Дело № 2-388/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 апреля 2011 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О. С., при секретаре Сахарновой О. К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кропачёва Л. А. к ГКУ РК «Центр занятости населения г. Сосногорска» об обязании поставить на учёт в качестве безработного и выплате пособия, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в Сосногорский городской суд с исковым заявлением к ГКУ РК «Центр занятости населения г. Сосногорска», просил обязать ответчика поставить его на учёт по безработице с выплатой пособия в размере <ИНЫЕ ДАННЫЕ> руб. со 02.12.2010 г. Кропачёв Л. А. требования мотивировал тем, что 02.12.2010 г. он обратился к ответчику с документами для постановки на учет по безработице. Ответчик потребовал подписать справку о том, что он уволен за прогулы, но он этого делать не стал. В связи с этим ему было отказано в постановке на учет в устной форме. Считает, что действиями ответчика нарушены его права. Вместе с тем, он никогда не имел нарушений трудовой и исполнительной дисциплины. В суде истец на иске настаивал, пояснил, что никаких других трудовых договоров в Центр занятости не предъявлял, кроме договоров подряда из OOO «УнТ». Заявление-анкету не оформлял, он представлял необходимые документы, в том числе справку о средней заработной плате из ООО «УнТ», а также было предложено подписать заявление с указанием о том, что уволен с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины, о чём имеется запись в трудовой книжке от 2005 года. Это заявление он не подписал. На учёт не был поставлен, и пособие не было назначено. Считает, что должен быть поставлен на учёт со 02.12.2010 года, с выплатой пособия в размере <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рубля в соответствии со справкой о заработной плате из ООО «УнТ», несмотря на то, что справка выдана на основании гражданско-правовых договоров. Считает, что это оплачиваемая работа, и в соответствии с Законом «О занятости» должна быть принята Центром занятости населения. Он обращался в Управление Республики Коми по занятости населения, и копии представленных им документов Центром занятости населения г. Сосногорска были отправлены в г. Сыктывкар, имеется ответ. Он не обращался в Центр занятости, чтобы поставили на учёт с выплатой пособия в минимальном размере. Закон не обязывает его писать никакие заявления. Представитель ответчика - Кетова Л. А., действующая по доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что истец обращался 02.12.2010 года за предоставлением государственных услуг по подбору подходящей работы и в дальнейшем по осуществлению социальных выплат. Истцом были представлены следующие документы: копии договоров подряда, справка о средней зарплате от 01.12.2010 г., трудовая книжка, с записью от 2005 года об увольнении по п. 6 ст. 81 ТК РФ - за прогулы. Было разъяснено, что вся работа для него является подходящей, поскольку более года не работал, что подтверждается трудовой книжкой, и мог претендовать только на получение пособия в минимальном размере <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рублей, и он должен был оформить заявление-анкету с просьбой об оказании услуги. После разъяснений специалистов, не согласившись с доводами, истец отказался от предоставления государственной услуги, покинул место оказания государственной услуги без соответствующего оформления. Заявление-анкета не была оформлена. Полагал при этом, что договор подряда относится к трудовому договору, а не гражданско-правовому договору. Для назначения пособия в максимальном размере или в процентном соотношении по заработной плате, принимается расчёт заработной платы за 26 календарных недель в течение 12-ти месяцев. При этом принимаются только трудовые договоры, а не гражданско-правовые договоры. Истцом же были представлены гражданско-правовые договоры, поэтому периоды работы по таким договорам не должны учитываться при определении наличия 26 календарных недель оплачиваемой работы. В связи с обращением в вышестоящий орган истцом были представлены копии документов, включая договоры подряда, справку о заработной плате. Поставить на учёт за прошлое время, т.е. с 02.12.2010 года не представляется возможным, поскольку услуга оказывается только по предоставлению заявления, и личном обращении, однако такого заявления не было оформлено. Центр мог при обращении и оформлении истцом заявления предложить ему вакансии, любую оплачиваемую работу. При необоснованном отказе от работы, возможно, истец не был бы признан безработным, и не было бы назначено пособие. При оформлении заявления и представлением полного пакета документов, заносится в компьютер карточка персонального учёта, которая распечатывается, с подписями об ответственности и т.д., в том числе о назначении следующей явки в Центр занятости населения для перерегистрации. В этот период оказывается услуга по подбору работы, и выдается бланк-направление, который истцу не выдавался. На основании ст. 4 Закона «О занятости в РФ» для истца любая оплачиваемая работа является подходящей, учитывая, что более года не работал, т.е. с 2005 года, что разъяснялось истцу. Максимальное пособие составляет <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рублей, минимальное пособие - <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рублей. Поскольку истец приходил, спорил, обращался в Управление Республики Коми по занятости населения, то у истца были истребованы копии документов для направления их на консультацию в Управление Республики Коми по занятости населения. Был получен ответ, который направлен истцу почтой (л.д. 17). Истцу разъяснялось право обратиться с заявлением и пакетом документов для постановки на учёт для поиска подходящей работы, и назначения пособия. Оснований для того, чтобы поставить на учёт со 02.12.2010 года с выплатой пособия в размере, указанном истцом, оснований не имелось. Представленная истцом справка о заработной плате не соответствовала требованиям Постановления Минтруда и соцразвития от 12.08.2003 г. «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка…», а согласно Закону наличие такого документа при постановке на учет для регистрации в качестве безработного предусмотрено, поэтому было предложено истцу написать заявление о постановке на учет без предоставления справки о заработной плате, т.