Дело № 2-1139/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСОСНОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе: председательствующего судьи Дудиной О.С.,
при секретаре Подойницыной И.Е.,
с участием прокурора Карчевской Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске
18 ноября 2010 года заявлению Ушаковой И.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному округу № 17 Манчинской З.Б.,
У С Т А Н О В И Л:
Ушакова И.В. обратилась в Сосногорский городской суд с заявлением, просила признать незаконным и отменить постановление ТИК г. Сосногорска № 08-01/33 от 03 ноября 2010 года «О регистрации кандидатов в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Манчинской З.Б.
Требования мотивировала тем, что постановлением ТИК г. Сосногорска № 08-01/2 от 04 октября 2010 года на 28.11.2010 года назначены досрочные выборы депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва. 03.11.2010 года ТИК г. Сосногорска принято решение в форме постановления № 08-01/33 о регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Манчинской З.Б. По ее мнению, указанное постановление ТИК г. Сосногорска от 03.11.2010 года в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Манчинской З.Б., не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, а следовательно вынесено незаконно и подлежит отмене судом. Указано, что Манчинская З.Б. выдвигалась кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 17 путем самовыдвижения. Согласно ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. В соответствии с положениями п. 1 ст. 37 Закона N 67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. В силу п. 2 ст. 38 количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи. В соответствии с требованиями ст. 37, ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, постановлением ТИК г. Сосногорска от 08.10.2010 г. № 01-08/5 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения досрочных выборов депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва», для выдвижения и регистрации Манчинской З.Б. необходимо было собрать не менее 48 подписей и не более 53 подписей избирателей соответствующего избирательного округа. Для своей регистрации Манчинская З.Б. представила в ТИК г. Сосногорска подписные листы, содержащие 50 подписей избирателей. Две подписи согласно заключению рабочей группы ТИК г.Сосногорска по проверке подписных листов были признаны недействительными. Учитывая тот факт, что 48 подписей (50 представлено минус две недействительные) достаточно для регистрации Манчинской З.Б. кандидатом в депутаты, ТИК г.Сосногорска было принято решение о регистрации ее кандидатом. Согласно п. 8 ст. 37 Закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. В силу п. 7 ст. 15 Закона Республики Коми от 07.07.2006 г. N 65-РЗ (ред. от 17.02.2010) "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" (далее - Закон N 65-РЗ) недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пп. 3), подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно (пп. 5), подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы (пп. 6). Между тем, ТИК г. Сосногорска не было учтено, что Манчинской З.Б. при сборе подписей нарушено требование п.8 ст.37 Закона N 67-ФЗ о том, что подпись и дату ее внесения избиратель ставит самостоятельно (собственноручно). В частности, как минимум в 3-х случаях в графе дата подписания подписного листа избирателем дата проставлена непосредственно Манчинской З.Б.. а не собственноручно избирателями. При этом, следует отметить, что на заседании ТИК г. Сосногорска 03.11.2010 года членом ТИК с правом совещательного голоса от ЛДПР СА.. было предложено направить подписные листы на исследование в экспертное учреждение для установления или опровержения факта проставления даты проставления подписи избирателя Манчинской З.Б., а не самим избирателем. Члены ТИК г. Сосногорска с правом решающего голоса проголосовали за регистрацию Манчинской З.Б. без направления подписных листов на экспертизу. Председатель ТИК г. Сосногорска Гаврилова Л.П. проголосовала против регистрации Манчинской З.Б., и, соответственно, за направление подписных листов на экспертизу. Кроме того, для сравнения надо отметить, что при рассмотрении подписных листов, представленных кандидатом в депутаты ДС. (избирательный округ № 3) в аналогичной ситуации, когда при визуальном исследовании было установлено, что даты проставления подписей выполнены не избирателями, а самим кандидатом, подписные листы для устранения сомнений были направлены на экспертизу, причем, единогласным решением всех членов ТИК. Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Таким образом, в результате установления хотя бы единичного факта проставления даты подписания подписного листа не самим избирателем, а Манчинской З.Б., Манчинской З.Б. следовало бы отказать в регистрации. Учитывая, что оспариваемое решение принято Территориальной избирательной комиссией города Сосногорска с нарушением требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а значит незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, подлежит отмене.
Впоследствии представитель заявителя по доверенности – Бартош Р.А. обратился в суд с дополнениями к заявлению, которые мотивированы тем, что в подписных листах кандидата в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» Манчинской З.Б. в адресах места жительства избирателей отсутствуют наименование субъекта, города (района). Кроме того, отсутствует тип населенного пункта (указано: Мала Пера, вместо п. Малая Пера). Также в листе 1 подписях 7, 8, листе 4 подписях 4, 5, листе 5 подписях 3 указано сокращенное наименование населенного пункта: М-Пера. Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Статьей 3 Закона N 65-РЗ установлено, что основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заявитель Ушакова И.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена, в суд не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, доверила представлять свои интересы Дзуцевой О.В. и Бартош Р.А.
В суде представитель заявителя Дзуцева О.В., действующая по доверенности, требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении и в дополнении к заявлению.
В суде председатель Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска Гаврилова Л.П. первоначально с заявлением не согласилась, впоследствии, после проведения судебной почерковедческой экспертизы, оставила разрешение дела на усмотрение суда.
