | Исправления в дате внесения подписи, не оговоренные ни избирателем, ни кандидатом | пп. 5 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
5 | 1 (Б) | Исправления в адресе, не оговоренные ни избирателем, ни кандидатом | пп. 5 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
Таким образом, в связи с наличием таких недостатков как отсутствие наименования субъекта Российской Федерации, района и населенного пункта в адресе места жительства избирателей, неоговоренное избирателем исправление даты внесения подписи, указал, что еще семь подписей подлежат признанию недействительными. Следовательно, общего количества представленных действительных подписей избирателей недостаточно для регистрации Сясько Н.В. кандидатом в депутаты (55-7=48, что меньше 51). Таким образом, ТИК г. Сосногорска не имела законных оснований принимать оспариваемое решение в части регистрации кандидатом Сясько Н.В.
Впоследствии представитель заявителя по доверенности - Дзуцева О.В. обратилась в суд с дополнениями к заявлению, которые мотивированы тем, что в подписных листах, представленных Сясько Н.В. в ТИК г. Сосногорска, имеются следующие подписи, которые подлежат признанию недействительными (приведены в таблице).
№ п/п | № подписного листа | № позиции в подписном листе | Нарушения, допущенные при сборе подписей | Основание для признания подписи недействительной/недостоверной | ||||
1. | 1,2,3,4,5 | Все позиции (все подписи) | Оформление подписных листов, представленных Сясько Н.В., не по форме, предусмотренной приложением 4 к Закону РК от 07.07.2006 N 65-РЗ (отсутствует подстрочник) | пп. 14 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" | ||||
2. | 1,2,3,4,5 | Все позиции (все подписи) | Сведения о кандидате не соответствуют действительности (в графе должность, место работы, род занятий указано «предприниматель», в то время как Сясько Н.В. является индивидуальным предпринимателем)* | пп. 7 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
3. | 3 | Все позиции (все подписи) | В сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (исправления в дате рождения не оговорены, то есть, не оговорено: что исправлено и какую запись, считать действительной) | пп. 7 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
4. | 1 | 7 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях - об избирателе (в наименовании улицы) | пп. 6 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
5. | 2 | 1 | Отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений (отсутствует указание на номер дома в адресе места жительства) | пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
6. | 2 | 2 | Отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений (отсутствует указание на номер дома, номер квартиры в адресе места жительства), Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (в адресе места жительства указано «Республика Ко Коми») | пп. 2, пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
7. | 2 | 3 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе (в написании отчества избирателя), Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (отчество указано как «филиппови»; в адресе места жительства указано «Рес Кошм, п.Н.-ОдесС») | пп. 6, пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
8. | 2 | 4 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (указано улица «нефтянников») | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
9. | 2 | 5 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе (в написании имени избирателя), Отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений (отсутствует указание на номер дома, номер квартиры в адресе места жительства) | пп. 6, пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
10. | 2 | 6 | Отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений (отсутствует указание на номер дома, номер квартиры в адресе места жительства) | пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
11. | 2 | 7 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе (в наименовании субъекта РФ), Отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений (отсутствует указание на номер дома, номер квартиры в адресе места жительства) | пп. 6, пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
12. | 2 | 8 | Отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений (отсутствует указание на номер дома, номер квартиры в адресе места жительства) | пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
13. | 2 | 9 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе (в наименовании субъекта РФ), Отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений (отсутствует указание на номер дома, номер квартиры в адресе места жительства) | пп. 6, пп. 3 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
14. | 2 | 13 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе (в наименовании улицы) | пп. 6, п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
15. | 3 | 13 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе (в наименовании улицы), Специально не оговоренное избирателем исправление в дате внесения подписи | пп. 6, пп. 5 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
16. | 4 | 6 | Специально не оговоренное избирателем исправление в дате внесения подписи | пп. 5 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
17. | 9 | Специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе (в написании номера дома) | пп. 6, п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | |||||
18. | 5 | 1 | Специально не оговоренное избирателем исправление в дате внесения подписи | пп. 5 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
19. | 3 | 5 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (паспортных данных) | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
20. | 3 | 10 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (паспортных данных, адреса места жительства) | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
21. | 3 | 11 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (паспортных данных, адреса места жительства) | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
22. | 3 | 14 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (паспортных данных) | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
23. | 4 | 4 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (паспортных данных) | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
24. | 4 | 10 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (адрес места жительства) | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
25. | 4 | 11 | Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (адрес места жительства) | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ | ||||
26. | Все листы | Все подписи | Указание в подписном листе | пп. 2 п. 7 ст. 15 Закона Республики | ||||
сведений об избирателе, не соответствующих действительности (в адресе места жительства указано Сосногорский район, в то время как в действительности г. Сосногорск) | Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ |
Таким образом, в связи с наличием таких недостатков как указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности; отсутствие указания требуемых в соответствии с Законом сведений об избирателях; специально не оговоренное избирателем исправление в дате внесения подписи; специально не оговоренное избирателем, лицом, заверяющим подписные листы, исправление в сведениях об избирателе; не соответствие действительности сведений о кандидате; специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей; оформление подписных листов не по форме, предусмотренной приложением 4 к Закону Республики Коми от 07.07.2006 N 65-РЗ., указано, что все подписи в подписных листах представленных Сясько Н.В., подлежат признанию недействительными. Следовательно, общего количества представленных действительных подписей избирателей недостаточно для регистрации Сясько Н.В. кандидатом в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14.