к. последнее место работы по трудовой книжке ООО «ЛаВ» ликвидировано. Справка о заработной плате не соответствовала данным в трудовой книжке, справка была от 2010 года, в а трудовой книжке истца имеется запись об увольнении от 2005 года. Из справки о заработной плате видно, что выдана на основании гражданско-правовых договоров, то есть были не трудовые отношения, и эта справка не могла быть принята для исчисления пособия по безработице. Даже если истец обратился бы к ответчику и были бы оформлены документы 02.12.2010 года, то решался бы вопрос о предложении работы, о признании безработным и назначении пособия не ранее 11-го дня. Истец в кабинет первичного приёма не обращается, заявление не оформляет, и документы не представляет, а поэтому оснований назначить пособие истцу даже в минимальном размере не имеется. Документы, указанные в перечне, утвержденном Административным регламентом, в том числе заявление-анкета, истцом не была оформлена, не подписана и не представлена с пакетом документов. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. На основании статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона. На основании статьи 4 данного Закона, подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Статьей 28 Закона установлено, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице. Материалами дела установлено, что Кропачёв Л. А. обратился в ГКУ РК «Центр занятости населения г. Сосногорска» в декабре 2010 года за предоставлением государственных услуг по подбору подходящей работы и в дальнейшем по осуществлению социальных выплат, что подтвердили стороны в суде. При обращении к ответчику истец представил: трудовую книжку, последняя запись которой датирована 18.07.2005 г. «уволен по п. 6 ст. 81 ТК РФ за прогулы из ООО «ЛаВ» на основании приказа № 26 от 18.07.2005 г.» (л.д. 13); копии договоров гражданско-правового характера от 2010 года, и справку о средней заработной плате от 01.12.2010 г., выданную ООО «УнТ», где было указано, что Кропачев Л. А. работал по гражданско-правовым договорам, что также не оспаривали стороны в суде. Впоследствии ООО «УнТ» в ответ на запрос указало, что справка о средней заработной плате по договорам гражданско-правового характера была выдана Кропачеву Л. А. ошибочно (л.д. 18). Из доводов представителя ответчика следует, что Кропачев Л. А. перед оказанием государственной услуги по подбору подходящей работы был проинформирован специалистом о том, что справка об оплате за периоды работы по договорам гражданско-правового характера не будет учитываться при назначении пособия по безработице в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», и что Кропачеву Л. А. было предложено написать заявление о постановке на учет без предоставления справки о средней заработной плате, так как последнее место работы согласно трудовой книжке - ООО «ЛаВ», откуда уволен в 2005 году за прогул, - ликвидировано. Однако, не согласившись с доводами специалиста ГКУ РК «ЦЗН г. Сосногорска», Кропачев Л. А. не оформил заявление - анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и не были приняты документы для оказания услуги, что не оспаривали стороны в суде. Таким образом, в соответствии с требованиями Закона РФ «О занятости населения в РФ» не имеется достаточных оснований для признания Кропачева Л. А безработным именно со 02.12.2010 года, поскольку им не соблюден порядок регистрации в органах службы занятости населения, им не было оформлено заявление-анкета установленного образца с приложением необходимых документов, он не был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы в ГКУ РК «ЦЗН г. Сосногорска», такое решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина в определенный установленный срок - не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости документов: паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. И далее только при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. В части иска о взыскании пособия по безработице в сумме <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рубля, указанной в заявлении, начиная со 02.12.2010 года, оснований для удовлетворения иска не имеется. На основании статьи 30 указанного Закона РФ «О занятости населения в РФ» пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Статьей 31 Закона определено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. На основании статьи 33 Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. Статьей 34 Закона установлена выплата пособия по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Таким образом, пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисляется за определенный период, если имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) т.п., что свидетельствует о том, что при выплате пособия учитываются периоды работы по трудовому договору, подтверждаемые записями в трудовой книжке. Из материалов дела, доводов сторон следует, что истец ссылался на копии договоров подряда, не трудовых договоров, справку о заработной плате ООО «УнТ», выданную на основании договоров подряда (впоследствии предприятием указано, что выдана ошибочно), в соответствии с чем просит назначить пособие в размере <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рубля - не может быть принята во внимание, т.к. противоречит указанным нормам Закона «О занятости населения в РФ», сведения о работе истца в этой организации в трудовой книжке отсутствуют. Впоследствии в письменном объяснении представил дополнительный расчет суммы задолженности по выплате пособия по безработице, всего <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рублей. Оснований для взыскания указанной суммы не имеется, доказательств наличия такой суммы задолженности по выплате пособия не представлено. Суд также принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что Кропачеву Л. А. при неоднократных посещениях Центра занятости населения предлагалось встать на учет (оформить заявление-анкету и представить документы) с учетом имеющихся документов, в рамках Закона «О занятости населения в РФ», чего он не сделал до настоящего времени. С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кропачёва Л. А. к ГКУ РК «Центр занятости населения г. Сосногорска» об обязании поставить на учёт в качестве безработного с выплатой пособия в размере <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рубля со 02 декабря 2010 года, а также взыскании суммы задолженности по выплате пособия в размере <ИНЫЕ ДАННЫЕ> рублей - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сосногорский суд с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 04.05.2011 года. Председательствующий О.С. Дудина