Манчинская З.Б. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, просила рассмотрение дела отложить в связи с нахождением на лечении, о чем представлено заявление, ранее в суде с требованиями не согласилась.
Учитывая, что ранее в судебном заседании Манчинская З.Б. давала пояснения по существу заявленных требований, не возражала против назначения экспертизы по делу, а также, учитывая, что не указан период выздоровления заинтересованного лица и ограниченны сроки избирательной кампании в связи с досрочными выборами депутатов Совета МО МР «Сосногорск», назначенными на 28.11.2010 года и с учетом мнения лиц, участвующих по делу и прокурора, определением суда дело рассмотрено в ее отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, а также, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявление, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявления.
Материалами дела установлено, что 04 октября 2010 г. ТИК г. Сосногорска были назначены досрочные выборы депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва, о чем имеется копия постановления. Сроки избирательных действий сокращены на одну треть.
03.11.2010 года ТИК г. Сосногорска принято постановление № 08-01/33 о регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Манчинской З.Б., о чем имеется копия постановления. Манчинская З.Б. выдвигалась кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 17 путем самовыдвижения.
Согласно ст. 34 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 67-ФЗ) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом, и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Согласно п. 2 ст. 38 количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.
В соответствии с требованиями ст. 37, ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, постановлением ТИК г. Сосногорска от 08.10.2010г. № 01-08/5 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения досрочных выборов депутатов Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва», для выдвижения и регистрации Манчинской З.Б. необходимо было собрать не менее 48 подписей и не более 53 подписей избирателей соответствующего избирательного округа. Для своей регистрации Манчинская З.Б. представила в ТИК г. Сосногорска подписные листы, содержащие 50 подписей избирателей. Две подписи согласно заключению рабочей группы ТИК г. Сосногорска по проверке подписных листов были признаны недействительными, указанные обстоятельства не оспаривались сторонами.
Учитывая, что 48 подписей (50 представлено минус две недействительные) являлось достаточным для регистрации Манчинской З.Б. кандидатом в депутаты, ТИК г. Сосногорска было принято решение о регистрации ее кандидатом.
Согласно п. 8 ст. 37 Закона N 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
В силу п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 N 65-РЗ (ред. от 17.02.2010) "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" недействительными считаются подписи избирателей, в частности подписи избирателей, даты внесения которых, не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта (пп. 5).
По ходатайству представителя заявителя и с учетом мнения лиц, участвующих по делу, определением суда от 12.11.2010 г. по делу была назначена судебно - почерковедческая экспертиза. Согласно заключению эксперта № З-141 от 15.11.2010 г. Межрайонного экспертно-криминалистического отдела № 3 ЭКЦ МВД по РК с дислокацией в ОВД по г. Сосногорску, рукописно-цифровые записи в подписном листе № 1 в строке 1, графы «Фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства, дата внесения подписи», рукописно-цифровые записи в подписном листе № 1 в строке 2, графы «Фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства, дата внесения подписи», рукописно-цифровые записи в подписном листе № 1 в строке 3, графы «Фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства, дата внесения подписи», рукописно-цифровые записи в подписном листе № 2 в строке 1, графы «Фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства, дата внесения подписи», рукописно-цифровые записи в подписном листе № 2 в строке 2, графы «Фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства, дата внесения подписи», рукописно-цифровые записи в подписном листе № 4 в строке 7, графы «Фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства, дата внесения подписи», рукописно-цифровые записи в подписном листе № 4 в строке 8, графы «Фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства, дата внесения подписи» выполнены одним лицом.
Не доверять заключению эксперта оснований нет.
Таким образом, на основании заключения эксперта следует, что подписи избирателей, в частности: ЛЛ., ЛВ., ЛС. (в подписном листе № 1, строке 1,2,3), ЧИ., КИ. (в подписном листе № 2, строке 1,2), ВН., ВС. (в подписном листе № 4, строке 7,8), все даты внесения которых, выполнены одним лицом, то есть даты внесения подписи не внесены указанными избирателями каждым собственноручно, а поэтому в силу п. 7 ст. 15 Закона РК от 07.07.2006 г. N 65-РЗ "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" на основании письменного заключения эксперта (пп. 5), данные подписи избирателей подлежат признанию недействительными.
С учетом изложенного, установлено и подтверждается материалами дела, что кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Манчинской З.Б. представлено не достаточное количество достоверных и действительных подписей избирателей (48 подписей минус 7 подписей, признанных судом недействительными), а необходимо было представить не менее 48 подписей и не более 53 подписей избирателей соответствующего избирательного округа, однако Манчинская З.Б. была зарегистрирована 3.11.2010 г. кандидатом в депутаты, что нельзя признать правильным, то при таких обстоятельствах постановление ТИК г. Сосногорска № 08-01/33 от 03.11.2010 г. в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Манчинской З.Б., не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, принято с нарушением требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, а поэтому подлежит отмене судом.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ушаковой И.В. о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска в части регистрации кандидатом в депутаты Совета МО МР «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному округу № 17 Манчинской З.Б. – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Сосногорска № 08-01/33 от 03 ноября 2010 года «О регистрации кандидатов в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» четвертого созыва в части регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Манчинской З.Б.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в 10-ти дневный срок через Сосногорский суд РК с даты изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2010 года.
Председательствующий Дудина О.С.
.
.
.
.
.
.