Дело 2-1181/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010 года город Сосногорск
СОСНОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе: председательствующего судьи Тарасовой Н.М.,
при секретаре Вахотиной Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Сосногорска, заявленного в интересах Кашаевой Е.И. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации городского поселения «Сосногорск» о постановке на учет в качестве нуждающейся и предоставления социальной выплаты на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Сосногорска в интересах Кашаевой Е.И. (далее по тексту - истец) обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации городского поселения «Сосногорск» (ответчики) о постановке на учет в качестве нуждающейся и предоставления социальной выплаты на приобретение жилья. Иск мотивирован тем, что Кашаева Е.И., <данные изъяты> г.р., является участником ВОВ на основании удостоверения <данные изъяты> от 19.02.2007 г. Кашаева Е.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе с ней по данному адресу зарегистрирована и проживает её дочь Ш.Т., <данные изъяты> года рождения, не имеющего своего жилья. Агентством Республики Коми по социальному развитию Кашаевой Е.И. отказано во включении в Республиканский список (реестр) ветеранов, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказ Агентства основан на том, что заключение о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 07.04.2010 года № 15 не соответствует требованиям, установленным Положением о признании положения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Данный отказ считает незаконным, нарушающим право Кашаевой Е.И. на установленные законом меры по включению в Республиканский список (реестр) ветеранов, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Представитель прокуратуры г. Сосногорска - старший помощник прокурора г. Сосногорска Карчевская Р.М. на удовлетворении исковых требований настаивала, ссылаясь на доводы изложенные в иском заявлении, при этом суду пояснила,. что исключение Кашаевой Е.И. из Республиканского списка (реестра) ветеранов, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья считает незаконным, поскольку Кашаева Е.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, Кашаева Е.И. является ветераном ВОВ, что дает ей право на единовременную выплату на приобретение (строительство) жилья, предусмотренную ФЗ «О ветеранах».
Истец Кашаева Е.И. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, направила заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Ответчик Агентство Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание своего представителя не направил, представил в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. В направленном отзыве на исковое заявление Кашаевой Е.И. ответчик просил в удовлетворении иска прокурора в интересах Кашаевой Е.И. отказать.
Представитель ответчика Администрации городского поселения «Сосногорск» в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором не возражает против исковых требований Кашаевой Е.И., при этом суду пояснил, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска» - Шудяева М.М. не возражала против удовлетворения исковых требований в отношении Кашаевой Е.И.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца Кашаевой Е.И., ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Прокурора г. Сосногорска, заявленного в интересах Кашаевой Е.И. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации городского поселения «Сосногорск» о постановке на учет в качестве нуждающейся и предоставления социальной выплаты на приобретение жилья подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Кашаева Е.И., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является ветераном- участником ВОВ (л.д.).
Кашаева Е.И. с 30.12.1980 года зарегистрирована по адресу: <адрес>. Совместно с Кашаевой Е.И. зарегистрирована её дочь Ш.Т., <данные изъяты> года рождения. Согласно заключению Межведомственной комиссии при Администрации городского поселения «Сосногорск» № 15 от 07.04.2010 года, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания. Постановлением № 78 от 15.04.2010 года руководителя Администрации ГП «Сосногорск» Кашаева Е.И. принята на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, включена в список очередности под номером <данные изъяты>, датой подачи заявления 14.04.2010 года.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе п. 4 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем.
В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию.
Согласно пункту 3 указанного Постановления Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах».
В ходе производства по делу установлено, что Кашаева Е.И. имеет право на льготы, установленные для ветеранов- участников Великой Отечественной войны. Постановлением руководителя администрации ГП «Сосногосрк» от 15.04.2010 года № 78 Кашаева Е.И. поставлена на учёт в категорию «Ветераны Великой Отечественной Войны» по номером 1, в соответствии с ч.3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
26.05.2010 года Кашаева Е.И. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. 28.05.2010 года ГУ «РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска» в адрес Агентства Республики Коми по социальному развитию направлен пакет документов для решения вопроса о предоставлении Кашаевой Е.И. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Приказом руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию от 08.07.2010 № 1561 Кашаевой Е.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с тем, что заключение о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 07.04.2010 года № 15 не соответствует требованиям, установленным Положением о признании положения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение). Кашаева Е.И. исключена из Республиканского списка (реестра) нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19, 21 Федерального закона «О ветеранах».
Данное обоснование отказа Агентства Республики Коми по социальному развитию суд считает несостоятельным, поскольку противоречит действующему законодательству РФ.
На основании п.7 Положения Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 8 Положения Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Согласно 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктами 48 и 51 Положения, по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В перечне документов, направленных ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска» отсутствует решение органа местного самоуправления - ГП «Сосногорск» о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Однако, данное обстоятельство не исключает того факта, что Кашаева Е.И. - ветеран ВОВ, является нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу непригодности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного таковым на основании Заключения Межведомственной комиссией при Администрации ГП «Сосногорск № 15 от 07.04..2010 года, правомерно включена в список а следовательно право Кашаевой Е.И., являющейся ветераном-участником Великой Отечественной войны не может ставиться в зависимость от действий органа местного самоуправления по оформлению результатов работы Межведомственной комиссии признанию непригодным для проживания жилого помещения.
Таким образом, нарушенное право Кашаевой Е.И. на включение в Республиканский список (реестр) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19, 21 Федерального закона «О ветеранах», подлежит восстановлению в судебном порядке, исковые требования прокурора г. Сосногорска, заявленные в интересах Кашаевой Е.И., к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации городского поселения «Сосногорск» о постановке на учет в качестве нуждающейся и предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Сосногорска, заявленного в интересах Кашаевой Е.И. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации городского поселения «Сосногорск» о постановке на учет в качестве нуждающейся и предоставления социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения «Сосногорск» признать Кашаеву Е.И., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию включить Кашаеву Е.И., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в Республиканский список (реестр) ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно очередности обращения.
Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Кашаевой Е.И. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в 10-ти дневный срок со дня его вынесения через Сосногорский городской суд.
Председательствующий Тарасова Н.М.