Заявитель Коваленко М.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, доверил представлять свои интересы Дзуцевой О.В.
В суде представитель заявителя Дзуцева О.В., действующая по доверенности, требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении и в дополнении к заявлению.
В суде председатель Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска Гаврилова Л.П. с заявлением не согласилась.
Заинтересованное лицо Сясько Н.В. с заявлением не согласился.
Заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, а также, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявления.
Материалами дела установлено, что 04 октября 2010 г. ТИК г. Сосногорска были назначены досрочные выборы депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва, о чем имеется копия постановления. Сроки избирательных действий сокращены на одну треть.
03.11.2010 года ТИК г. Сосногорска принято постановление № 08-01/33 о регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Сясько Н.В., о чем имеется копия постановления. Сясько Н.В. выдвигался кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 14 путём самовыдвижения.
Согласно ст. 34 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона N 67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом, и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Согласно п. 2 ст. 38 количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.
В соответствии с требованиями ст. 37, ст. 38 Закона N 67-ФЗ, постановлением ТИК г. Сосногорска от 08.10.2010 г. № 01-08/5 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения досрочных выборов депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва», для выдвижения и регистрации Сясько Н.В. необходимо было собрать не менее 51 подписи и не более 57 подписей избирателей соответствующего избирательного округа. Для своей регистрации Сясько Н.В. представил в ТИК г. Сосногорска подписные листы, содержащие 56 подписей избирателей. Одна подпись согласно заключению рабочей группы ТИК г. Сосногорска по проверке подписных листов была признана недействительной.
Учитывая, что 56 подписей (56 представлено минус одна недействительная) являлось достаточным для регистрации Сясько Н.В. кандидатом в депутаты, ТИК г. Сосногорска было принято решение о регистрации его кандидатом.
Согласно п. 8 ст. 37 Закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
В силу п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ (ред. от 17.02.2010) "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" недействительными считаются подписи избирателей, в частности подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.п.2). В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из истребованных в ТП УФМС России по Республике Коми в п. Нижний Одес в г. Сосногорске сведений о месте жительства следует, что ДЛФ, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, зарегистрирована по <адрес>, имеет паспорт серии №. Из подписного листа 3 позиция 11 следует, что ДЛФ., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, проживает по месту жительства в <адрес>, паспорт указан серии №, то есть не соответствуют действительности ни данные о месте жительства, ни данные о выданном паспорте.
ДМВ, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, имеет паспорт серии №. Из подписного листа 3 позиция 10 следует, что ДМВ., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, проживает по месту жительства в <адрес>, имеет паспорт серии №, то есть не соответствуют действительности ни данные о месте жительства, ни данные о выданном паспорте.
На основании изложенного указанные две подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, подлежат признанию недействительными в силу п.п. 2 п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ.
По сведениям ТП УФМС России по Республике Коми в п. Нижний Одес в г. Сосногорске также следует, что СИН., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, и СИВ., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, временно зарегистрированы в <адрес> (подписной лист 4, позиция 10,11).
Поскольку регистрация граждан производится по месту жительства либо по месту пребывания, то при временной регистрации указанные граждане не обладают активным избирательным правом по данному избирательному округу, а поэтому эти две подписи следует признать недействительными в силу п.п. 1 п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ.
В силу п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ (ред. от 17.02.2010) "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" недействительными считаются подписи избирателей, в частности подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателем (п.п. 5). Из подписного листа 3 позиция 13 следует, что имеется исправление в написании улицы, и подпись лица, удостоверяющего подписной лист. Однако имеется исправление и в дате внесения подписи в подписной лист, дата должна быть внесена избирателем собственноручно и при наличии исправления - оговорено избирателем, чего не было сделано. Довод заинтересованного лица Сясько Н.В., что им произведена запись сведений об избирателе и автоматически продолжена запись в дате внесения подписи, им зачеркнута и внесена дата избирателем - не опровергает наличия исправления в графе «дата внесения подписи», которую заполняет именно избиратель собственноручно и наличие любых исправлений должно быть оговорено избирателем. При таких обстоятельствах указанная подпись подлежит признанию недействительной.
В силу п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ (ред. от 17.02.2010) "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" недействительными считаются подписи избирателей, в частности подписи избирателей, даты внесения которых, не внесены ими собственноручно (пп. 5).
По ходатайству представителя заявителя определением суда от 17.11.2010 г. по делу была назначена судебная почерковедческая экспертиза. Согласно заключению эксперта № З-141 от 18.11.2010 г. Межрайонного экспертно-криминалистического отдела № 3 ЭКЦ МВД по РК с дислокацией в ОВД по г. Сосногорску, цифровые записи в подписном листе № 3 в строках 3,4,5 графе 6 «дата внесения подписи» вероятно, выполнены одним лицом.
Из заключения эксперта АА. и его разъяснений в суде следует, что при исследовании цифровых записей в подписном листе № 3 в строках 3,4,5 графе 6 «дата внесения подписи» указаны общие признаки, при сравнении указанных цифровых записей между собой установлено совпадение как общих признаков: по форме, размеру, разгону, направлению, наклону, а также по частным признакам. Указанные признаки индивидуальны и являются достаточным основанием для вероятного положительного вывода о том, что цифровые записи в подписном листе 3 в указанных строках 3,4,5 графе 6 «дата внесения подписи» выполнены одним лицом. Выявить большее количество идентификационных признаков не удалось из-за краткости и простоты строения исследуемых цифровых записей, поэтому решить вопрос в категорической форме, не представилось возможным. Также эксперт разъяснил, что при сравнении цифровых записей между собой не выявлено ни одного отрицательного признака (что выполнены не одним лицом, а разными лицами), и из 9 достаточных признаков выявлено положительных 5 признаков (что выполнены одним лицом). То есть заключение не содержит категоричного отрицательного вывода, не доверять заключению эксперта, оснований нет.
На основании заключения эксперта, согласно которого подписи избирателей в подписном листе № 3 строках 3,4,5 (ЛЕВ., ПЛК., СНК.) в графе 6 «дата внесения подписи» внесены, вероятно, одним лицом, то есть даты внесения подписи не внесены указанными избирателями каждым собственноручно, указанное обстоятельство не опровергнуто в суде, а поэтому в силу п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми", две подписи избирателей из трех подлежат признанию недействительными. При этом суд принимает во внимание, что указанные избиратели проживают по одному месту жительства, и имелась возможность одному избирателю проставить дату внесения подписи за всех троих.
Довод, что название населенного пункта указано не в соответствии с данными паспорта (Н-Одес, вместо пгт. Нижний Одес) в подписном листе 2 позиция 2, 5 - не является нарушением, поскольку является допустимым сокращением, не препятствующем однозначному восприятию данных об избирателе.
Указание в подписном листе сведений об избирателе, не соответствующих действительности (в адресе места жительства указано Сосногорский район, в то время как в действительности г. Сосногорск, пгт Нижний Одес) - не является достаточным основанием для признания подписей недействительными, поскольку учитывая, что в паспортах жителей, проживающих в пгт. Нижний Одес, имеется указание в адресе места жительства на Сосногорский район, п. Нижний Одес, в некоторых указание на г. Сосногорск, п. Нижний Одес.
Указание на оформление подписных листов, представленных Сясько Н.В., не по форме, предусмотренной приложением 4 к Закону РК от 07.07.2006 N 65-РЗ (только отсутствует подстрочник, остальное соответствует форме) при наличии указания, что выдвижение кандидата Сясько Н.В. производится именно в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» 4 созыва по одномандатному избирательному округу № 14 - не свидетельствует о наличии достаточных оснований для признания всех подписей в подписных листах недействительными.
Наличие орфографических ошибок в написании наименования улицы, отчества избирателем - не является основанием для признания подписей недействительными.
С учетом изложенного, установлено и подтверждается материалами дела, что кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Сясько Н.В. представлено не достаточное количество достоверных и действительных подписей избирателей (55 подписей минус 7 подписей, признанных судом недействительными), а необходимо было представить не менее 51 подписи и не более 57 подписей избирателей соответствующего избирательного округа, однако Сясько Н.В. был зарегистрирован 03.11.2010 года кандидатом в депутаты, что нельзя признать правильным, то при таких обстоятельствах постановление ТИК г. Сосногорска от 03.11.2010 года в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Сясько Н.В. не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, принято с нарушением требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а поэтому подлежит отмене судом.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Коваленко М.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному округу № 14 Сясько Н.В., - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Сосногорска№ 08-01/33 от 03 ноября 2010 года «О регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» четвертого созыва в части регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Сясько Н.В.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в 5-ти дневный срок через Сосногорский суд РК с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2010 года.
Председательствующий Дудина О.С.
.
.
.
.
.
.